Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Экономическое образование школьников: успех в социализации.

Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.







Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.










Борисенко Оксана Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ "Сош № 10 г. Дубны Московской области"









Дубна

2015










Введение
Международный образовательный проект Афлатун реализуется под эгидой комитета ООН по правам ребенка и ЮНИСЕФ. Секретариат совета проекта базируется в Амстердаме, Нидерланды. Руководство объединенным Советом проекта осуществляет Jaap Doek. Совет проекта включает на данный момент пять региональных представителей: американского (Gloria Almeyda Stemper), европейского (Ingrid Jones), африканского (Irene Mutumba), азиатского (Lata Narayan) и франкоязычных стран Африки (Violet Diallo). Концепция проекта Афлатун была разработана в Индии в девяностых годах XX века. Ее основная идея - сбалансированный подход к социальному и финансовому образованию детей. На начало 2013 года проект реализуется в 85 странах мира и охватывает более 1 миллиона учащихся. Ключевая идея проекта: Когда дети уверены в себе, социально-ответственны и образованы в финансовом отношении, у них появляется возможность изменить к лучшему и свою жизнь, и окружающий мир. Тогда они в состоянии принести пользу своей семье, понять, в чем заключается ценность ресурсов и скопить достаточно денег для осуществления своей мечты.. А наша задача в том, чтобы ребенок научился приносить пользу своей семье и учился обращаться с деньгами.
Учебно-методическую основу социального и финансового воспитания детей в рамках образовательного проекта Афлатун составляют. 1. Концепция о балансе между социальным и финансовым воспитанием. 2. Программа и учебно-методические материалы по развитию финансовой грамотности и формированию социальной компетентности детей. 3. Опыт, накопленный партнерами, реализующими программу Афлатун в своих странах при взаимодействии с финансовыми институтами, международными неправительственными организациями (НПО), а также правительственными, академическими и исследовательскими институтами.
Программа Афлатун рассчитана на детей 6-14 лет и включает восемь последовательных уровней социального и финансового воспитания детей: 1. Уникальность и различия, уважение к другим, представление об экономии средств. 2Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.. Взаимозависимость между ребенком и его семьей, соседями и другими людьми, с которыми контактирует ребенок. Деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний. 3. Понимание себя через понимание своих чувств, финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды. 4. Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства, совместная деятельность, организационные навыки. 5. Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие. 6. Маргинализация и социальная изоляция. Детское предпринимательство, планирование и бюджет, сберегательный счет в банке, исследование бедности. 7. Мифы и стереотипы, постановка финансовых целей, предпринимательская активность, изучение связей между доходами и расходами, сбережениями и инвестициями. 8. Саморефлексия, предубеждение и предрассудки (уметь мыслить нестандартно), гендерные стереотипы, развитие финансовых способностей, создание социальных и финансовых микро-предприятий.
ПЭкономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.рограмма построена по модульному принципу. Учебно-методические материалы каждого модуля представлены книгой для учащихся и руководством для учителя. Книги 1-5 предназначены для изучения в начальной школе (6-11 лет), книги 6-8 - в среднем звене основного общего образования (12-14 лет). Предпочтительно последовательное прохождение учащимися всех модулей программы с 1 по 7 класс, однако возможно подключение учеников к программе в период обучения во 2-5 классах. Каждый модуль представлен пятью основными темами: 1. Личностное понимание и изучение Дети учатся понимать свои личные ценности, изучают этические аспекты финансов и знакомятся с тем, как важен баланс между финансовыми навыками и их ответственным использованием. 2. Права и обязанности Проект Афлатун основывается на Конвенции ООН о правах ребенка (1990), которая выделяет 4 группы взаимосвязанных прав. Дети узнают, что права и обязанности идут рука об руку, узнают о своих обязанностях по отношению к самим себе, своей семье, обществу и окружающей среде. 3. Сбережения и траты Дети учатся делать сбережения и тратить разумно. 4. Планирование и бюджет Дети учатся применять навыки сбережения и траты денег для создания максимальных возможностей в своей жизни. 5Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.. Детское предпринимательство (социальные и финансовые проекты) Участвуя в управлении местными инициативами или в предпринимательской деятельности, дети узнают, как они могут оказывать позитивное влияние на свое сообщество. Программа рассчитана на детей с 1 по 9 класс. Поэтому участвовать в предпринимательской деятельности дети смогут в старших классах. А пока мы можем участвовать только в социальных проектах. Формы организации занятий могут быть самыми разными: - факультатив - кружок - классные часы - клуб - внеурочная деятельность.
Из предложенных форм мы выбрали внеурочную деятельность.
Примерный план проведения занятий. 1. Круг приветствия. Создание радостной обстановки ожидания. 2. Разминочные упражнения из коммуникативного тренинга. 3. «Деловой» круг. На этом кругу члены клуба рассказывают о своей работе над проектом. 4. Игры - самопрезентации. 5. Командные игры. 6. Завершающий круг. Как ты себя чувствуешь? Что тебе понравилось? Что тебе не понравилось? Что было легко, что трудно? Что-нибудь хочешь предложить?
Работа по усвоению каждой темы строится по единому плану: 1. Давай изучать.
На этом этапе происходит столкновение ученика с проблемой - приобретение учащимся знаний о существовании социальной проблемы. 2. Подумай об этом (размышление).
Данный этап направлен на формирование у учащихся потребности в решении представленной (обнаруженной им проблемы) - формирование ценностного отношения к проблеме и ее решению. 3. Расследование.
ЭЭкономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.тап посвящен сбору опорной информации для решения проблемы, выработке замысла ее решения. 4. Деятельность (готовность к действию).
Этап направлен непосредственно на решение проблемы - приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективно-распределенной общественной деятельности Не всегда со всеми этапами мы знакомимся на одном занятии. Бывает, что один этап занимает 1-2 занятия.
ПЭкономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.о проекту «Афлатун» мы с ребятами занимаемся 4 месяца и осваиваем только первый уровень. На этом этапе особое место отводится уникальности каждого человека, самоуважению, самопознанию и чувству собственного достоинства.

