- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Перспективная начальная школа
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Перспективная начальная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щербакова О.А. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по русскому языку,
2 класс ( 170 ч) Н.А. Чуракова.
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения ( приказ Министерства образования Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г.); примерной программой по русскому языку для начальной школы, в соответствии с содержанием учебников Н.А. Чураковой «Русский язык»; основной образовательной программы начального общего образования МАОУ гимназии № 6 , рассчитана на четыре года изучения в 1-4 классах и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных( регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». Цели и задачи курса: В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников; • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Общая характеристика учебного предмета. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система. 1. А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка - и практической, и теоретической. Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем - проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во второй предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариант рассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретических проблем, поскольку отражается на формировании понятийного аппарата. При учете существования территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания. Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введения в обиход(и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи. 2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Не учитывать этого в структуре материала учебника означает не только игнорировать важнейшую проблему адаптации этой части класса к доминирующей языковой среде, но и искусственно тормозить языковое развитие русскоговорящей части класса. Учитывая тот факт, что в русском языке господствует флексийный (через окончания) способ связи слов в предложении, совершенно ясной становится задача именно2 класса: постоянно обращать внимание детей на ПРИЧИНЫ разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и в предложениях. Решение этой задачи требует создания многочисленных ситуаций, которые позволяют детям осознавать различие существительных по родам, осознавать разницу окончаний прилагательных, согласованных с существительными, и причины этой разницы. Специально организованная по другим основаниям орфоэпическая работа, о которой мы уже говорили выше, также является чрезвычайно важной и для решения проблем двуязычных детей. Постоянная работа с обратным словарем (включенным в корпус УМК), в котором языковой материал выстроен с учетом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении. 3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, - это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой - усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. В течение первого года обучения каждый школьник осваивает базовые звуковые оппозиции (к которым относятся гласные и согласные, а внутри гласных - [а]-[о]; внутри согласных - [м]-[п], [т']-[д'], [д]-[н] и др.). В течение второго года обучения школьники переходят к закреплению базовых оппозиций, а также к тренировке различения периферических оппозиций, которые важны для усвоения круга орфограмм 2 класса, связанных с правописанием шипящих, звонких- глухих парных согласных, разделительных знаков. Это, прежде всего, оппозиции: свистящие- шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие- глухие парные согласные. Без внимания не остаются также оппозиции [р]-[л], [л]-[л'], [л']-[в'],[л]-[й'], [р]-[й'], [р']-[л'], [г]-[х], [в]-[д], [ф]-[п], [ш]-[ф], [ч']-[т']и др. Из большого числа периферических оппозиций предпочтение отдано именно тем, не различение которых дает максимальное количество дисграфических ошибок. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей, например: в каких случаях пишутся разделительные ь и ъ знаки; почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими; как и почему используются приставки о- и об-, и др. Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и -что очень важно - к правильному выделению окончаний. 4. Учет того, что ученик начальной школы - это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентировались авторы комплекта, был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности. Та картина мира, которая выстраивается в учебниках комплекта путем разворачивания внешней интриги, обладает узнаваемостью для большинства учащихся. Те психологические характеристики, которыми отличаются разновозрастные дети - герои учебников, являются достоверными, вызывают доверие учащихся, стремление общаться (переписываться) с ними. Интерактивная переписка, которая заложена как методический прием в комплект учебников, - это тоже форма реакции на то, что обучающиеся в начальной школе проживают не только в мегаполисе или крупных областных центрах, но и в небольших городах и в сельской местности, часто испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке. 5. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях. А. Изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме. Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала. В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику - но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи. 6. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника(начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге. 7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои - действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку. Смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников. Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка -хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, которые позволяют школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности; в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, сделавшего упор на формирование универсальных учебных действий (УУД), на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. Программа разработана и в соответствии с принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (то есть принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности). Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Данный комплект учебников подчиняется требования минструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм: комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а методисты издательства «Академкнига/Учебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (1 раз в конце 1 класса, по 4 раза - в каникулы, начиная со 2 класса). Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны -организацию работы, связанной с пониманием школьникам и внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам. Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова - в предложении, предложения - в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач. Организация фонетической работы (начиная с 1 класса),позволяющей значительно уменьшить количество дисграфических ошибок, становится одним из важнейших оснований для решения орфографических задач. Начиная со 2 класса, фонетический анализ слова дополняется морфемным (причем морфемный анализ частично сопровождается словообразовательным анализом), что дает школьнику еще один инструмент для решения орфографических задач. С 3 класса эти два вида анализа слова (где слово рассматривается пока в его статике) дополняются обращением к морфологическому анализу слова(где слово исследуется в изменениях его форм), что практически завершает создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания основного круга орфограмм. Цель комплекта учебников - сделать все три вида анализа слова и предложения (три вида разбора) функционально необходимыми, добиться того, чтобы школьник обнаружил, что разбор помогает ему решать практические задачи правописания. Сведения о происхождении слов (их этимологический анализ - 4-й вид анализа, и данные о том, из какого именно языка пришли слова в русский язык) используются не только для того, чтобы расширить представления школьников об истории языка.
