- Преподавателю
- Начальные классы
- Кружок общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»
Кружок общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Родоманова А.В. |
Дата | 28.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краснодарский край, Курганинский район, г. Курганинск
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от 29.08. 2014 года
Председатель педсовета
_________________ Марущак Т.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок общеинтеллектуального направления «Занимательная математика».
Срок реализации: 4 года.
Возраст обучающихся: 1 - 4 классы.
Составитель:
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2
Родоманова А.В.
2014 г.
-
Пояснительная записка
Программа «Занимательная математика» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначен для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению. Актуальность программы. В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Программа обеспечивает требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, осуществляет при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Программа «Занимательная математика» ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы. Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Задачи программы:
- формирование умений работать в строго организованном учебном пространстве - следовать инструкциям, работать по заданному алгоритму, составлять схемы и таблицы, систематизировать и обобщать полученную информацию;
- формирование умений работать в режиме творческой мастерской - формулировать задачу, разрабатывать план действий, находить нестандартные решения поставленной задачи;
- формирование умений работы в режиме проблемного обучения;
- развитие познавательных процессов учащихся (мышления, внимания, памяти, воображения);
- развитие волевых свойств личности;
- развитие учебной и познавательной активности учащихся;
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями;
- обеспечение прочного и сознательного овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
- расширение коммуникативных способностей детей;
- снятие эмоционального напряжения школьников.
-
Учебно-тематический план программы
№
Наименование разделов, тем
Всего часов
Количество часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
1класс
2класс
3класс
4класс
аудиторные
внеаудиторные
аудиторные
внеаудиторные
аудиторные
внеаудиторные
аудиторные
внеаудиторные
1.
Раздел 1. «Геометрическая мозайка»
85
15
22
24
24
2
13
4
18
6
18
7
17
1.1
Озорные кубики
7
-
3
-
2
-
2
-
-
Работа по схемам с объемными фигурами.
1.2
Танграм
7
-
2
-
2
-
2
-
1
Работа по схемам с плоскими фигурами. Составление схем.
1.3
Колумбово яйцо
6
-
-
-
2
-
2
-
2
1.4
Необычный конструктор
7
1
1
-
1
1
1
-
2
Конструирование фигур на плоскости, объемных фигур.
1.5
Страна Геометрия
54
1
6
4
10
5
10
7
11
Изучение геометрических фигур, их свойств.
1.6
Соревнование «Геометрическая мозайка»
4
-
1
-
1
-
1
-
1
Решение конкурсных задач.
2.
Раздел 2. «Арифметика»
30
13
7
5
5
6
7
1
6
1
4
2
3
2.1
Праздник числа
8
2
1
-
3
-
1
1
-
Знакомство со старинными мерами длины, массы.
2.2
Математическая карусель
18
4
5
1
2
1
2
1
2
Участие в математических играх.
2.3
Турнир Знатоков.
4
-
1
-
1
-
1
-
1
Решение конкурсных задач.
3.
Раздел 3. «Головоломка».
20
5
5
5
5
4
1
4
1
4
1
4
1
3.1
Логические задачи
8
2
-
2
-
2
-
2
-
Решение задач, способствующие развитию логического мышления.
3.2
Ступеньки
8
2
-
2
-
2
-
2
-
Решение задач с заданной последовательностью «шагов».
3.3
Математический поединок
4
-
1
-
1
-
1
-
1
Решение конкурсных задач.
