Классный час Уникальный Волгоград

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы для учителя к классному часу «Уникальный Волгоград».
Царицын - Сталинград - Волгоград. Три названия города, который был основан, согласно официальной версии, в 1589 году, как сторожевая крепость в районе Переволоки, между двумя крупными судоходными реками Волгой и Доном. Волгоград - один из старейших городов Юго-Востока России, и в то же время молодой. Город раскинулся вдоль правого берега Волги на 90 километров, Волгоград - один из самых длинных городов Европы. Вторая Продольная магистраль - самая длинная улица России, её протяженность составляет более 50 километров. Волгоград разделен на 8 районов, 7 из них располагаются вдоль Волги: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Ворошиловский, Советский, Кировский, Красноармейский. Восьмой район - Дзержинский - не имеет выхода к Волге. Самый большой район города - Советский, самый маленький - Центральный. Наш город известен всему миру в первую очередь благодаря Сталинградской битве. Сталинград в 1943 году первым был назван городом героем, официально почетное звание «Город-герой», орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» Волгоград получил в 1965 году. Скульптура «Родина-мать зовет», возвышающаяся на Мамаевом кургане, одна из самых больших скульптур в мире. Её высота 52 метра, меча - 33 метра. Общая высота скульптуры с постаментом 85 метров. Вес скульптуры около 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров) В Париже именем нашего города названа площадь и станция метро, в Брюсселе - проспект, в пригороде Лондона - улица. Интересно, что в январе 2000 года звание "Почетный гражданин города-героя Волгограда" было присвоено Королеве-матери Великобритании Елизавете Виндзорской за особые заслуги в организации помощи Сталинграду жителей Великобритании в период Второй Мировой войны и развитие дружественных связей с СССР. Под патронажем королевы, благодаря ее авторитету и покровительству в Англии возникло движение за оказание помощи Советскому Союзу, которое в 1942, труднейшем для нас году, приобрело форму массовой политической кампании. Делегации Англии, побывав в СССР в годы войны, приняли решение об оказании помощи именно Сталинграду. В январе 1943 года на средства Лейбористского фонда помощи СССР в Сталинграде была оборудована одна из больниц города, англичане передали в 1943-1944 гг. на восстановление Сталинграда пять передвижных электростанций, 400 тыс. метров проводов, АТС на 10000 номеров. Национальный совет труда Великобритании передал Сталинграду чек на сумму 100 тыс. фунтов стерлингов для оснащения одного из госпиталей города; объединенный комитет помощи Советскому Союзу передал более 200тыс. фунтов стерлингов для постройки больницы в Сталинграде, а рабочие г. Ковентри собрали 20 тысяч фунтов стерлингов на закупку медикаментов. 1 В Москве можно прогуляться по Волгоградскому проспекту. В 20 городах есть улица Волгоградская: Ахтубинск, Барнаул, Брест, Владикавказ, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Камышин, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Кривой Рог, Липецк, Минск, Новороссийск, Новошахтинск, Оренбург, Саратов, Сочи, Тюмень, Элиста, Ярославль. 17 июля 1988 года волгоградские альпинисты первыми совершили восхождение на безымянный пик (4541 метр) на Памире и дали ему новое название - пик 400-летия Волгограда. Так же на карте мира есть пики «Красный Царицын», «Героев Сталинграда». 24 города мира - города-побратимы Волгограда: Ковентри, Острава, Дижон, Кеми, Льеж, Турин, Порт-Саид, Ченай, Хиросима, Кельн, Кемниц, Кливленд, Торонто, Цзилинь, Ереван, Чэнду, Крушевац, Руссе, Хандингтон, Тирасполь, Баку, Орландо, Плонск, Сандански. Именно наш город является инициатором движения городов-побратимов. На территории нашего города люди жили уже 75-100 тысяч лет назад, в эпоху каменного века. В 1951 геолог М.Н.