Конспект урока русского языка по теме Правописание безударных гласных в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова".

2-й класс

Цели:

● закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных

● в корне слова;

● развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;

● воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

● карточки со словами;

● компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

● конверты с яблочками;

● индивидуальные листы для диагностики;

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И урок наш начинаем.

Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

- Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

- Все мы поднимаемся, как бы по лестнице становясь мудрее, более эрудированными. Вот и сегодня попробуйте оценить на какой ступеньки мудрости вы находитесь вначале урока. (раскрашивание человечков)

- К этой лестнице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.

- Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимание, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

- Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет», - сказал товарищам Саша.

«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

- Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).

- Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в слова).

- Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?

(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)

- Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?

(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)

- Как правильно записать это слово?

с м…чом - мяч - мячом

- Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

- Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.

(Правописание безударных гласных в слове.)

- Какие цели поставим перед собой?

(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.

- Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?

- На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

- Это наш старый знакомый ежик. А на каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? ("Пых"-белорусская сказка)

6. Минутка чистописания.

- Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.

Он нес яблочки в лукошке,

Чтобы их все сосчитать

Нужно пальцы загибать.

- С какой целью мы проводим на уроке минутку чистописания?

(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)

- Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, ябл...ко, гр…бы, з…мля, гр…за, п…тно)

- Что общего у всех этих слов?

(Все слова - отвечают на вопрос что?)

- По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?

Какие группы у вас получились?

(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)

(Ко второй группе можно отнести слово яблоко. Это слово с непроверяемой безударной гласной в слове. Оно состоит из трех слогов.)

- Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые в слабой позиции всегда необходимо проверять

- Какие это буквы? (а,о,е,и,я,) Вспомним как правильно сидеть на уроке, положение тетради и ручки. Проверили себя. А теперь вспомните написание данных и букв (показ слайдов). Вспомнили правильное написание, пропишите их в тетради красиво, аккуратно и правильно.

9. Словарная работа

- В предыдущем задании одно слово было лишнее. Назовите его. Почему оно было лишнее? Наш ёжик предложил изучить данное слово более тщательно. Проведём словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?

- Какую цель поставим на этом этапе ?

- Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?

- Что такое яблоко?

(Это плод дерева яблони.)

- Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните изучаемую орфограмму, запомните непроверяемую безударную гласную букву.

Назовите родственные слова: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный. поставьте ударение.

Сделайте вывод: Как пишется гласная во всех родственных словах?(одинаково)

Сегодня на уроке работают научные консультанты, которые помогут нам в изучении данного слова.

Этимологическая страничка

- Происхождение. Древнерусское означало «яблоко» означало «шар». На Руси яблоки упоминаются уже в XI веке, сведения о яблоках и яблонях хранят древние летописи. До странности много вещей называют яблоками:

сердцевина мишени для стрельбы в цель - яблочко;

кадык у мужчин - адамово яблоко;

рукоять меча - эфес - яблоко;

символ императорской власти - державное яблоко;

апельсин - «китайское яблоко»

персик - «персидское яблоко»;

дыня - «кидонское яблоко» (греческое);

помидор - «золотое яблоко» (французское);

картофель - «чертово яблоко» (русское), «земляное яблоко» (французское, pomme de terre).

-Слово яблоко употребляется часто в переносном смысле, образуя устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы).

Яблоку негде упасть - тесно.

Как румяное яблочко - очень красивое.

Попасть в яблочко - отгадать, угадать, разгадать. Делать или говорить именно то, что нужно, именно так, как надо, в нужное время, в нужный момент.

- Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

12. Работа с текстом учебника с.99 упр.151

- Прочитайте.

- Что прочитали? (Текст.) Докажите.

- Какой тип текста? (текст повествования)

- Какое заглавие подходит по смыслу?(Что происходит зимой в природе)

- Какие виды орфограмм встретились в тексте?

- спишите ту часть текста, к которой подходит заглавие "Звери зимой", вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?

- Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

- Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.

- Как ёжик встречает зиму? (Ежик в теплой норке засыпает. Ёжик впадает в спячку.)

Какая орфограмма чаще всего встречалась в тексте?

Наш гость предложил вам провести игру - соревнование. Работая в паре, игроки подбирают проверочные слова, вставляют пропущенную букву, выделяют орфограмму. По окончанию работы, передают на проверку нашим консультантам.

- Какой способ проверки использовали?

- Какой вывод сделаем?

- Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости

Пока наши консультанты проверяют, отдохнём и проведём физминутку.

Мы все выше поднимаемся по нашей лестнице. Предлагаю проверить ваши знания, накопленные по этой теме.

13. Экспресс-диагностика:1 вариант работает открывают ноутбуки и работает с презентацией, 2вариант- выполняет задания нашего гостя

Графический диктант.???????

- Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.

- Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

- Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

о

а

и

е

я

1

.

2

.

3

.

4

.

5

.

6

.

7

.

8

.

9

.

- Проверим.

- кто справился с работой?

- кому ещё надо поработать над данной темой?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

- Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.

- Стали вы мудрее? В чем?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

- Что было трудным на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

- Какое у вас настроение в конце урока?

- Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко(магнит) на ежика.

- У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно - зеленое яблоко.

- Благодарю вас за работу.

Дом. задание в тетради.

© 2010-2022