Статья: Подготовка домашнего задания

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему: «Организация домашнего задания». Карабалиева Айгуля Константиновна учитель начальных классов, МБОУ «ООШ с. Безымянное».
Процесс выполнения домашнего задания учащимися начальных классов, безусловно, актуален. По результатам личных бесед, могу утверждать, что современных родителей на сегодняшний день наиболее интересует следующий вопрос: насколько и в какой степени важно присутствие и участие взрослых при выполнении домашнего задания ребенком. И это не случайно, ведь здесь существует тонкая грань - мы, либо рискуем сделать ребенка абсолютно несамостоятельным, полностью выполняя за него заданные упражнения, либо способствуем отставанию ребенка по программе, оставляя выполнение им домашнего задания полностью без контроля. Оба варианта нежелательны, поэтому предлагаю рассмотреть три немаловажных аспекта в процессе выполнения домашнего задания учащимися младших классов дома с помощью родителей.

  1. Стимулирование выполнения домашнего задания

Дети во всех своих занятиях, увлечениях, да, пожалуй, во всем копируют взрослых. Поэтому и отношение к выполнению домашнего задания они, как зеркало, будут копировать с вас. Ваш подход к помощи ребенку при выполнении домашнего задания - это, скорее всего, отношение ребенка к любой самостоятельной работе в будущем. Если вы без энтузиазма беретесь за это дело, чего же потом требовать от вашего чада? Поэтому с самого начала вашего совместного процесса попытайтесь сделать это времяпрепровождение максимально позитивным, наполненным исключительно положительными эмоциями, а главное - не забывайте о личном примере. Не забывайте хвалить ребенка. Вы даже не представляете, как много может значить похвала для ребенка. Не все, но большинство детей относятся к этому вполне серьезно. Потребность в очередной «порции» похвалы может стать самым настоящим движущим фактором на пути к знаниям для вашего ребенка. Можно придумать какую-нибудь интересную традицию, связанную с домашним заданием. Например, после завершения выполнения домашнего задания пить чай с чем-нибудь вкусным. Это один из вариантов - уверена, вы можете придумать куда более удачный стимул для своего ребенка, исходя из его интересов и пристрастий. Такого рода положительные эмоции сделают скучный процесс намного более веселым.
  1. Восприятие родителями оценок ребенка

Зачастую мы сталкиваемся с ситуациями, когда родители требуют от ребенка учиться, ну, как минимум не хуже, чем учились они сами. И, благо, если один из родителей в школе знаниями не блистал - тут можно списать все грехи на него. Мама, к примеру скажет: «Ну, троечник - весь в отца!» А если оба родителя без пятерки медалисты, а ребенок приносит домой дневник с разносортными отметками? Тут уж нет ему прощения, никаких гулять - уроки, уроки и еще раз уроки. И родители даже не задумываются, что требования, предъявляемые к ребенку, могут быть завышены. Требовать от него больше того, на что он действительно способен, по крайней мере неразумно. В результате подобного давления, отношение к учебе у ребенка вряд ли будет положительным. Поэтому, задача родителей, во взаимодействии с учителем, конечно, определить тот уровень ребенка, взаимное ваше стремление к которому не приведет к отрицательному его отношению к процессу учебы. Учеба, несомненно, станет тяжким трудом для вашего ребенка, иначе и быть не может. Но труд тяжкий и труд непосильный - абсолютно разные вещи. Силы нужно рассчитывать.
  1. Воспитание в детях самостоятельности.

Какой родитель не мечтает похвастаться перед друзьями и родственниками самостоятельностью своего ребенка? Но как всегда мы стоим перед выбором: дать ребенку полную свободу, дабы воспитать эту самую самостоятельность, либо тотальный контроль, самостоятельность убивающий, но способный обеспечить неплохие отметки. Мы часто становимся свидетелями того, что ребенок, находясь на протяжении многих лет под чутким, практически тоталитарным контролем со стороны взрослых, показывает отличные результаты в учебе. Но стоит только ребенку вырваться из-под родительского контроля, как показатели стремительно падают вниз. Результат очевиден - ребенок не способен быть самостоятельным, контроль - есть необходимая составляющая его успешной учебы. И это в корне неправильно. Родители упустили тот момент, когда от внешнего контроля они должны были перевести ребенка на контроль внутренний. Опираться при этом стоило на основополагающие человеческие качества, различные у мальчиков и девочек. У мальчиков это - лидерство, а у девочек предрасположенность к порядку, заставляющая девочек все выполнять аккуратно и в срок. Таким образом мы плавно перешли к вопросу воспитания. Из всего этого следует, что процессы обучения и воспитания неразрывно связаны, причем воспитание - первично. Высокие показатели в учебе, вызванные внешними раздражителями, вызывающими страх в той или иной форме - непостоянны. Стабильно высокими показатели будут лишь в том случае, когда они опираются на что-то фундаментальное, в данном случае - это черты характера. Пусть детского, но характера. Мальчик, стремящийся к лидерству, не позволит одноклассникам обойти его в учебе. Девочка аккуратная и исполнительная не позволит себе отхватить двойку (почти всегда даже тройку) за невыполненное, или выполненное плохо домашнее задание. Опираясь на подобные качества наших детей, мы сможем привить им самостоятельность, как при выполнении домашнего задания, так и в процессе образования, в общем.

***
Но, как известно, теории без практики никуда. Недостаточно просто понять те, казалось бы, простые истины, о которых я написала выше. Опираясь на них, родители должны определить конкретные методы и приемы и применить их на практике, помогая ребенку выполнять домашнее задание. Но, учтите: для каждого ребенка они будут индивидуальны, а какие именно, знаете только вы. Ведь никто не может знать вашего ребенка лучше вас самих.

© 2010-2022