Грищенко впервые обнаружил в балке Сухая Мечётка в Тракторозаводском районе орудия труда древнего человека, и сообщил об этом археологам. В 1952 году к раскопкам стоянки преступил известный ленинградский учёный С. Н. Замятнин. Учёные, ведущие раскопки, оценили площадь стоянки "Сухая Мечётка" в 1000-1200 кв.м. и пришли к выводу, что стоянка - древнейшее на Восточно-Европейской равнине поселение первобытного человека, относящееся ко времени появления неандертальцев. Стоянка "Сухая Мечётка" одно из немногих исследованных поселений состоявшее из пяти жилищ, в центре каждого из которых находился очаг. Диаметр жилищ достигал 7 м. Они имели округлую в плане форму и напоминали жилища типа северных чумов или яранг. Число обитателей поселения не превышало 30-40 человек. Раскопками выявлены раздробленные кости мамонта, бизона, шерстистого носорога, дикой лошади и сайги. Найдено 300 каменных орудий труда. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.74 г. № 624 стоянка включена в список памятников республиканского значения. В путеводителях конца XIX - начала ХХ века о нашем городе сообщалось: «Недавно еще похожий на большую деревню, теперь он принял вид значительного города. Раньше сильно подмывавшаяся рекой набережная, теперь прекрасно укреплена, и по своей солидности и виду одна из лучших на Волге».2 Но одновременно все путеводители отмечали пыль, ветер и полное отсутствие зелени. Трудно поверить, но за 100 лет Волгоград превратился в один из самых зеленых городов. На юге Волгограда в Красноармейском районе располагается Волгоградский Дендрарий. В 1962 году он был заложен на биологически мертвых грунтах поднятых с глубины 5-6 метров при рытье Волго-Донского канала главным специалистом И.П. Дударевым. Дендрарий занимает площадь 3,5 гектара и насчитывает около 20 тыс. растений почти 600 видов со всего света. Этот дендрарий настолько уникален, что представители Голландии и Греции ходатайствуют в ЮНЕСКО о присвоении ему статуса Международного заповедника природы. В Волгоградском Дендрарии произрастают уникальные растения: например, гингко двулопастной - реликтовое растение. Древние называли его "деревом жизни" и верили, что если прикоснуться к гингко рукой, загадав при этом желание - оно непременно сбудется. Так как растения, произрастающие в Дендрарии, собраны со всего света, из разных климатических поясов, то здесь в любе время года есть на что посмотреть: летом цветет можжевельник, или красное дерево, из которого изготавливают самую ценную мебель; осенью украшением Дендрария является кустарник скумпия - его листья бывают окрашены одновременно в желтый, зеленый и красный цвета. Зимой посетителей радуют разнообразные хвойные деревья - сосны, лиственницы, туи, а также волшебное, по поверьям жителей Востока, дерево ель. Именно из ели, делал свои знаменитые скрипки Страдивари. Конечно, есть в дендрарии и главное русское дерево, символ России - береза. Великий футболист Пеле как-то на вопрос о том, что ему больше всего понравилось в России, ответил "белое дерево". Но не все насаждения на территории города искусственные, в Григоровой и Чапурниковской балке находятся природные дубравы. Возраст некоторых деревьев более 100 лет. В черту города входит и островная система Голодный-Сарпинский, которая является центром естественного природного комплекса города-героя Волгограда. Острова располагаются между основным руслом Волги и ее рукавом - Воложка Куропатка. По мнению специалистов кафедры физической географии Волгоградского государственного педагогического университета, эти острова являются самыми крупными речными островами в Европе. Площадь, занимаемая этим памятником природы и его охранной зоны составляет 11272,64 гектаров. Сохранившиеся уникальные экосистемы островов представляют собой центральное естественное звено зеленой зоны города. Ученые называют острова своеобразным резерватом орнитофауны: постоянно или временно на островной системе обитают более 80 видов птиц, что само по себе несет черты региональной уникальности. Кроме гнездующихся птиц на весенних и осенних пролетах