Урок окружающего мира Столицы России

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК «Гармония».

2 класс

Тема: «Столицы России».

Технология: технология развития критического мышления.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные: сформировать понятие «столица»; познакомить с историей Москвы и Санкт-Петербурга, Великого Новгорода; воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, к героическому прошлому Отечества; обучать детей работать самостоятельно, т.е. извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний; пересказывать и понимать тексты.

Развивающие: через обобщение (синтез) и выделение отличительного признака (анализ) способствовать развитию логического мышления;

развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач; развивать диалогическую речь учащихся; способствовать развитию памяти, внимания учащихся;

совершенствование коммуникативных навыков - совершенствование умения слушать другого человека, развивать коммуникативные умения и творческие способности учащихся.

Воспитательные: повышать интерес к учебному процессу, воспитывать ответственность за порученное дело, воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, к героическому прошлому Отечества.

Метапредметными результатами изучения темы является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные: формирование умения действовать по плану, способность ставить цель и достигать ее выполнение; формирование умения взаимодействовать со сверстниками, умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность сверстников;

Познавательные: развитие познавательных интересов и мотивов, готовности к решению познавательных задач, работать с информационными источниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные: формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую...); учиться отвечать на поставленный вопрос; учиться строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей, уважать иную точку зрения; учиться преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях, договариваться, находить общее решение, уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Используемые приемы: прием «Знаю, Хочу узнать, Узнал», прием «Чтение с пометками», прием «6 шляп».

Оборудование: учебники «Окружающий мир», О.Т. Поглазова 2 класс, таблица «ЗХУ» для каждого ученика (см. приложение), фотографии Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода, для учителя - цветные маркеры.

Предварительная подготовка: таблица «ЗХУ» из 3 ватманов (на доске); класс разделен на 4 группы.
Структура урока: 1. Стадия вызова. 2. Стадия осмысления. 3. Рефлексия.

Этап деятельности

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся Стадия вызова


Активизация каждого ученика;

Актуализация знаний;

Развитие связанной речи;

Развитие логического мышления, устной речи.

Расширение словарного запаса, умения давать характеристику.

Организационный момент

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём. Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


- Как называется город, в котором находятся Президент и Правительство страны? - Давайте вспомним все, что знаете о Москве.

Ответы детей.

Группам раздаю карточки с таблицей «ЗХУ».

Прием «ЗХУ». - В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о Москве.

- Поделитесь своими знаниями в группе.

- Давайте обсудим то, что у нас получилось? Записываю на доске в левой колонке таблицы все, что говорят обучающиеся. (Первая колонка таблицы "Знаю")



- Знаете ли вы, какой еще город был столицей государства?

Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о Москве.

Обмениваются друг с другом своими знаниями.

Представитель группы информирует класс о том, что знают о рассматриваемом объекте.

Дополняют записи в левой колонке таблицы. Ситуация предварительных догадок и гипотез.

Стадия осмысления

Организация активного восприятия текста.

Направление усилий на степень понимания текста.

Развитие письменной и устной речи.

Развитие умения выделять главное.

Отслеживание уровня понимания текста.

Развитие образного мышления. Предлагаю каждому ученику прочитать текст в учебнике на с..

Прием «чтение с пометками» Даю задание детям: читаем и делаем в тексте пометки. "V" - "знаю"; "?" - "хочу узнать"; "+" - "это для меня новое".
Предлагаю обучающимся продолжить работу с таблицей индивидуально. Открывают учебник. Читают текст и на полях простым карандашом делают пометки.

Самостоятельно заполняют таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.

Энергизатор

«Путешествие по телу»

Давайте, ребята, отдохнем. Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,
на руках - запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!








На себе показывают всё, что названо. К чему прикасаются - гладят и массируют. Предлагаю ученикам обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняю вместе с детьми вторую колонку таблицы "Узнал новое". Участвуют в обсуждении. Предлагаю обучающимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно в третью колонку таблицы "Хочу узнать". Заполняю в ходе обсуждения третью колонку таблицы на доске. Участвуют в обсуждении.


- Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать? - У кого есть энциклопедии, справочники? Предлагают свои варианты.

Домашнее задание.


- К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросы по поводу новой информации. Дети записывают домашнее задание в дневниках.

Рефлексия. Самооценка. Рефлексия процесса, осознание своего "я", своего опыта, собственных действий и действий других обучающихся.
Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Прием «6 шляп»

Каждая группа "примеряет свою шляпу" и высказывают свои точки зрения на одну и ту же проблему.

"Белая шляпа" -> АТИЛИСТИЧЕСКАЯ (Что я сегодня узнал? Что для меня было новым?);

"Синяя шляпа" -> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: Почему мы должны знать историю нашего государства?);

"Зеленая шляпа" -> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые "бредовые идеи и предположения" Какой город в будущем будет столицей России?);

"Красная шляпа" -> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)

Каждая группа получает цветные шляпы. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. (Москва не всегда была главным городом России. В разные времена также были столицами города Санкт - Петербург и Великий Новгород).

Красная. (Больше всего на уроке нам понравилось …)

Синяя. (Мы должны знать историю нашей страны...)

Зеленая. (в будущем столицей РФ ...)

Приложение


Таблица «ЗХУ»

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать




© 2010-2022