.Место учебного предмета в учебном плане. В 1 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляло 50 часов. Во 2 классе - 170 ч часов. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.). Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы. Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью. Применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИК Т)потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык в целях поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Выпускник на ступени начального общего образования: • научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; • сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере; • получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка - фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования обще-учебных, логических и познавательных(символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами. В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи. Что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу каждого года обучения представлены по блокам «Обучающийся (Выпускник) научится» и «Обучающийся (Выпускник) получит возможность научиться»,а также в «Ожидаемых результатах формирования УУД».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА , ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ,
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний):
- фонетика,
- графика,
- орфоэпия,
- состав слова (морфемика),
- грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Система заданий, ориентированныхна формирование УУД: Личностные УУД: Самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием). Система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебников, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что- то, или ответить на данный вопрос. Смыслообразование (связано с коммуникацией как кооперацией.) Организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос; восстановление нарушенного порядка; любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи. Задания типа «Помоги Маше (Мише) навести порядок в библиотеке: расставить книги на полки»; «Помоги Маше (Мише) выручить этих животных (вернуть им способность действовать, вернуть им их признаки, освободить их детенышей из плена ит. д.). Для этого тебе надо сделать/освоить то или это.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Контроль процесса и результатов деятельности: Задания типа «Миша сказал, что ему два раза встретился звук [о] в детских именах. Проверь: прав ли Миша? Для этого вернись к звуковой записи слов»; «Маша сказала, что каждому твердому согласному звуку обязательно соответствует мягкий согласный звук. Проверь: права ли Маша? Исследуй для этого звуковой столбик». Самоконтроль процесса и результатов деятельности: Задания типа «Проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей? А у твоего соседа?»; «Тяни первый слог. Что у тебя получилось? Проверь: совпадает ли это с указанием звукового столбика?»; «Вернись к упражнению 26. Перечитай слова, выделенные жирным шрифтом. Какие два слова ты теперь сумеешь записать правильно?» Познавательные УУД: Обще-учебные универсальные действия: • Обучение работе с разными видами информации: а) формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради. б) формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями. в) обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту). г) обучение работе с информацией, представленной в графической форме. • Знаково-символическое моделирование. • Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Задания типа «Из всех слов, выделенных жирным шрифтом, выпиши только те, которые подтверждают новое правило»; «Вернись к столбику-списку животных. Примеряй к каждому из них указанные слова-названия признаков. Выписывай подходящие по смыслу»;«Вернись к схемам на странице 6. Уточни, на какие согласные показывают буквы И и Е. Работает ли это правило в данном случае?» Универсальные логические действия: • Подведение под понятие: 1) подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему; 2) подведение под правило. • Установление причинно-следственных связей. Например: ребенок должен установить связь между отсутствием некоторых букв на библиографических табличках в библиотеке и отсутствием фамилий, начинающихся на эти буквы; связь между местом ударения в слове и значением слова; связь между сменой логического ударения в предложении и изменением смысла предложения; связь между количеством гласных в слове и количеством слогов; связь между использованием прописной буквы в словах, являющихся именами собственными, и отсутствием ее в словах, омонимичных данным словам; связь между местоположением в слове буквы гласного второго ряда и количеством звуков, которые она обозначает; зависимость качества согласного звука (по линии звонкости/глухости) от его местоположения в слове, зависимость произношения слов от особенностей написания (с Ь и Ъ или без них);зависимость между целью предложения и знаком (а также между интонацией и знаком), с помощью которого эта цель (или эта интонация) оформляется на письме, и т. д. Постановка и решение проблемы базируется во 2 классе на сформированности логических операций. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Постановка и решение проблемы как некого целого, включающего целый ряд логических шагов: а) проблема использования в предложении предлога; б) проблема установления качества звука [й']. Коммуникативные УУД: Коммуникация как кооперация. Задания, требующие распределения работы с соседом по парте. Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) - учет позиции собеседника. Задания типа «Должен ли Миша по-разному ответить на этот вопрос в каждом из трёх случаев? Помоги ему это сделать»;«Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему. РАБОТА с информацией по другим основаниям: • поиск и фиксация информации (1); • понимание и преобразование информации (2); • применение и представление информации (3); • оценка достоверности получаемой информации (4).
