Методический материал по русскому языку Определение темы и основной мысли текста 1-4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Определение темы и основной мысли текста.


Манакова Е.Ю., учитель начальных классов

МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа № 3»


В последние годы перед обществом встали новые проблемы гуманизации, демократизации. Остро ощущается потребность в личности, умеющей хорошо адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, способной к самоопределению, саморазвитию и самообучению. В связи с этим и перед школой стоят новые задачи. Прежде всего это развитие личности, а значит приоритет целей воспитания и развития. При этом более эффективно осуществляются цели обучения. Изменения целей несет изменение других компонентов.

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать новую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создать условия для овладения учеником УУД, основу которых составляет развитие речи. Оно придает всему процессу обучения четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить осмысленно воспринимать материал, развить интерес к учению.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды.

Развитие речи - важная задача обучения родному зыку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная речь ученика - показатель его умственного развития.

Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно и составная (практическая) часть уроков литературного чтения и русского языка.

Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

«Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то… для них гораздо труднее учиться», - считал К.Д. Ушинский.

Великий педагог предъявлял следующие требования к упражнениям и приемам работы над предложением и развитием связной речи:

«Дар слова… развивается не иначе как от упражнений… Но какого же рода должны быть эти упражнения?.

а) Они должны быть по возможности самостоятельными…

б) Упражнения … должны быть систематические… Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперед…

в) Упражнения должны быть логические… развивать в детях дар слова - значит… развить в них логичность мышления… Привычка к нему… дает возможность учащимся учить урок логически, т.е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней второстепенные, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы, слова..

г) Упражнения должны быть изустные и письменные, и притом изустные должны предшествовать письменным».

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткие задания», которые дисциплинируют мысль и направляют в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и др.

Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.

Стремясь передать текст буквально, ребенок плохо пересказывает, не может выделить в тексте главную мысль и донести это главное до слушателя. Следовательно, необходимо научить детей определять тему - то, о чем говорится в тексте - и основную мысль текста - то главное, что хотел донести автор до читателя.

Не осознавая смысла всего текста и частей, не усвоив содержания и речевых особенностей произведения, ученик своими пропусками, недомолвками, нелогичными перестановками мысли, неумелой заменой слов искажает и мысль, и стиль писателя. Научившись определять основную мысль и тему текста, ученик глубже понимает изучаемый материал, активизируется его мыслительная и речевая деятельность. В итоге обучение становится для ребенка не «обузой», а «радостным трудом». Это умение позволяет ребенку освоить коммуникативные навыки.

Учащиеся с 1-го класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить связно, по порядку.

Опираясь на теорию связной речи Н. И. Жинкина, были вычленены те специальные умения, которым надо учить в школе, развивать навыки связной речи учащихся, и которые должный помочь говорящему, создавая текст, стать на точку зрения слушателя, реализовать как можно лучше свой замысел. Это следующие коммуникативные умения:

  1. Умение раскрывать тему высказывания.

  2. Умение раскрывать основную мысль высказывания.

  3. Умение собирать материал к высказыванию.

  4. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.

  5. Умение совершенствовать написанное.

  6. Умение строить высказывание в определенной композиционной форме.

  7. Умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

Формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи.

Отрабатывая под руководством учителя умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, ученик вслушивается, вчитывается в формулировку темы, осознает ее, вычленяет то главное, что предусмотрено этой темой, и таким образом понимает, о чем ему надо рассказывать и какую основную мысль надо донести до слушателей или читателей.

Можно выделить следующие этапы формирования умения определять основную мысль и тему текста:

  1. Составление предложений на определенную тему.

  2. Озаглавливание текста с опорой на тему, выраженную в тексте прямо.

  3. Составление плана текста.

  4. Определение основной мысли и темы текста, если она прямо автором не сформулирована.

Для работы по первому этапу применяю следующие упражнения: подбор слов по теме, составление предложений по сюжетной картинке; составление рассказа по серии картинок; составление рассказа по сюжетной картинке от лица какого - нибудь персонажа; создание текста по заданному слову, предложению, фразеологическому обороту, рисунку и вопросу на заданную тему; составление продолжения рассказа; нахождение в тексте предложений «не на тему»; работа с широкой и узкой темой.

На втором этапе предлагаю такие упражнения: озаглавить текст и объяснить почему именно так назван текст; выбрать из нескольких заголовков наиболее подходящий к тексту; найти и прочитать предложение, которое раскрывает тему текста; восстановление деформированного текста; определение темы текста; анализ заголовка готового текста с опорой на тему; рисование картинки на тему, подбор заголовка, который бы отражал тему и составление рассказы по этой картинке.

На третьем этапе совместно с учащимися вырабатываю алгоритм составления плана текста. Дети не только запоминают его, но и обосновывают последовательность действий. На этом этапе хорошие результаты достигаются при использовании методики А.Г.Ривина - методики по абзацной проработки текста.

На четвертом этапе большое внимание уделяю работе с пословицами, баснями, народными сказками. Задания могут такими: передать смысл пословицы, сформулировать тему; опираясь на пословицу «развернуть» свою мысль и составить небольшой рассказ, поучительную сказку, текст - рассуждение. Так же применяю «обратную методику А.Г.Ривина» - по готовому плану восстанавливается содержание текста.

