- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению по сказке Дж. Родари Как Алиса в море побывала
Конспект урока по литературному чтению по сказке Дж. Родари Как Алиса в море побывала
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Барыжникова Е.С. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Информационная карта урока
Учитель: Барыжникова Елена Сергеевна, учитель начальных классов I квалификационной категории школа №97. МБОУ СОШ, Октябрьского района, г. Новосибирска Предмет:Литературное чтение Класс: 2 «А» Тема : Дж. Родари «Как Алиса в море побывала» (знакомство со сказкой, состоящей из двух частей) Целевые установки урока : Учить детей слушать друг друга, проявлять интерес к версиям, предложенным другими во время обсуждения, вырабатывать одну общую версию . Задачи урока Образовательные: - совершенствовать умение читать слова, предложения - формировать умение использовать ранее усвоенные знания и умения в новой ситуации Развивающие: - развивать контроль и самоконтроль -формировать познавательного интереса, познавательную самостоятельность - развивать сенсорную сферу - углубить читательский интерес Воспитательные: - воспитание уважения к точке зрения собеседника. - воспитание требовательности к себе - воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успеху других. Личностные результаты: учащиеся анализируют ответы, оценивают свой собственный ответ . Структура урока: Целеполагание: (самостоятельное формирование целей урока)
- Проверка домашнего задания (чтение наизусть стихотворения)
- Применение знаний в стандартной ситуации («Помоги соседу»; «Проверь себя»; «Групповая работа»), разноуровневые задания (перенос умений и навыков в новую ситуацию) с организацией самопроверки.
- Подведение итогов урока.
Формы работы: фронтальная, групповая, диалог учителя и ребенка, индивидуальная. Методы и приёмы работы: практикум, мини-исследование, разноуровневые задания, рефлексия, создание проблемной ситуации. Оборудование: карточки-задания, наглядные пособия ( чучела морских животных и водорослей, электронная доска).
Урок проводился во 2-ом классе по учебнику «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир». Е.В. Бунеев, М.А. Яковлева. Представленный урок является уроком систематизации полученных знаний. Урок имеет личностно ориентированную направленность, подготовлен для решения задач личностного развития учащихся, нацелен на повышение самостоятельности в учебной деятельности, создание для учеников ситуации успеха за счёт применения специально разработанного дидактического материала: - разноуровневые задания: сравнение текста с содержанием прогнозов учащихся, что способствует включению непроизвольного внимания, вдумчивому чтению. Дотекстовая беседа. Устный прогноз по ключевым словам Социальные навыки: умение представить результат работы малой группы всей аудитории. Деятельность ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности, освоение компонентов учебной деятельности: а) анализа и синтеза: - через фронтальную работу (анализ текста) -через выделения характерных особенностей текста ( сказка- рассказ, повествовательный рассказ, реальные события). б) сравнение: -через вопрос, который задаёт учитель. в) абстрагирования: - при выполнении графических заданий по дополнительной тетради на печатной основе. г) обобщения и систематизации: - через обобщение признаков текста по главам. -через нестандартную ситуацию (деловая игра «Я - учитель») -через умение делать выводы. Развитие сенсорной сферы происходит за счёт выборочного чтения (зрительное восприятие, память: оперативная, эмоциональная, наглядно-образная; внимание: произвольное, непроизвольное, целенаправленное, организованное). Значительное внимание на уроке уделено формированию художественно грамотной речи: -развитию речевого умения в монологической форме (умение логично и связно высказываться) -развитию коммуникативных умений и навыков -обогащению словарного запаса учеников. Учитель задаёт положительный эмоциональный настрой, обогащает весь процесс позитивными эмоциями через доброжелательный тон, внимательное отношение к каждому ребёнку, собственную заинтересованность в происходящем. Ход урока:
- Вводная часть.
У меня такая Краска голубая, Что волна любая Просто как живая! Я сижу тихонько Около прибоя, Окунаю кисточку В море голубое.
