- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе по теме Творительный падеж имён существительных (Школа России
Урок русского языка в 3 классе по теме Творительный падеж имён существительных (Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сыйразова Х.Г. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сыйразова Хамдия Галихановна,
учитель начальных классов высшей кв. категории
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Русский язык. 3 класс Урок 86. Тема: Творительный падеж имён существительных.
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи: Обучающие:
- актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;
-
дать представление о творительном падеже имён существительных;
- развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;
- развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом.
Воспитательные:
-
создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и толерантности
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- оценивать результаты своей деятельности.
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- устанавливать алгоритм распознавания падежа имени существительного;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Формирование личностных результатов:
-
понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
-
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
- интерактивная доска, мультимедийный проектор;
- электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык, 3 класс;
- презентация к уроку;
- учебник + рабочая тетрадь «Русский язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Мотивация к учебной деятельности (Слайд 2.)
Личностные результаты:
-
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-
развитие этических чувств (доброжелательности)
ΙΙ. Актуализация знаний.
Слайд 3.
- Проверка домашнего задания.
- Почему?
- Что вам помогло распознать падеж?
- Минутка чистописания.
- Запись строчной буквы п
- Словарная работа
У: Кто знает лексическое значение этого слова? Что означает слово пятница? У: В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему? Д: Слышится звук [э]. У: Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Прочитайте предложение: У него семь пятниц на неделе. Как вы понимаете смысл? О ком так говорят? Д: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения.
-
Что мы знаем об имени существи-тельном? Слайд 4.
-
Что… ( называется именем существительным? Что такое падеж?)
-
Сколько… ( падежей в русском языке?)
-
Как … ( изменяются имена существительные?)
-
На какие …( вопросы отвечают имена существительные? вопросы отвечают существительные в …падеже?)
-
Какие … ( предлоги употребляются с … падежом?)
-
Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?)
- Определи падеж по признакам. Слайд 5-6.
Вопросы: кто? что?
Предлоги: нет
Член предложения: подлежащее
Вопросы: кого? что?
Предлоги: за, через, про
Член предложения: второстепенный
Вопросы: кого? чего?
Предлоги: от, до, без, из
Член предложения: второстепенный
Построили теремок …
Пришёл волк …
Выглянул из окошка …
Подошёл к волку …
Регулятивные УУД:
-
принимать и сохранять в памяти учебную задачу;
-
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
-
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
Познавательные УУД:
-
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
-
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
Коммуникативные УУД:
-
слушать собеседника и понимать речь других;
-
высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
-
Формулирование темы и постановка учебной задачи.
- Введение в тему урока. (Слайд 7.)
Вдоль гря_ки, на праз_ник, без в_ды, про со_нце, на _кно, без фла_ка, от доро_ки, под лес_ницей, с тр_пинки У.: Прочитайте и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? Д: слова с парными согласными и с непроизносимыми согласными, с безударными гласными в корне.
У.: 1 группе выписать слова с парными согласными в корне, 2 группе - слова с непроизносимыми согласными, 3 - с безударными гласными
-
А ещё по какому признаку можно группировать эти существительные?
Д: по падежам.
У.: Как определим падеж у имён существительных?
Д.: по вопросу и по предлогу
У.: На какие группы разделили существительные по падежам?
Д.: на Р.п и В.п.
Проверка (Слайд 7.)
У.: Что заметили?
Д.: под лестницей не относится к этим падежам
У.: Над чем будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Д.: Творительный падеж имён
существительных.
(Открывается тема урока. Слайд 8.)
У.: Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным
Надо всё теперь понять
В падеже творительном. ( Т. Рик)
- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?
Д.: расширить знания об особенностях творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении…
У.: По ходу изучения сегодняшней темы мы с вами составим кластер («гроздь, пучок» - представление информации в графическом оформлении)
(открывается на доске)
Регулятивные УУД:
прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу;
Коммуникативные УУД:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные УУД:
-
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
-
Развитие умения извлекать информацию из текста.
-
На основе анализа объектов делать выводы.
IV. Построение проекта учебных действий.
-
Фронтальная работа с классом
Слайд 9.
У.: Какую информацию мы можем сразу внести в кластер?
Д.: вопросы, вспомогательное слово, роль в предложении)
-
Упр.94, с.52
-
Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж.
-
С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
-
Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.
-
4-ое предложение разберите по членам:
Бабушка испекла (что?) пироги (с чем?) с черникой. (повествовательное, невосклицательное)
Сделайте вывод.
Продолжите предложение:
Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения.
Физкультминутка.
Регулятивные УУД:
-
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-
Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД:
-
Развитие умения слушать и понимать других.
-
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-
Оформлять свои мысли в устной форме.
-
Умение работать в паре.
-
. ениемо..113а полях тетради.граммой:
-
буквы нужно писать на месте пропусков. ым звуком оглушается
Познавательные УУД:
-
Выявлять сущность, особенности объектов.
-
На основе анализа объектов делать выводы.
-
Обобщать и классифицировать по признакам.
-
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-
Фронтальная работа.
Упр. 96 (устно)
- Назовите имена существительные в творительном падеже?
- Найдите в предложениях сравнения. Какой частью речи выражено сравнение в каждом предложении?
Слайд 10.
2) Работа в парах с проверкой
а)Составь и запиши словосочетания глаг.+сущ. в Т.п.
б) Выделите окончания существительных
присмотреть за … сестра
остановился перед … река
повстречался с … ручей
зашла за … вода
пролетели над … тропа
прополз под … мост
голова
гнездо
молоко
конь
Слайд 11.
У.: Откройте рабочую тетрадь,
3) Упр.81,с.38.
Прочитайте. Назовите слова, называющие признаки имён существительных в Т.п. и впишите вопросы в карточку
Д.: вопросы: кем? чем?
Предлоги: перед, под, над
Вспомогательное слово: доволен
Познавательные УУД:
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
Регулятивные УУД:
-
выполнять действия по намеченному плану;
-
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
слушать собеседника и понимать речь других;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Упр.85. Устный словарный диктант с самопроверкой (с сигнальными карточками):
Смириться с неволей, клевал руку, кружить под потолком, вылетел на улицу, суп с лапшой, ветка осины, вьюга кружила.
Познавательные УУД:
-
пользоваться знаками для решения учебных и практических задач;
обосновать свой выбор;
VII. Обобщение знаний о творительном падеже.
У.: Ребята, давайте сделаем вывод. (Слайд13) Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа.
Сейчас мы с вами эти признаки добавим в наш кластер.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
слушать собеседника и понимать речь других;
VIII. Рефлексия
- Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете, достигли мы цели?
- Как можно определить падеж имён существительных?
- Всё ли получалось сегодня у вас?
- В чём испытали затруднения?
Оцените себя цветными магнитами.
Регулятивные УУД:
-
осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий;
-
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
Домашнее задание
Упр. 95, с.53, правило.