Знакомясь с темой «Автопортрет, уникальность человека и различия между людьми» мы выполняли задания:

  • нарисуй себя, нарисуй на бумаге контур ладони (этап «Изучение»)
  • Подумай, на что похожа твоя рука? (этап «Размышление»)
  • Найди свою страну на глобусе, раскрась ее в свой любимый цвет (этап «Исследование»)
  • ПЭкономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.ридумай и нарисуй флаг, герб Афлатун (этап «Начинаем действовать»).
Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.








В результате, каждый ребенок создал свой автопортрет, рассказал о себе и о том, как он понимает, что значит уважать других. Также в рамках проекта «Афлатун» мои ребята поучаствовали в социальном проекте «Спешите делать добро»:
  • сделали новогодние игрушки в подарок детям детского дома;
Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.











  • изготовили кормушки для птиц и повесили их на территории школы.
Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.



Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.







В заключении хочется сказать о том, что программа Афлатун - помогает детям менять их отношение ко многим вещам; - побуждает их к активному участию в различных проектах; - развивает у детей навыки, связанные с финансами.
Авторы рабочих программ и учебно-методических материалов могут предложить собственный подход в части расширения или изменения содержания примерной программы, форм организации (факультатив, кружок, клуб), форм подведения итогов работы (ярмарка, конференция исследовательской и проектной деятельности). Занятия могут проводиться учителями-предметниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами и т.д. Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты внеурочной деятельности по финансовому и социальному воспитанию детей в соответствии с требованиями ФГОС ООО распределяются по трем уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных и финансовых знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о: - видах и функциях команд, особенностях работы в команде, - предпосылках появления денег, - понятии валюты и ее роли в жизни общества, - функции денег - средство накопления и сбережения, - понятия сметы расходов, - базовых потребностях и их защите, - видах продуктов и производственной цепочке, - понятиях товары и услуги; - понятии трудовая миграция и связанных с ней трудностях. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к: - работе команды, своей роли в достижении общей цели; - необходимости удовлетворения потребностей, а не желаний; - правам детей и людей в целом, - своей и чужой культуре. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта: - распределения ролей для работы в команде, - разрешения конфликтов; -Экономическое образование школьников: успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности. планирования мероприятия, - использования сберегательной книжки и книги расходов, - составления сметы расходов, - анализа и оценки выполненной работы


© 2010-2022