обычно серые гуси, куропатки, вальдшнепы, речные и нырковые утки, лебеди, кулики, краснозобовые казарки, колпицы, серые журавли. Орнитологический комплекс острова Сарпинского в 1996 году включен Союзом охраны птиц России в "Список потенциальных ключевых орнитологических территорий России международного значения". С 1996 года острова отнесены к особо охраняемым природным территориям. Исторически сложилось, что Царицын строился вдоль Волги. К началу ХХ века город имел протяженность в 45 километров. Горожане нуждались в транспорте, который мог перевозить значительное число пассажиров на дальние расстояния. В качестве такого транспорта царицынские власти выбрали трамвай. Ко времени строительства царицынской линии трамвайное сообщение уже существовало в 40 городах, но Царицын стал первым уездным городом, имеющем трамвай. 9 апреля 1913 года первые трамваи пошли по улицам города для обкатки линии и вагонов. Пассажирские перевозки стали осуществляться с 30 мая 1913 года. Исторические традиции сохраняются. 5 ноября 1984 года в Волгограде начал движение скоростной трамвай. Скоростная линия с обособленным полотном и подземной частью (3,3 км), построенная по нормам метрополитена (диаметр 5,1 метр) - первая и единственная в России. Это сложное в инженерном плане сооружение, в начале и в конце подземного участка выполнено перекрещивание тоннелей в разных уровнях, чтобы можно было принимать вагоны с правосторонним расположением дверей. С 1984 года ведётся строительство второй очереди скоростного трамвая. В настоящее время все строительные работы на пусковом участке «Пионерская» - «Ельшанка» (три новые станции и перегонные тоннели) выполнены, идут отделочные работы на станции Театр юного зрителя, отделка станции Ельшанка уже закончена. Протяжённость линии от площади Чекистов до Ельшанки более 4-х километров. В будущем линия будет продлена на юг до Волгоградского государственного университета - это будет третья очередь протяженностью 6,6 километра. Самый крупный речной вокзал в России находится в Волгограде. Он расположен на Центральной набережной на берегу Волги. Это - крупнейшее сооружение подобного типа в Европе; длина здания практически равняется длине Красной площади в Москве и составляет 296 метров, ширина - 36 метров, а высота по верхней точке - 47 метров. К вокзалу одновременно могут причаливать 6 теплоходов. Зал ожидания рассчитан на 700 человек. В здании речного вокзала расположен также центральный концертный зал города на 1000 мест. Его украшением и культурной достопримечательностью города является установленный в 1989 году орган чешской фирмы «Ригер-Клосс». А ещё Волгоград - порт пяти морей. А стал он таковым после постройки Волго-Донского судоходного канала, соединившего две крупнейшие судоходные реки Европы. Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина соединяет Волгу у Волгограда с Доном у города Калач-на-Дону. Общая протяжённость канала - 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам. Глубина - не менее 3,5 м. Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако, всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель. Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри. Однако, в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено. До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться по двум причинам. В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Проект строительства был создан в середине 1930-х годов. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончанию Сталинградской битвы, в 1943 году. Работами на трассе канала руководил Сергей Яковлевич Жук, опытный строитель и гидротехник, под руководством которого уже были спроектированы и построены Беломоро-Балтийский канал и канал Москва-Волга. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Стройка велась силами т. н. «врагов народа» - политзаключённых, осуждённых по 58 статье действующего в то время Уголовного Кодекса. Канал был построен всего за 4,5 года. В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. На этой стройке впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 6,5 метров, позволявшие производить бестранспортную разработку грунта.31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя В. И. Ленина. Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). Габариты шлюзовых камер - 145×18 метров. Расстояние между шлюзами варьируется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. В состав канала входят Варваровское, Береславское и Карповское водохранилище. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Системой из трёх насосных станций (Карповской, Мариновской и Варваровской) вода подаётся на водораздел, откуда самотёком подаётся волжский и донской склоны. Часть воды используется для орошения. Царицын - Сталинград - Волгоград. Город крепость, город-герой. Неповторимый и уникальный. Истинная жемчужина Нижней Волги…


Дополнительный материал о районах города

(по материалам Официального информационно - справочного портала Волгограда)


Своим рождением Тракторозаводский район обязан строительству тракторного завода. В целях создания отечественного тракторостроения 11 ноября 1925 года коллегия Главметалла ВСНХ приняла постановление о строительстве первенца тракторостроения в г. Сталинграде. Строить завод решено было на волжском берегу, в 14 километрах к северу от центра города. Место здесь было пустынное - безлюдная степь, поросшая ковылем. 2 июня 1926 г. в степь пришли люди - состоялась закладка тракторного завода, а спустя четыре года, 17 июня 1930 г., с главного конвейера сошел первый трактор. Этот день стал днем рождения тракторного завода. По мере строительства и освоения мощности тракторного завода рос и развивался поселок, получивший от завода название Тракторозаводский, тогда он входил в Дзержинский район города. 14 мая 1936 г. на заседании президиума Сталинградского краевого исполнительного комитета было принято постановление № 1377 "Об организации новых районов в городе Сталинграде". 15-20 июня 1936 г. постановление крайисполкома было утверждено Президиумом Всероссийского Центрального исполнительного комитета. Таким образом, Тракторозаводский район как административная единица был образован в июне 1936 г. Площадь района составила 6000 га, население 55400 чел. В районе было 11 предприятий, 10 школ, механический институт, рабфак, техникум, школа тракторных механиков, 16 детских учреждений, 1 больница, 3 амбулаторных медпункта, 4 поликлиники, 1 диспансер, кинотеатр, цирк, 2 клуба, 5 библиотек и др. Тяжелые испытания военных лет не миновали и Тракторозаводский район: он был разрушен полностью. Территория завода представляла собой груду искореженного металла. Были разрушены все жилые дома, школы, культурно-просветительные учреждения. Из руин восстанавливали свой район трудящиеся, и восстановили его практически полностью. К 1972 году район был заново построен, причем промышленность превысила довоенный уровень производства более чем в 10 раз. В последующие годы район продолжал развиваться и благоустраиваться, расширялось жилищное строительство, строительство объектов соцкультбыта. 15 июня 1996 года район отпраздновал свое 60-летие. Тракторозаводский район граничит с Краснооктябрьским и Дзержинским районами Волгограда, с Городищенским районом Волгоградской области, а также с городом Волжским. Площадь района составляет более 54 кв. км. В этом самом северном районе города проживает сегодня 145,6 тысячи человек. В административное управление входят также посёлки Водстрой и Заречный. Основными доходообразующими отраслями в районе являются: промышленность, торговля и общественное питание, строительство, ЖКХ и транспорт. Именно здесь расположен знаменитый на весь мир Волгоградский тракторный завод. Протяжённость дорог в районе составляет 158 км. Этот индустриальный район сегодня активно застраивается объектами торговли и социально-бытового назначения. Тракторозаводцы чтут боевое прошлое района и бережно ухаживают за 89 памятниками истории.


