- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме Правописание безударных гласных в корне слова
Конспект урока русского языка по теме Правописание безударных гласных в корне слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Туйманова Н.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова".
2-й класс
Цели:
● закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
● в корне слова;
● развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
● воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
● карточки со словами;
● компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
● конверты с яблочками;
● индивидуальные листы для диагностики;
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.
Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
- Какую пословицу собрали?
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?
Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.
- Все мы поднимаемся, как бы по лестнице становясь мудрее, более эрудированными. Вот и сегодня попробуйте оценить на какой ступеньки мудрости вы находитесь вначале урока. (раскрашивание человечков)
- К этой лестнице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
- Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимание, наблюдательность.)
3. Постановка проблемы урока
- Я хочу рассказать вам одну историю.
Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», - сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
- Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
- Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в слова).
- Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
- Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
- Как правильно записать это слово?
с м…чом - мяч - мячом
- Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).
4. Постановка темы и цели урока
- Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в слове.)
- Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
- Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
- На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.
5. Загадка.
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.
Песенка
- Это наш старый знакомый ежик. А на каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? ("Пых"-белорусская сказка)
6. Минутка чистописания.
- Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.
- С какой целью мы проводим на уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
- Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.
7. Актуализация знаний
(На доске написаны слова: стр…на, ябл...ко, гр…бы, з…мля, гр…за, п…тно)
- Что общего у всех этих слов?
(Все слова - отвечают на вопрос что?)
- По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слово яблоко. Это слово с непроверяемой безударной гласной в слове. Оно состоит из трех слогов.)
- Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые в слабой позиции всегда необходимо проверять
- Какие это буквы? (а,о,е,и,я,) Вспомним как правильно сидеть на уроке, положение тетради и ручки. Проверили себя. А теперь вспомните написание данных и букв (показ слайдов). Вспомнили правильное написание, пропишите их в тетради красиво, аккуратно и правильно.
9. Словарная работа
- В предыдущем задании одно слово было лишнее. Назовите его. Почему оно было лишнее? Наш ёжик предложил изучить данное слово более тщательно. Проведём словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
- Какую цель поставим на этом этапе ?
- Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
- Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
- Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните изучаемую орфограмму, запомните непроверяемую безударную гласную букву.
Назовите родственные слова: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный. поставьте ударение.
Сделайте вывод: Как пишется гласная во всех родственных словах?(одинаково)
Сегодня на уроке работают научные консультанты, которые помогут нам в изучении данного слова.
Этимологическая страничка
- Происхождение. Древнерусское означало «яблоко» означало «шар». На Руси яблоки упоминаются уже в XI веке, сведения о яблоках и яблонях хранят древние летописи. До странности много вещей называют яблоками:
сердцевина мишени для стрельбы в цель - яблочко;
кадык у мужчин - адамово яблоко;
рукоять меча - эфес - яблоко;
символ императорской власти - державное яблоко;
апельсин - «китайское яблоко»
персик - «персидское яблоко»;
дыня - «кидонское яблоко» (греческое);
помидор - «золотое яблоко» (французское);
картофель - «чертово яблоко» (русское), «земляное яблоко» (французское, pomme de terre).
-Слово яблоко употребляется часто в переносном смысле, образуя устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами.
Работа с фразеологизмами и пословицами
(На доске записаны фразеологизмы).
Яблоку негде упасть - тесно.
Как румяное яблочко - очень красивое.
Попасть в яблочко - отгадать, угадать, разгадать. Делать или говорить именно то, что нужно, именно так, как надо, в нужное время, в нужный момент.
- Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.
12. Работа с текстом учебника с.99 упр.151
- Прочитайте.
- Что прочитали? (Текст.) Докажите.
- Какой тип текста? (текст повествования)
- Какое заглавие подходит по смыслу?(Что происходит зимой в природе)
- Какие виды орфограмм встретились в тексте?
- спишите ту часть текста, к которой подходит заглавие "Звери зимой", вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
- Пропущенные орфограммы выделить.
Проверка с доски.
Творческая работа.
- Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
- Как ёжик встречает зиму? (Ежик в теплой норке засыпает. Ёжик впадает в спячку.)
Какая орфограмма чаще всего встречалась в тексте?
Наш гость предложил вам провести игру - соревнование. Работая в паре, игроки подбирают проверочные слова, вставляют пропущенную букву, выделяют орфограмму. По окончанию работы, передают на проверку нашим консультантам.
- Какой способ проверки использовали?
- Какой вывод сделаем?
- Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости
Пока наши консультанты проверяют, отдохнём и проведём физминутку.
Мы все выше поднимаемся по нашей лестнице. Предлагаю проверить ваши знания, накопленные по этой теме.
13. Экспресс-диагностика:1 вариант работает открывают ноутбуки и работает с презентацией, 2вариант- выполняет задания нашего гостя
Графический диктант.???????
- Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
- Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.
Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.
- Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?
о
а
и
е
я
1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
8
.
9
.
- Проверим.
- кто справился с работой?
- кому ещё надо поработать над данной темой?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Ежик очень доволен вашей работой.
14. Итог урока
- Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
- Стали вы мудрее? В чем?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
- Что было трудным на уроке?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?
Рефлексия
- Какое у вас настроение в конце урока?
- Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко(магнит) на ежика.
- У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно - зеленое яблоко.
- Благодарю вас за работу.
Дом. задание в тетради.