- Формирование умения искать информацию в учебной книге: все задания, где необходимо вернуться на определенные страницы для выполнения задания.
- Кроме этого, все задания, где необходимо искать определенную группу звуков на отдельно выделенном вертикальном звуковом столбике (это делается на 14 занятиях, и об этом уже сказано выше).
- Задания, нацеленные на проверку понимания информации: достройка алфавитного списка: вставка 5-ти пропущенных знаков, пример фамилий писателей к звеньям алфавита на библиографических табличках (по 12 примеров делает каждый ребенок из пары).
- применение звуковой модели к конкретному лексическому материалу,
- применение полученных фонетических знаний к записи своего собственного имени с помощью значков транскрипции;
- способность проиллюстрировать фонетическую закономерность, отраженную в схеме, выбранными примерами,
- способность произнести вновь предъявленные звуковые сочетания на старинный лад,
- способность применить правило,
- способность следовать инструкции и т. д.
Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса системы «Перспективная начальная школа» изучается после комплекта обучения грамоте, разработанного Н.Г. Агарковой. В этот комплект входит «Азбука» и «Тетради по письму» №№ 1-3 (М.: Академкнига/Учебник, 2004). Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
1. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны: А) касается разных сторон преподавания языка - и практической, и теоретической. Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем - проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во второй предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариант рассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретических проблем, поскольку отражается на формировании понятийного аппарата. При учете территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания. Б) предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи. 2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Не учитывать этого в структуре материала учебника означает не только игнорировать важнейшую проблему адаптации этой части класса к доминирующей языковой среде, но и искусственно тормозить языковое развитие русскоговорящей части класса. Учитывая тот факт, что в русском языке господствует флексийный (через окончания) способ связи слов в предложении, совершенно ясной становится задача именно 2-го класса: постоянно обращать внимание детей на ПРИЧИНЫ разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и в предложениях. Решение этой задачи требует создания многочисленных ситуаций, которые позволяют детям осознавать различие существительных по родам, осознавать разницу окончаний прилагательных, согласованных с существительными, и причины этой разницы. Специально организованная по другим основаниям орфоэпическая работа, о которой мы уже говорили выше, является чрезвычайно важной и для решения проблем двуязычных детей. Постоянная работа с обратным словарем (включенным в корпус УМК), в котором языковой материал выстроен с учетом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении, также способствует не только сознательному, но и подсознательному освоению системы языка. 3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, - это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой - усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. В течение первого года обучения каждый школьник осваивает базовые звуковые оппозиции (к которым относятся гласные и согласные, а внутри гласных - [а]([о]; внутри согласных - [м]([п], [т,]([д,], [д]([н] и др.). В течение второго года обучения школьники переходят к закреплению базовых оппозиций, а также к тренировке различения периферических оппозиций, которые важны для усвоения круга орфограмм 2-го класса, связанных с правописанием шипящих, звонких-глухих парных согласных, разделительных знаков. Это прежде всего оппозиция свистящие( шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие-глухие парные согласные. Без внимания не остаются также оппозиции [р]([л], [л]([л,] [л,]([в,], [л]([й,], [р]([й,], [р,]([л,], [г]([х], [в]([д], [ф]([п], [ш]([ф], [ч,]([т,] и др. Из большого числа периферических оппозиций предпочтение отдано именно тем, не различение которых дает максимальное количество дисграфических ошибок. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей, например: в каких случаях пишутся разделительные ь и ъ знаки; почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими; как и почему используются приставки о- и об- и др. Эта система работы в конечном итоге приводит к правильному определению корней слов и - что очень важно - к правильному выделению окончаний. 4. Учет того, что ученик начальной школы - это не только городской, но и сельский ребенок, привел к необходимости ориентирования комплекта на жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности. Та картина мира, которая выстраивается в учебниках комплекта путем разворачивания внешней интриги, обладает узнаваемостью для большинства учащихся. Те психологические характеристики, которыми отличаются разновозрастные дети - герои учебников, - являются достоверными, вызывают доверие учащихся, стремление общаться (переписываться) с ними. Интерактивная переписка, которая заложена как методический прием в комплект учебников, - это тоже форма реакции на то, что обучающиеся в начальной школе проживают не только в мегаполисе или крупных областных центрах, но и в небольших городах и в сельской местности, часто испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке.
5. Учет неврологического состояния современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях: А) изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на коротких стихотворных, часто шуточных текстах, представляющих собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, которые способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме; Б) система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала; В) свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику - но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи. 6. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге. 7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике введена внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои - действующее интеллектуальное окружение школьника. Они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку. Смысл которой не толь ко в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченные культуру переписки и культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников. Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка - хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, позволяющие школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности; в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам. Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение». Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование обще-учебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Программа разработана и в соответствии с принципами, сформулированными в концепции «Перспективная начальная школа» (то есть принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности). Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации
- содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание),
- методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес),
- организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике. Что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).
