Метод проектов как компонент контекстного обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов как компонент контекстного обучения

Л.А.Петрик

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 37, г. Смоленск Одной из основных целевых установок современного российского образования является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, сделать самостоятельный выбор, принять решение. Современная школа должна подготовить человека думающего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни. Особую роль в развитии творческих способностей учащихся выполняет контекстное обучение, которое обеспечивает переход познавательной деятельности в практическую деятельность с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов. Учитель в контекстном обучении не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует учащихся к развитию, создаёт условия для их самовыдвижения на базе использования эмоционально-ценностного опыта учителя и учащихся. Система образования должна подготовить детей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях. Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки, не вызывают напряжения и спада мыслительных процессов у детей, а значит проекты можно считать здоровье-сберегающими технологиями. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется учащимися самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке. Проектную деятельность можно начинать с 1 класса. Длительность выполнения учебного проекта в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3-4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев. Итогом проектной работы могут быть рукописные книги, оформленные рисунками, рассказами и стихотворениями, диафильмы, спектакли, концерты, викторины, видеофильмы, презентации и другое. Например, на уроках литературного чтения в 1 классе в течение всего времени изучения букв велась работа над проектом по теме «Азбука». Каждый ребенок выбирал себе букву и на эту букву рисовал игрушку и пробовал сочинить двустишие. В конце изучения азбуки совместными усилиями у нас получилась «Игрушечная азбука». Защита проекта (презентация всей книги) прошла на празднике «Прощания с азбукой». Во 2 и 4 классах учащиеся с огромным удовольствием работали над проектом «Кроссворд». Составление кроссвордов учащимися развивает у них сообразительность, усидчивость, стремление завершить начатое дело, учит работать со справочниками и словарями. При оформлении работы развиваются творчество и фантазия ребенка, художественные способности. Работа над проектом «Кроссворд» организовывалась по группам, каждый в группе выбрал свое направление - «художник», «поэт», «оформитель». Обязательным условием было составление вопросов к кроссворду в стихах. Дети выбрали такие темы: «Животные», «Мир природы», «Стихи А.Барто», «Сказки А.Пушкина», «Загадки», «Грибы». В 3 классе на уроках литературного чтения после изучения главы, посвященной определенному времени года проводился урок-проект, на котором дети создавали литературный журнал: «Моя осень», «Волшебница зима», «Весна идет - весне дорогу!». При его создании дети выполняли творческие задания: подбирали рифму к словам, сочиняли чистоговорки, стихи, составляли загадку-описание про птиц, создавали тексты-зарисовки, сочиняли сказку о путешествии осеннего листочка, о сосульке, подснежнике, одуванчике. К проектной деятельности можно отнести и создание детьми диафильмов по прочитанным произведениям. Время работы над таким проектом - два урока. На первом чтение, анализ, деление на смысловые части, словесное рисование картин на кадре, оформление кадра фильма, озвучивание кадра, на втором уроке анализ выполненных работ по группам, составление диафильма из рисунков, подпись текста к кадрам, анализ работы, и самооценка. В 4 классе дети работали над проектом «Новый год приходит к нам». Этот проект длился 4 недели: 1 неделя - сбор информации, 2 неделя - выставка рисунков, газет, изготовление ёлочных украшений, 3 неделя-разучивание новогодних песен и стихов, репетиция артистов,4 неделя-праздник в классе (защита проекта). Все дети разбились на группы, придумали себе название и спланировали свою работу. Каждая группа получила тему исследования («Почему Новый год празднуют 1 января?», «Почему именно ёлку украшают на Новый год?», «Кто такой Дед Мороз?», «Какие существуют приметы новогодней ночи?») и творческое задание (составить поздравление в стихах от сказочных героев, сочинить новогодние загадки, составить кроссворд с ключевыми словами «ДЕД МОРОЗ» в стихах, разыграть спектакль с героями из Простоквашино, Дедом Морозом, Снегурочкой). Ребята очень старались и на празднике представили результаты своих исследований и свои творческие работы. Таким образом, использование различных форм и методов организации обучения в системе контекстной технологии направлено на одну и главную цель - это формирование деятельностного пространства, способствующего развитию творческих способностей учащихся, умения применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Список литературы.

  1. Вербицкий А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения // Школьные технологии. - 2006.-№5.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //Нач. школа. - 2005. -№6.
  3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М., 2004.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.





© 2010-2022