Развитие речи учащихся - это большой, каждодневный труд. Соблюдение требований к упражнениям по развитию речи, выдвинутые еще К.Д.Ушинским:

- возможная самостоятельная детей;

- системность;

- логичность;

- последовательность устных упражнений и письменных

Позволят учителям добиться определенных успехов в обучении детей. Такая работа помогает детям в дальнейшем ориентироваться в понятии «тема» и «основная мысль текста», создавать работы, где дети выражают свои чувства, свое отношение к излагаемому. Приобретенные навыки и умения в определении темы и основной мысли текста являются ступенькой к построению самостоятельного монологического высказывания.




Литература.


  1. Вербицкая М.В., Волошина О.И. Чтение. Тесты: Начальная школа. 1- 3 кл.1 - 4 кл.: Учебно - методическое пособие. - М.: Дрофа, 1999 г.

  2. Гребенченко Л.В, Виды заданий по формированию связной речи. - журнал «Начальная школа», № 9 - 2001 г., с.100.

  3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985 г.

  4. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984 г.

  5. Ушинский К.Д. Родное слово. - Собр. Соч. в в6 - ти т. М.; Л.: ИздательствоАПН РСФСР, 1946 г., т.6.

  6. Т.Г. Рамзаева. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. - СПб: «Специальная Литература», 1998.

  7. Речевые уроки: Кн. Для учителя нач. классов/ Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.М. Сорокина и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1995 г.

  8. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. В.К. Дьяченко // Начальная школа - № 1 - 1998.

Приложение

Технологическая карта

Тема: Работа с текстом. Определение темы и основной мысли текста.

Учитель: Манакова Е.Ю.


Логическая структура Ц1 Д1 Ц2 Д2 Ц3 Д3

            

Целеполагание


Диагностика

Коррекция

Ц1

- учить составлять предложения на определенную тему

Д1

1. Из предложения выбери точный ответ на поставленный вопрос.

2. Прочитай текст. Выбери предложения, дающие точный ответ на вопрос.

3. Задай вопросы к прочитанному тексту.

1. Внимательно прочитай все предложения или текст.

2. Прочитай только те предложения, в которых говорится о предмете.

3. Выбери точный ответ на вопрос.

Ц2

- уметь озаглавливать текст с опорой на тему, выраженную в тексте прямо.

Д2

1. Определи, о чем этот текст.

2. Из нескольких предложенных заголовков выбери тот, который отражает тему текста.

3. Прочитай текст. Найди предложения «не на тему».

4. Напиши несколько предложений на тему, выраженную в заголовке.

1. Внимательно прочитай заголовок или текст.

2. О чем говорится в этом тексте?

3. Найди лишнее предложение или лишний заголовок.

Ц3

- уметь составлять план текста.

Д3

1. Восстанови порядок выполнения действий при составлении плана текста.

2. Дополни алгоритм при составлении плана текста.

3. Составь план определенного текста.

4. Найди ошибки, допущенные при составлении плана конкретного текста.

1. Вспомни алгоритм составления плана.

2. Действуя по алгоритму составь план текста.

Ц4

- уметь определять тему и основную тему текста, если она прямо автором не сформулирована.

Д4

1.В чем основной смысл басни? Выбери правильный ответ.

2. Прочитай басню. Определи, о ком басня? В чем основной смысл этой басни? (выбери нужное предложение).

3. Сформулируй основной смысл пословицы и определи ее тему.

4. Составь небольшой текст на тему по плану.

Прочитай предложенный текст. Подумай что главное хотел сказать автор. Определи смысл текста.

Дозирование самостоятельной деятельности.


«стандарт»

«хорошо»

«отлично»

Б1

- подбор слов по теме;

- из нескольких вариантов выбери ответ на вопрос.

- из нескольких слов составь предложение по теме

- составь предложения по сюжетной картинке;

- составь предложение по заданному слову;

- найди в тексте ответ на вопрос.

- составь рассказ по сюжетной картинке;

- составь текст по вопросу;

- задай вопросы к тексту.

Б2

- прочитай перечисленные темы. О чем эти произведения?

- прочитай текст. Удачное ли название выбрано для него?

- выбери заголовок, который больше всего подойдет к тексту.

- найди в тексте предложения «не на тему».

- из перечисленных тем назови широкую и узкую тему.

- к написанным на доске широким темам придумай узкую тему.

- составь несколько связанных между собой предложений по сюжетной картинке;

- придумай текст по заданному предложению.

Б3

- Прочитай предложенный алгоритм составления плана текста. Со всем ли ты согласен? Восстанови порядок в алгоритме.

- Прочитай текст. Раздели его на смысловые части. Выдели основную мысль каждой части. Озаглавь ее. Запиши план.

- прочитай текст. Прочитай план к этому тексту. Согласен ли ты с этим планом? Найди ошибки.

Б4

- назови мораль басни;

- перечисли басни с одинаковым смыслом;

- из перечисленных пословиц найди две похожие по смыслу.

- сформулируй смысл пословицы;

- подбери пословицы на тему;

- назови сказки, имеющие одинаковый урок.

- отталкиваясь от данной пословицы, фразеологического оборота «разверни» свою мысль. Текст может быть в форме небольшого рассказа, поучительной сказки, текста - рассуждения.


© 2010-2022