- Морфемика и словообразование.
- Синтаксис
- Лексикография
- Развитие речи с элементами культуры речи
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.
В программе представлены контрольно-измерительные материалы УУД - комплексные контрольные работы по классам (1 - 4), которые соответствуют Федеральному государственному стандарту и методическим рекомендациям авторов программы. Итоговые комплексные работы (Р.Г.Чуракова. Н.М.Лаврова, С.Н. Ямшинина) (предварительные и контрольные) дополняют и обогащают диагностические тексты УМК «ПНШ». Их основное назначение - выявление уровня (базового или повышенного) сформированности наиболее существенных и значимых для дальнейшего обучения УУД. В программе представлены контрольно-измерительные материалы предметных УУД, которые соответствуют Федеральному государственному стандарту и методическим рекомендациям авторов программы Агарковой Н.Г., Лавровой Н.М .(Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ: Методическое пособие). Сборник содержит материалы для решения указанных задач:
- комбинированные проверочные работы (цель: проверить умение пользоваться учебной книгой для поиска необходимой информации, выполнять грамматический анализ изученных языковых явлений);
- тексты для списывания с дополнительным лексическими и лексикографическими заданиями (цель: проверить умение пользоваться словарями русского языка, списать текст без пропусков слов и/ или букв и замены слов и / или букв);
- тексты диктантов с грамматическими заданиями (цель: проверить сформированность орфографической зоркости, умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами);
- Фактические: существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания (Ф).
- Логические: пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые, парадоксальные суждения (Л).
- Речевые: употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений (Р).
- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тексты контрольных диктантов включают орфограммы, определенные ФГОС НОО: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн, употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов во 2 классе,: на 1 полугодие составляет 25-30 слов, на 2 полугодие - 35-45 слов. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:
- нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием); - отсутствие изученных знаков препинания в тексте; наличие ошибок на изученные правила орфографии.
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
грамотность аккуратность внимание
Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;
- носит информативный характер;
- способствует формированию позитивной самооценки.
- нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием); - отсутствие изученных знаков препинания в тексте; наличие ошибок на изученные правила орфографии.
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ. Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Инструмент по отслеживанию результатов работы:
- Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1-4 классы: Методическое пособие. - М.: Академкнига/ Учебник.
Программа по курсу «Русский язык»:
Авторская программа по обучению грамоте (письмо) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и программа по систематическому курсу русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г). Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык» Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс) К - полный комплект (на каждого ученика класса) Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников) П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения количество примечание Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы)
Примерная программа начального общего образования по русскому языку
К
Д Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ. Печатные пособия Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)
Касса букв и сочетаний
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)
Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку Д
Ф
Д
Д
К
К/Д
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Электронные справочники, электронные пособия П При наличии необходимых технических условий Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска. Видеомагнитофо Персональный компьютер Мультимедийный проектор Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом Д
Д Д Д/П Д
При наличии Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи в соответствии с программой обучения Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку Д Д
Д
Д
Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Подставки для книг, держатели схем и таблиц К Д
Д
Д К
Игры и игрушки Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: дом, зоопарк, транспорт и др. Настольные развивающие игры П
Ф
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»: 1. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК«Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной пост развивающей системы воспитания и обучения). - М.: Академкнига /Учебник. 2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига /Учебник. 3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой -М.: Академкнига/ Учебник. Учебно-методическая литература: 1 класс 1. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. -М.: Академкнига/Учебник. 2. Гольфман Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы. 2 класс. - М.: Академкнига/Учебник. 3. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык: 2 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/ Учебник. 4. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы: Методическое пособие. -М.: Академкнига/ Учебник к учебнику«Русский язык», 2 класс
Комплект «Перспективная начальная школа»:
1. Во всех учебниках гуманитарного направления («Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир») есть ВНЕШНЯЯ интрига, которая приучает школьников держать два плана: план решения учебной задачи и план внешних действий самой интриги. С точки зрения всего периода обучения, поскольку школьнику постоянно над удерживать и осознавать два плана в одном целом :например число и цифру, звук и букву; двуплановость любого художественного приема многоплановость художественного образа. Что касается внешней интриги в учебнике «Русский язык», она служит для связи всех гуманитарных учебников в одно целое. Она нужна не для прояснения языковых закономерностей- она носит занимательный характер, способный удерживать внимание и поддержать интерес 7-8 летнего школьника. 2. Во всех учебниках комплекта есть сквозные герои- брат и сестра Маша и Миша,- снабженные психологическими и возрастными характеристиками, имеющие конкретных родителей, конкретный адрес проживания.