4. Рефлексия эмоционального состояния после проверки домашнего задания: - Какое у вас было настроение при чтении этого стихотворения? Приклейте смайлик в тетрадь (тетрадь, где прослеживаются чувства ребёнка в течение всего урока). 5.Сообщение темы урока: Дж Родари «Как Алиса в море побывала» (записано на доске). Дети читают заглавие, имя автора. Беседа по теме сказки (гипотеза): -Кто будет героем этой сказки? -Где будут происходить события? -Кто из вас отдыхал на море? -Какие мысли у вас там появились? Представляли ли вы себе какие-либо сказочные сцены? Физминутка: «Море волнуется раз» (разные фигуры изображают дети ) Рассматривание иллюстрации по учебнику. -Какой персонаж сказки подсказала нам иллюстрация? (дети предполагают) -Что же могло произойти с этими героями? (дети предполагают сами) Чтение ключевых слов с доски (учитель открывает подготовленную заранее запись): Алиса, превращалась в рыбку, мальчик, нырнул, дельфин, дно морское, вернусь домой. Работа с ключевыми словами. -Дети, что обозначают, как помогают ключевые слова (ответ). -Как вы думаете, о чём сказка? Рефлексия: - Вы по ключевым словам предположили, о чём текст сказки. Что вы почувствовали при своих догадках? (нарисовать смайлик в тетрадь). Физминутка: «Стрекоза» Утром стрекоза проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - присела, На четыре полетела. У воды остановилась, Над водою покружилась.
Работа с текстом по частям во время чтения.
Часть I Читают дети для себя (самостоятельно). Выборочное чтение (вслух по вопросам): -Какая мечта была у Алисы? (найти и прочитать) -Почему она у неё появилась? (найти и прочитать) -Что можно сказать об Алисе? (найти и прочитать) -Какая это была девочка? (она маленькая и верит в то, что можно стать рыбкой: она - выдумщица) Рефлексия: -Ваше отношение к Алисе, какое чувство вызывает эта героиня? -Хотели бы вы стать рыбкой? -Закройте глазки. Встаньте из-за парт представьте, что вы рыбка, руки - плавники, вы плывёте по морю. Вода тёплая, ласковая. Откройте глазки. Тихонько присядьте.
Часть II Чтение вслух с сопровождением показа наглядностей (чучела морских ежей, моллюск, морских звёздочек, коралл, двухстворчатые раковины). (См. приложение) Вопросы: -Что вы узнали из первого абзаца о мальчике? -Как мальчик превратился в дельфина? -Поверила в это превращение Алиса? А вы? -Кем хотела стать Алиса? -Что из этого получилось? -Чем ей понравилось морское дно? -Что заставило Алису вернуться домой? (любовь к родителям) -Почему Алиса никогда и никому не рассказывала о том, что с ней приключилось в море? Физминутка: «Море волнуется раз». Работа группами (две группы по дополнительной тетради на печатной основе).
Задание: Какой была Алиса? Соедини и допиши. Маленькая ___________________ Серьёзная ___________________ Выдумщица ___________________ Добрая ___________________ Любящая ___________________ с богатой фантазией ___________________ Проверка. (Сравнение работ двух групп по заданию) Итог. Похоже ли прочитанное произведение на сказку? (и, да и нет) -Что в нём сказочного? (приключение Алисы на дне морском, превращения мальчика в дельфина) -А чем не похоже на сказку? (все приключения Алисы - это её фантазии, представления, нет сказочных примет). Рефлексия в форме синквейна: Учитель комментирует правила составления синквейна (раздаточный материал): правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Например: Сказка Интересная, волшебная Читаю, удивляюсь, радуюсь Чудо
ВЫВОД: Сегодня мы познакомились еще с одной сказкой Дж. Родари. Чему она научила вас? Что бы вы хотели взять для себя? Подумайте и дома нарисуйте иллюстрации к этой сказке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Морские ежи
Дельфины
Морские звёзды
Морские ерши
Морские кораллы
Морские раковины