Итого:
135
33
34
34
34
12
21
9
25
11
23
13
21
-
Содержание программы
1класс (33ч.) Раздел 1. «Геометрическая мозайка» (15ч.) Аудиторные часы (2 ч.) Необычный конструктор. Счётные палочки. Страна Геометрия. Путешествие Точки. Внеаудиторные часы (13 ч.) Озорные кубики (кубики Никитина). Фигуры 1 уровня: дорожки, квадраты, цветок, ступеньки, красный крест, пила, фонарики, елочка, бабочка, лодка, дом, конфета, бантик, гусь, паркет, крюк, молния, лесенка. Танграм. История игры. Фигуры: камбала, верблюд, гусь, утка, зебра, птица, корова, собака. Необычный конструктор. Волшебные спички. Страна Геометрия. Лабиринты. Игра «Муха». Волшебная линейка. История возникновения линейки. Прятки с фигурами. Уголки. Игра «Волшебная палочка». Соревнование «Геометрическая мозайка». Раздел 2. «Арифметика» (13ч.) Аудиторные часы (6 ч.) Праздник числа 10. Праздник числа 20. Математическая карусель. Математика - это интересно. Весёлый счёт. Занимательные задачи. Математическое путешествие. Внеаудиторные часы (7 ч.) Праздник числа 0. Старинные задачи. Математическая карусель. Математическая пирамида. Игра в магазин. Монеты. Игры «Лучший водитель», «Гонки с зонтиками». Турнир Знатоков. Раздел 3. «Головоломка» (5ч.) Аудиторные часы (4 ч.) Логические задачи. Ребусы. Головоломки. Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Числовой кроссворд. Секреты задач. Решение нестандартных задач. Ступеньки. Решение задач с заданной последовательностью «шагов». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Внеаудиторные часы (1 ч.) Математический поединок.
2класс (34ч.) Раздел 1. «Геометрическая мозайка» (22ч.) Аудиторные часы (4 ч.) Страна Геометрия. Путешествие в страну Геометрию с веселой Точкой. Графические диктанты. Сравнение отрезков. Город Четырёхугольников. Внеаудиторные часы (18 ч.) Озорные кубики (кубики Никитина). Фигуры 2 уровня: флаг, окошко, цветок, елочка, гриб, катушка, бабочка, горка, зигзаг, бокал, чернильница. Танграм. Фигуры: кит, морской котик, всадник, лев, бык, черепаха, козлик. Колумбово яйцо. История игры. Фигуры 1 уровня: бабочка, ракета, пляшущий казак, ножницы, белочка, кукла. Необычный конструктор. Волшебные спички. Пластилиновая страна. Страна Геометрия. Лабиринты. Дороги в стране Геометрии. Линии. Прямая линия и её свойства. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Точки пересечения кривых линий. Пересекающиеся линии. Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. Вертикальные и горизонтальные кривые линии. Знакомство с отрезком. Игра «Сложи фигуру». Единицы длины. Ломаная линия. Длина ломаной. Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Имя острого угла. Имя прямого угла. Имя тупого угла. Многоугольники. Город Треугольников. Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Прямоугольник. Трапеция. Квадрат. Ромб. Соревнование «Геометрическая мозайка». Раздел 2. «Арифмерика» (7 ч.) Аудиторные часы (1 ч.) Математическая карусель. Весёлый счет. Внеаудиторные часы (6 ч.) Праздник числа. Старинные задачи. Цвета радуги. Игры на внимание. Математическая викторина «Гость волшебной поляны». Математическая карусель. Игра в магазин. Математическая станция. Турнир Знатоков. Раздел 3. «Головоломка» (5ч.) Аудиторные часы (4 ч.) Логические задачи. Ребусы. Головоломки. Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Числовой кроссворд. Секреты задач. Решение нестандартных задач. Ступеньки. Решение задач с заданной последовательностью «шагов». Внеаудиторные часы (1 ч.) Математический поединок.