Исторически Краснооктябрьский район берет свое начало с момента появления первых жилых поселений на территории, прилегающей к строительству завода "Урал-Волга". "В среду, 30 апреля, в местности за Банным оврагом происходила закладка металлургического завода..." - так сообщила об этом событии несколькими днями позже, 2 мая 1897 года, царицынская газета "Волжско-Донской листок". А уже 25 ноября 1898 года в мартеновском цехе состоялась первая плавка. Территория, занимаемая заводом "Урал-Волга" с поселками Большая Малая Франция, Русская деревня, первоначально представляла собой самостоятельное поселение, не входящее в черту города, и была присоединена к Царицыну лишь в 1908 году. В дальнейшем административно-территориальное деление города, а с ним и района, неоднократно менялось. В 1918 году в границы района входили поселки заводов ДЮМО, орудийного, "Океан", "Лазурь", шпалопропиточного, Товарищества братьев Нобель, станции Банной, мясохладобойня. Был район и Рыковским, и Дзержинским. Лишь в 1936 году, когда в результате разукрупнения в Сталинграде было образовано 7 районов, один из них, от южной границы поселка завода "Баррикады" до станции Банной, получил название Краснооктябрьского. Страшным августом 1942 года город и завод подверглись беспримерному в истории войны налету вражеской авиации. Сто дней и ночей бои шли непосредственно на территории завода. Расположенные на направлении главного удара фашистских армий, завод и поселок были полностью разрушены. Но война, откатившись от берегов Волги, продолжалась, что требовало срочного восстановления заводов, которые работали для фронта. И уже 31 июля 1943 года мартеновская печь "Красного Октября" выдала первую плавку. Еще через месяц вступил в строй первый прокатный стан. Вместе с заводом поднимался из пепла и район. 1997 год стал для Краснооктябрьского района юбилейным годом - 30 апреля району исполнилось 100 лет. Краснооктябрьский район Волгограда граничит с Тракторозаводским, Центральным и Дзержинским районами города, а также с Городищенским районом Волгоградской области. Площадь района составляет 34,2 кв. км. Это третий по численности жителей район в городе. Здесь проживает более 153 тысяч человек. Транспортные линии, проходящие через район, связывают не только северную и южную части Волгограда, но и являются важнейшими магистралями, соединяющими многие регионы России. Краснооктябрьский район - промышленный: здесь зарегистрировано свыше 5000 предприятий, среди которых 11 крупных и средних. К достопримечательностям района можно отнести парк культуры и отдыха имени Гагарина с уникальным ботаническим садом, спортивные клубы «Ротор» и «Волга». На территории района находятся места боевой славы и массовые захоронения воинов, погибших при обороне города-героя.


История Центрального района неразрывно связана с историей города. Жители улицы им. В. И. Чуйкова еще помнят старое название: Краснопитерская. Первоначально, с начала XIX века, эта улица называлась Петровской, в честь государя Петра I, который трижды бывал в Царицыне, останавливался и жил здесь в двухэтажном каменном доме. Издавна улица представляла лицо города, первой встречала гостей и была к тому же излюбленным местом прогулок и развлечений горожан. Улица Астраханская (ныне ул. Советская) брала свое начало от моста с тем же названием через реку Царицу. На Астраханской в те годы была прачечная, куда городские чиновники отдавали крахмалить воротнички и манжеты. Неподалеку жил известный портной Шульгин, а фотографии Эрдмана до сих пор помнят старожилы. Но главной и самой широкой улицей была и остается Александровская (ныне пр. им. Ленина). Здесь находились Городская Управа, Александровская мужеская гимназия, лютеранская школа, суд. Посреди улицы был сквер с тем же названием. Позже его переименовали в сквер имени Карла Маркса (в простонародье - "Карлуша"). На Александровской площади, ныне площади Павших Борцов, в начале XX века построили кафедральный собор Александра Невского, который варварски разрушили при советской власти. В начале века в городе было два каменных театра: "Конкордия" в пойме реки Царицы и театр в здании Общественного собрания - современный музыкальный театр. В 1909 году в "Конкордии" пел Ф. И. Шаляпин, а в 1912-м выступал Л. В. Собинов. Что же касается непосредственно административно-территориального деления, то первый раз город разделился на две части в 1890 году. Старый город, центр, составлял первую часть с населением около 20 тысяч человек. К 1913 году Царицын делился уже на 4 полицейских части. Но до организации районов четкого территориального деления не существовало. Уже при советской власти, 2 апреля 1935 года, город поделили на 4 района: Ерманский, Ворошиловский, Кировский и Дзержинский. Ерманский в 1948 году был переименован в Сталинский, а 5 ноября 1961 года - в Центральный. Центральный район города Волгограда граничит с Краснооктябрьским, Дзержинским и Ворошиловским районами. Площадь главного района города составляет 11,2 кв. км. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, здесь проживает 96,7 тысячи человек. Район является местом дислокации органов власти и управления федерального, областного и городского уровней. Большое количество офисов крупных банков, фирм, вузов, объектов здравоохранения, культуры, спорта и отдыха, гостиницы, музеи, выставочные залы, памятники истории - всё это имеет место именно в Центральном районе. Здесь также расположены железнодорожный, речной и автовокзалы, агентство воздушных сообщений. Всё это, а также развитая инфраструктура и центральное географическое положение района определяют его роль как «транзитного» не только для волгоградцев, но и для жителей других регионов страны, а также зарубежных гостей, приезжающих в город-герой. Кроме того, в Центральном районе находится главная высота России - легендарный Мамаев курган и величественная скульптура Родины-Матери.


