Формирование толерантной культуры общения и взаимодействия детей с интеллектуальной недостаточностью

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование толерантной культуры общения и взаимодействия детей с интеллектуальной недостаточностью.


Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Все это можно назвать одним словом - толерантность. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Основная задача учителя, классного руководителя, воспитателя-это воспитание толерантной личности через проведение классных часов, бесед, диспутов, круглых столов, игр, походов, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, веры, национальности, тематических вечеров, коллективный творческий труд, совместное решение конфликтных ситуаций, коррекцию воспринимаемой детьми разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовой коммуникации. Многим детям присущи чувства отчуждения, унижения, страха, подозрительности, беспомощности, подавленности и повышенной тревожности. Такие дети испытывают большие трудности в обучении. которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления.Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми инвалидами является социальная адаптация, реабилитация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и коллективе. Это становится возможным лишь при создании специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания. При социализации детей с умственной отсталостью проблемой является отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с умственной отсталостью не предусматривает широкого контакта со сверстниками. Поэтому особое внимание необходимо уделять умению детей общаться. Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко. Зачастую в группе детей существует множество конфликтов, являющихся результатом «искаженного пути развития межличностных отношений», когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого надо превзойти. Спецификой межличностных отношений является тот факт, что другой ребенок не является объектом отстраненного наблюдения. Для адекватного поведения нам всегда важно знать, как к нам относится другой, реагирует ли другой ребенок на действия партнера. Нередко дети-инвалиды не обращают внимания на реакцию другого, что приводит к искаженному пути формирования межличностных отношений. Роль детского коллектива весьма значительна, ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые дети на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы поведения ребенка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей. Все элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов все они первоначально возникают и проявляются в какой-нибудь коллективной форме деятельности. Коллективная деятельность создает условия для нравственного развития детей. В коллективе обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения. Этим детям присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Характерным в поведении умственно отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению, соотнести свои личные интересы с общими. В формировании коллектива одним из важных факторов является правильная организация учебно-трудовой деятельности. Основной формой для развития основ межличностного общения детей с умственной отсталостью должна быть игра. Игра - очень эффективная форма, которую надо использовать для решения задач, связанных с формированием межличностных навыков и умений. В игровой деятельности легче сформировать основы общения и взаимодействия детей, без которых невозможно успешное обучение. Поэтому в ходе занятий учителя должны обращать внимание на: 1) степень полноты принятия задания: ребенок принимает задание во всех компонентах; принимает частично; совсем не принимает. 2) степень полноты сохранения задания до конца занятия: ребенок сохраняет задание во всех компонентах; сохраняет лишь отдельные компоненты; 3) уровень развития общения: партнеры по эмоционально-практическому заимодействию; потребность в соучастии сверстника; ситуативно-деловое сотрудничество со сверстником, совместная игровая деятельность, учет действий и взаимодействий партнера; внеситуативное общение, содержанием которого являются устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Игра - основной вид деятельности ребенка. Через игру он познает окружающий мир (узнает свойства ряда материалов, различия во временах года и т. д.) в игре развивается его речь. Игра способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию личности ребенка, его общения и социализации в обществе. Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вне зависимости от возраста. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и игрушками, обыгрывать действия с ними. При организации подвижных игр следует учитывать необходимость смены игр - оживленных спокойными и наоборот. Важно принять во внимание предшествующее игре состояние ребенка. После малоподвижного занятия надо организовать более подвижную игру. В ходе самой игры необходимо чередовать моменты движений и отдыха. Чем меньше возраст детей, тем проще должны быть движения в игре. В процессе практического общения детей в течение дня, в ходе игр возникает их речевое общение. Процесс речевого общения, как правило, начинается с поручений. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, поражения, переживать успех, учатся общению. Игра - это удовольствие для детей и школа общения.
Литература: 1.Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М; 1998. 2.Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств, - С-П.: Речь, 2001 - 346 с. 3..Заведенко Н.Н. "Как понять ребенка" 4. "Концепция и программа социального развития детей школьного возраста" Л.В.Коломийченко. г. Пермь, 2002 г. 5. "Конвенция о правах ребенка". 1989 г. 6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, - С-П.6 Речь, 2001 - 189 с. 7.Макарова, Т.В. Г.В.Ларионова " Толерантность и правовая культура школьников"

© 2010-2022