3 класс (34 ч.) Раздел 1. «Геометрическая мозайка» (24 ч.) Аудиторные часы (6 ч.) Необычный конструктор. Пластилиновая страна. Страна Геометрия. Путешествие в страну Геометрию продолжается. Веселые игрушки. Конструирование игрушек. Построение на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Внеаудиторные часы (18 ч.) Озорные кубики (кубики Никитина). Фигуры 3 уровня: шахматная доска, домик, песочные часы, дедушка, ракета, маяк, звезда, крабик, медаль, ножницы, снежинка, этажерка, лебедь, бегун, гусь, золотая рыбка. Танграм. Фигуры: свинья, поросенок, лошадь, кошка, собака. Колумбово яйцо. Фигуры 2 уровня: заяц, рыбка, лиса, ворона, слон, карусель, сорока, воробей, собака, черепаха. Необычный конструктор. Гибкая проволока. Страна Геометрия. Лабиринты. Плоские фигуры и объёмные тела. Город Многоугольников. Город Кругов. Окружность. Круг. Диаметр. Радиус. Циркуль. Касательная. Сектор круга. Дороги на улице Прямоугольников. Параллельные прямые. Город Четырёхугольников. Виды четырехугольников. Перпендикулярные прямые. Игра «Паутинка». Многоугольники выпуклые и невыпуклые. Периметр многоугольника. Площадь. Игра «Пифагор». Картины из геометрического материала. Праздник «Хвала Геометрии!». Соревнование «Геометрическая мозайка». Раздел 2. «Арифмерика» (5ч.) Аудиторные часы (1ч.) Математическая карусель. Арифметический диктант. Внеаудиторные часы (4 ч.) Праздник числа. Старинные задачи. Математическая карусель. Пирамиды. Игра в магазин. Математическая станция. Турнир Знатоков. Раздел 3. «Головоломка» (5ч.) Аудиторные часы (4 ч.) Логические задачи. Ребусы. Головоломки. Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Числовой кроссворд. Секреты задач. Решение нестандартных задач. Ступеньки. Решение задач с заданной последовательностью «шагов». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Внеаудиторные часы (1 ч.) Математический поединок.
4 класс (34 ч.) Раздел 1. «Геометрическая мозайка» (24 ч.) Аудиторные часы (7 ч.) Страна Геометрия. Развертка куба. Развертка параллелепипеда. Измерение углов. Градусная мера угла. Транспортир. Построение углов заданной градусной меры. Площадь. Палетка. Внеаудиторные часы (17 ч.) Танграм. Фигуры: индюк, рыба, лебедь, петух, кролик, лиса. Колумбово яйцо. Фигуры 3 уровня: гриб, елочка, птенец, цветок. Фигуры 4 уровня: ящерица, кошка, лошадка, птица. Необычный конструктор. Конструирование из природного материала. Страна Геометрия. Лабиринты. Пентамино. Моделирование куба из различных материалов. Моделирование параллелепипеда из различных материалов. Каркасная модель объемной фигуры. Равносторонний и равнобедренный многоугольники. Построение углов заданной градусной меры. Построение треугольника. Числовой луч. Игра «Морской бой». Симметрия. Игра «На что похоже?». Цилиндр. Конус. Пирамида. Графический диктант. Шар. Геометрический КВН. Соревнование «Геометрическая мозайка». Раздел 2. «Арифметика» (5ч.) Аудиторные часы (2ч.) Праздник числа. Старинные задачи. Математическая карусель. Арифметический диктант. Внеаудиторные часы (3 ч.) Математическая карусель. Игра в магазин. Математическая станция. Турнир Знатоков. Раздел 3. «Головоломка» (5ч.) Аудиторные часы (4 ч.) Логические задачи. Ребусы. Головоломки. Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Числовой кроссворд. Секреты задач. Решение нестандартных задач. Ступеньки. Решение задач с заданной последовательностью «шагов». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Внеаудиторные часы (1 ч.) Математический поединок.
-
Предполагаемые результаты реализации программы
Первый уровень:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения.
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность;
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры. действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу. участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
-
Формы и виды контроля
Соревнование команд «Геометрическая мозайка». Турнир Знатоков. Математический поединок.
-
Методические рекомендации
-
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) для детей
1. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся.- М. «Просвещение», 2002
1
2. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 1 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Школьная Пресса». 2003
1
3. Нефедова Е.А., Узорова О.В. 2000 задач и примеров по математике. - М.: ACT, 2001.
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) для педагога
1. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
1
2. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. - М. «Школьная Пресса». 2003
1
3. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. - М. «Школьная Пресса». 2002
1
Технические средства обучения
1. Компьютер.
1
2. Интерактивная доска.
1
Экранно-звуковые пособия
1. Схемы к играм «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор».
1
2. Карта страны Геометрии.
1
Игры и игрушки
1. Игра «Танграм».
15
2.
Игра «Колумбово яйцо».
15
3.
Игра «Пифагор».
15
4.
Игра «Пентамино».
15
Оборудование класса
1. Компьютер.
1
2. Интерактивная доска.
1