Дзержинский район был образован в декабре 1971 года. Окраина Волгограда за довольно короткий срок преобразовалась в один из самых престижных районов города, с мощным промышленным потенциалом и развитой инфраструктурой. На месте бывшего аэропорта и бахчей выросли современные микрорайоны жилой застройки, ставшие символом динамичного развития. Дзержинский район Волгограда граничит с Краснооктябрьским, Центральным и Ворошиловским районами города, а также с Городищенским районом Волгоградской области. Площадь района составляет 85,8 кв. км. В этом одном из самых крупных и быстроразвивающихся районов города проживает 182,3 тысячи человек. Удачное месторасположение, выход на московскую трассу, нахождение здесь воздушных ворот города - Волгоградского аэропорта, а также современная инфраструктура сделали Дзержинский район привлекательным для различных отраслей экономики. Визитной карточкой района стали оптовый продовольственный рынок, завод буровой техники, табачная фабрика, городская клиническая больница скорой медицинской помощи, футбольный клуб «Олимпия» и торгово-развлекательный комплекс «Парк Хаус». Здесь идёт активное строительство суперсовременного жилья и стремительное развитие телефонной связи.


Исторические корни образования Ворошиловского района уходят в 20-е годы, когда пос. Минина и территория государственного лесопильного завода были включены в городскую черту Сталинграда. В начале 30-х городские поселки были переименованы в районы. Один из них - Мининский - чуть позже был назван Ворошиловским, затем Советским районом города. И лишь в ноябре 1975 года в результате разукрупнения Советского района был вновь образован Ворошиловский район. В настоящее время Ворошиловский район один из наиболее развитых районов города с богатой историей и культурными традициями, с развитой промышленностью и обширной сетью предприятий торговли, бытового обслуживания населения. Ворошиловский район Волгограда граничит с Центральным, Дзержинским и Советским районами города, а также с Городищенским районом Волгоградской области. Площадь района составляет 27,8 кв. км. Население насчитывает 80,9 тысячи человек. С каждым годом возрастает инвестиционная привлекательность этого приближенного к центру района. В 2003 году введены в эксплуатацию многозальный кинотеатр «КиноМакс» на 850 посадочных мест, торговый пассаж в сквере С. Филиппова с торговой площадью 2 тыс. кв. м, произведена реконструкция торгового центра с увеличением торговых площадей (8127 кв. м), освоено 2185 кв. м новых торговых площадей, павильонов, подвальных помещений, введено 660 кв. м станций техобслуживания. В 2003 году принято в эксплуатацию 8 магазинов, 4 павильона, 2 аптеки и 2 парикмахерские. Осуществлена реконструкция ТЮЗа на сумму 13 млн. руб., произведены работы по капитальному ремонту Государственного Донского казачьего театра и Волгоградского государственного института искусства и культуры. Ворошиловский район является одним из наиболее развитых районов города с богатой историей и традициями, с развитой промышленностью и обширной сетью предприятий торговли, бытового обслуживания населения, масштабным строительством жилья и объектов культурного назначения.


