Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

Цели урока: создать на уроке условия для закрепления знаний об имени существительном как части речи; отработать практические навыки в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию УУД.

Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

На данном уроке формируются: личностные действия:

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия:

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

познавательные действия:
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • логические действия, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: - учебник «Русский язык» Т.Г.,- 2 класс, тетради; мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы, карточки-палитра для самооценки, плакат «Полянка успеха», карточки-бабочки для подведения итогов.

Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.

Ход урока

I. Организационный момент. - Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете работать на уроке русского языка. Постараемся сделать наш урок познавательным и интересным 2.Психологический настрой на урок -Улыбнитесь друг другу. -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

II. Самоопределение

- Сегодня у нас урок творчества. Мы понаблюдаем за красотой весенней природы, вспомним стихи о весне. Результатом творческой деятельности является создание нового, интересного.

- Какие качества необходимы творческому человеку?

- Фантазия, воображение, смекалка.

- Сказочный художник начал писать картину, а ваша задача - её завершить. Это наша творческая задача, но для этого необходимо выполнить ряд заданий.

На столе у вас палитра, за каждое правильно выполненное задание раскрашиваете кружок, если задание выполнено не верно, с ошибками оставляете белым. На сколько красочной и яркой будет ваша палитра, зависит от вашего усердия, внимательности и активности.

III. Актуализация знаний и постановка темы и цели урока.

Вы у меня умные и сообразительные, поэтому я думаю сможете сами определить тему и цель нашего урока. Для этого поведём интеллектуальную разминку. Ответьте на следующие вопросы:

Светлое время суток:…

Белый, а не снег, сладкий, а не мёд-…

Под ёлками, под соснами, лежит мешок с иголками-…

Подбирает крошки, боится кошки-…

(Слова: день, сахар, еж, мышь)

-Что объединяет все эти слова?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- А это ново для вас?

Значит наша основная учебная задача - повторить и закрепить знания об имени существительном.

II. Разминка пальцев. (СЛАЙД 3)

Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)

-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)

Давайте сделаем разминку для пальчиков:

Это пальчик - дедушка,

Это пальчик - бабушка,

Это пальчик - папочка,

Это пальчик - мамочка,

Это пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

III. Минутка чистописания. (СЛАЙД 4)

В чистописании запишите букву,

Запишите в тетради одну строку этой буквы.

Вспомните и запишите 3 слова из словаря с буквой (эм) в начале слова. Какие слова записали? (Дети называют записанные слова)

Оцените свою работу, если она выполнена хорошо, то раскрасьте кружок№1, если работа выполнена с ошибками или не верно, оставьте белым.

IV. Орфографическая минутка. (СЛАЙД 5)

Снег, ручьи, Россия, травка, река, сугроб, земля, весна, семья, листья, воробьи, гриб.

-На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с парным согласным в корне, слова с разделительным мягким знаком).

1.Задание по группам.

Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с парным согласным в корне, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с разделительным мягким знаком.

2.Проверка (СЛАЙД 6)

-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).

-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).

Оцените свою работу, если она выполнена хорошо, то раскрасьте кружок№2, если работа выполнена с ошибками или не верно, оставьте белым.

VI. Формирование способов практических действий.

1.Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

-Какой частью речи они являются?

1.Работа над стихотворением (СЛАЙД 7)

-А сейчас послушайте стихотворение.

Подумайте, о каком времени года в нем говорится?

Потихоньку в лес вошла, никому - ни слова.
Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…
Ей казалось, что её лес и не заметил.
Он заметил.
Он её птичьим звоном встретил.
Пробудились ото сна все лесные дали.
Удивляется она: неужели ждали?
А деревья ей в ответ низко поклонились.
Шапки зимние у них с головы свалились.

(О весне).

-По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне? Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна).

-Какое время года у нас на дворе? (Весна).

- Весна наступила, появились первые листочки.

2.Появились первые листочки. Внимательно прочитаем и выберем только те слова-листочки, которые являются именами существительными. (СЛАЙД 8)

Бежит, Щёкино, яркое, спит, звенит, ворона, грач, Влад, солнце, снег, оттепель, заяц, лиса, сосульки.

-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)

-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).

Оцените свою работу, если она выполнена хорошо, то раскрасьте кружок№3, если работа выполнена с ошибками или не верно, оставьте белым.

3.Работа в паре.

-Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).

Распределите слова в две группы.

Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре.

Кто? Что?

медведь Щёкино

грач солнце

Влад снег

заяц мороз

лиса оттепель

ворона сосульки

4.Проверьте свою работу. (СЛАЙД 9)

-Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?

( Щёкино, Влад - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена существительные).

Оцените свою работу, если она выполнена хорошо, то раскрасьте кружок№4, если работа выполнена с ошибками или не верно, оставьте белым.

Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)

-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?

-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)

-Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?

(Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной)

V. Физкультминутка. (СЛАЙД10)

Бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покрутилась,

Три качнулась

И к цветкам полетела.

Тонкие цветочки

Бьют лепесточки

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Засыпают головой качают

5. Работа в паре. (СЛАЙД 11)

-Весна уже вступает в свои права, но на своём пути ещё встречает преграды.

Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.

Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».

Оцените свою работу, если она выполнена хорошо, то раскрасьте кружок№5, если работа выполнена с ошибками или не верно, оставьте белым.

Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).

Измените их число.

- Какое слово вызвало затруднение? (солнце - т. к. у этого слова нет формы множественного числа)

- Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе - два или несколько предметов).

-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?

(Имена существительные изменяются по числам)

-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?

- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)

VI. Развитие речи. (СЛАЙД 12)

-Посмотрите на слова, составьте предложения, используя данные слова и дополняя их словами с вашей карточки.

(Слова: пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).

Оцените свою работу, если она выполнена хорошо, то раскрасьте кружок№6, если работа выполнена с ошибками или не верно, оставьте белым.

VII. Беседа о бережном отношении к своему здоровью весной.

(СЛАЙД 13)

Посмотрите на экран, прочтите стихотворение :

«Где воробей?»

Тает снег. Журчит ручей.

Где же прыткий воробей?

Воробей крикливый где?

Он лежит в своем гнезде.

Рядом капли и микстура,-

У него температура.

Воробей скакал по лужам

И теперь лежит простужен.

-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?

(Надо заботиться о своем здоровье)

VIII. Обобщение по теме. Составление схемы. (СЛАЙД 14)

-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.

-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и составим схему. Каким будет ключевое слово нашей схемы? (Имя существительное)

Ребята 1 ряда объединятся в первую группу, 2 ряда - во вторую,3 ряд- в третью.

Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов

(Имя существительное, часть речи, кто?, что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)

Оцените свою работу, если она выполнена хорошо, то раскрасьте кружок№7, если работа выполнена с ошибками или не верно, оставьте белым.

IX. Проверка работы. Рефлексия. (СЛАЙД 15)

-Задания выполнены, картина завершена, т.е. выполнена творческая задача. А насколько хорошо вы выполнили учебную задачу, оценить сможете с помощью бабочек:

-отлично усвоил тему урока Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).

-знаю, но не могу рассказать Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).

-ничего не понял Обобщение знаний об имени существительном как части речи (2 класс).

X. Итог урока. (СЛАЙД 16)

- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.

Я вспомнил….

Мне удалось…..

Мне понравилось…..

Я могу похвалить себя за..

Отметки выставлю позже сравнив их с вашей палитрой.

XI. Домашнее задание. (СЛАЙД17)

















Приложение

Составление схемы.





Составление схемы.







Составление схемы.





© 2010-2022