История образования Советского района начинается в 20-е годы, когда 8 ноября 1926 года поселок Минина (бывшее село Ново-Никольское) и территория, занимаемая государственными лесопильными заводами, были включены в городскую черту Сталинграда. В 1931 году к поселку Минина были присоединены село Верхняя Ельшанка, хутора Купоросный и Алешино. А в ноябре того же года город перешел к новому административно-территориальному делению, по которому городские поселки переименовывались в районы. Именно тогда поселок Минина был переименован в Мининский район, несколько позже, в июле 1933 года, - в Ворошиловский, и лишь с 1958 года получил свое нынешнее название - Советский. Советский район Волгограда граничит с Ворошиловским и Кировским районами города, а также с Городищенским районом Волгоградской области. Площадь района составляет 6,3 тысячи га. Численность населения - 100,1 тысячи человек. Район уникален своими природными образованиями - балками Григоровой, Купоросной, Ельшанской. Богатые родники питают лесную растительность: столетние дубы, осинники, ольховые куртины. В районе расположен один из крупнейших в стране производителей оборудования для нефтяной, нефтехимической и газоперерабатывающей промышленности - ОАО «Волгограднефтемаш». Цех строительного гипса ОАО «Гипс» является одним из самых мощных в этой отрасли в России. На территории района расположены 75 памятников, памятных знаков истории и культуры, в том числе мемориальный комплекс на Лысой горе (высота 146 метров), 8 воинских захоронений, 14 памятников истории, 7 скульптурных памятников.


История Кировского района связана с именем Астраханского губернатора Никиты Афанасьевича Бекетова, основавшего в 1750 г. поселки Отрада и Хохловка, позже переименованные в Бекетовку. С 1763 года по 1773 год эти поселения входили в Астраханскую губернию. Вплоть до революции Бекетовка была базой лесоперерабатывающей промышленности. Здесь насчитывалось более полутора десятков частных заводов. В районе Горной Поляны в то время были построены дачи, ферма, работал даже свой ресторанчик с отменной кухней, рядом были посажены бахчи. Но до 1914 года не было в Бекетовке ни больниц, ни школ. Существовал один летний кинотеатр. После гражданской войны поселок стал менять свой облик. На базе нескольких лесопильных заводов в 1920 г. было создано деревообрабатывающее предприятие, ныне известное как народное предприятие «Волгоградмебель. Немного помоложе его Бекетовский хлебозавод. Одним из первых самых крупных сооружений стало строительство в 1931 году ВПО "Химпром". А пуск в эксплуатацию 7 ноября 1930 года Сталинградской ГРЭС создал условия для интенсивного подъема промышленности города. Именно она давала ток для строящегося Сталинградского тракторного и реконструируемого "Красного Октября", ряда других предприятии города. В 1931 году Старая Бекетовка стала пятым районом города Сталинграда. Образование же нынешнего Кировского района осуществлялось путем слияния поселков Бекетовки, Закрольчатника, Старой Отрады, Соленого Пруда, Барачного, Веселой Балки и СталГРЭС. В основу планировки района были положены 2-я Продольная магистраль и ул. Кирова, проектируемая как внутренняя главная улица, объединяющая все микрорайоны и связывающая жилой массив с предприятиями. Свое нынешнее название Кировский район носит с 16 марта 1935 года. Особенности экономико-географического положения Кировского района определяются его удаленностью от центра города Волгограда на 15 км. Кировский район граничит с Советским и Красноармейским районами города, а также с Городищенским районом области. Площадь района составляет около 7,152 тысячи га. Численность населения - 105 тысяч человек. Там, где Волга делает крутой поворот и устремляется к Каспию, - в самом центре этой природной дуги, - раскинулся Кировский район. Особенности экономико-географического положения Кировского района определяются его отдаленностью от центра города Волгограда на 15 км. На севере он граничит с Советским районом, на юге - с Красноармейским. Территория ограничена с одной стороны рекой Волгой, с другой - Ергенинскими высотами. Район еще молод по названию - ему нет и семидесяти, но посёлки, которые органически влились в него, имеют многовековую историю. Сегодня Кировский, безусловно, промышленный район. Но есть на его территории коллективное сельскохозяйственное предприятие «Тепличное», которое поставляет горожанам свежие овощи круглый год. Новым шагом в развитии района стали пуск троллейбусного движения и ввод новой телефонной станции. В настоящее время разработан проект центральной части района, где предусмотрено строительство досуговых учреждений, спортивных сооружений, благоустройство территории набережной. Планируется строительство торгового центра на ул. Курчатова.


История Красноармейского района уходит в далекое прошлое. Бескрайние степи Нижней Волги привлекали внимание кочевников многие века. В середине же восемнадцатого века здесь появились первые переселенцы из Саксонии. Дорогу в наши суровые степи им открыл манифест Екатерины II, изданный 4 декабря 1762 года, которым императрица решала и постановляла определить места, условия и права европейских переселенцев. В том числе и немцев. Прибыв на берега Сарпы при впадении ее в Волгу 10 августа 1765 года, первые полсотни саксонских поселенцев получили около 17 тысяч гектаров земли и заложили 14 домов, ставших основой немецкой колонии Сарепты. Вскоре колонисты построили торговую лавку, мастерские, частные жилые дома. В 1771 году закончили кирху. Параллельно шло строительство крепостных сооружений для защиты мирных поселян от набегов кочевников и разбойников. Так, в 1768-1772 годах была построена крепость, вскоре заявившая о себе как развитый промышленно-торговый оазис-городок. Нынешнее название района появилось на карте Нижнего Поволжья вскоре после революции. В мае 1920 года 1-м Царицынским губернским съездом Советов Черноярский уезд был переименован в Красноармейский в связи с перенесением уездного центра из г. Черный Яр в Сарепту, включением Сарепты в Черноярский уезд и переименованием Сарепты в город Красноармейск. По данным на 1921 год, в Красноармейский уезд входило 10 волостей: Аксайская, Большечапурниковская, Каменноярская, Красноармейская, Светлоярская, Северная, Солодниковская, Старицкая, Царицынская и Черноярская. В октябре 1931 года Красноармейский район Сталинградского округа был упразднен, а его территория передана Котельниковскому, Ленинскому, Сталинградскому районам и Калмыцкой области. И лишь 21 марта 1944 года за счет разукрупнения Кировского района вновь был образован Красноармейский район г. Сталинграда. Эту дату сегодня и принято считать официальным днем рождения района. Красноармейский район Волгограда граничит с Кировским районом города и Светлоярским районом Волгоградской области. Площадь района составляет 23 тысячи га. Протяжённость - 35 км. Население этого культурного и промышленного центра южной части города -176 тысяч человек. Местонахождение Красноармейского района у слияния двух великих рек, Волги и Дона, позволяет считать его водными воротами города, а Волго-Донской судоходный канал имени Ленина - важнейшей стратегической транспортной магистралью. История района восходит к возникшему в 18-м веке поселению Сарепта. Гордостью местных жителей является ОАО «ВМЭЗ «Сарепта» - переработчик семян масличных культур, в том числе горчицы. Знаменитое деликатесное горчичное масло делают именно здесь! А также МУП «Сарептская мельница» - единственное предприятие, сохранившее не только производственный профиль, но и внешний облик конца 18-го века. Кроме того, в районе планомерно развиваются предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности, металлургии, стройиндустрии, деревообработки, пищевой промышленности, судостроения.

1 Курсивом выделяются интересные факты не вошедшие в фильм.

2 Добрынин Б. Лепешинская А. Волга. М., 1911. С. 223.

© 2010-2022