Конспект урока во 2 классе тема: правописание звонких и глухих согласных перед согласными

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : правописание звонких и глухих согласных перед согласными.

Цель : уметь находить парные согласные в словах , подбирать к ним проверочные ,развивать речь учащихся ,обогащать словарный запас слов ,прививать любовь к русскому языку , работать над каллиграфией письма.


Ход урока.


Минутка чистописания.

На доске написаны следующие строки :

Слон , лев , шакал и бегемот

С утра отправились в поход .

У. Прочитайте вслух написанные на доске стихотворные строчки. Определите , какие буквы мы будем писать сегодня на минутке чистописания . Они обозначают звук, который в словах данных строк встречается четыре раза. В каких словах он присутствует ?

Д. Сегодня мы будем писать буквы д ,т . Они обозначают ( т ), который встречается четыре раза. Он есть в словах бегемот ,утра , отправились , поход.

У. Охарактеризуйте звук ( т ) , который имеется в данных словах .

Д. В словах бегемот , утра, отправились , поход звук ( т )- согласный ,глухой , парный , твердый.

У. Назовите все парные согласные.

Д. Парные согласные б-п , в-ф , г- к, д-т ,з-с , ж-ш.

У. Напишите по памяти цепочку парных согласных


Повторение изученного материала.

На доске написаны слова :т.трад. , з.вод ,м.двед. ,гор.д ,м.роз ,к.р.ндаш.

У. Прочитайте вслух данные слова. Определите , какие буквы в них надо написать вместо точек. Слова для ответа сгруппируйте .

Д. В словах тетрадь и медведь надо писать непроверяемую безударную гласную е и ь.

Д. в словах мороз и город пишется непроверяемая безударная гласная о .

Д. В словах завод и карандаш надо написать непроверяемую безударную гласную а .

У Что объединяет написанные слова между собой ?

Д. Это слова из словарика .

Д. Все слова имена существительные.

Д. Все слова оканчиваются на парный согласный.

У. Какие различия вы видите в данных словах ?

Д. Пять существительных : тетрадь ,завод ,город , мороз , карандаш отвечают на вопрос что? , а существительное медведь на вопрос кто ?

Д. В словах тетрадь , завод , медведь ,город , мороз - по два слога , а в слове карандаш - три .

Д Слова тетрадь , завод , медведь , город , мороз оканчиваются на звонкий парный согласный , а слово карандаш - на глухой парный согласный.

У. Что надо сделать , чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на конце ?

Д. Чтобы не ошибиться в правописании парной согласной на конце слов , надо изменить слово так , чтобы после согласной стояла гласная .

У. Измените данные слова так , чтобы после согласной стояла гласная и запишите слова в алфавитном порядке.

Словарно-орфографическая работа

У. Внимательно посмотрите на данную запись и определите

Два слова с которыми мы познакомимся на уроке :

. . . . . . .

О З А Б В Т Е Р А Д К

. . . .

Какие это слова ? Как вы их определили ?

Д. Сегодня мы познакомимся со словами завтрак и обед . Чтобы их определить , надо соединить буквы , над которыми в вверху поставлены точки , затем соединить буквы под которыми внизу поставлены точки.

У. Найдите смысловое сходство слов завтрак и обед .

Д. Завтрак и обед это приемы пищи.

У . В чем вы видите их различия ?

Д. Завтрак- это утренняя еда , а обед - еда в середине дня.

У. Верно. Однако слово обед обозначает не только прием пищи в определенное время. Определите значение слова обед в предложении : Сегодня у нас вкусный обед.

Д . В предложении Сегодня у нас вкусный обед слово обед имеет значение пища.

У. Правильно. Какое значение имеет слово обед в следующих предложениях ?

Отец приехал в самый обед. Магазин сейчас закрыт на обед.

Д. В первом предложении слово обед обозначает время , а во втором - перерыв в работе.

У. У слова обед несколько значений, а у слова завтрак интересное происхождение. Слово завтрак тесно связано со словом завтра. Чтобы приготовить еду , древним людям требовалось много времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного , зажечь огонь , приготовить еду. Пища готовилась на другое утро , на завтра , и поэтому называлась завтраком. С рассветом надо было идти на поиски новой пищи , ягод , корешков , растений. Некогда было ждать , пока приготовиться еда. И в этом не было необходимости : завтрак был уже с вечера. В современных условиях можно приготовить завтрак за десять- пятнадцать минут и быстро его съесть. Но все равно он называется завтраком.

Найдите слова завтрак и обед в словарике, напишите их , поставьте ударение , подчеркните безударную гласную и запомните их. Какую еще орфограмму вы заметили в этих словах ?

Д. На конце слова завтрак и обед парные согласные.

У. Проверьте устно их написание.

Д. Завтраки и обеды.

У. На доске написано пять пословиц с изученными словами и один фразеологический оборот. Прочитайте их, вставляя одно из изученных слов.

Ложка хороша к …. .

Кормить …… .

За ….. соловей , а после ….. - воробей.

Ужин не нужен , был бы ….. .

Не будет хлеба , не будет и …… .

Каков дед , таков и ….. .

Справка:

Ложка хороша к обеду.

Кормить завтраками.

За обедом соловей , а после обеда- воробей.

Ужин не нужен , был бы обед.

Не будет хлеба , не будет обеда.

Каков дед , таков и обед.

У. Разграничьте половицы и фразеологический оборот . Объясните их смысл ( в конце урока учитель вновь возвращается к данным фольклорным единицам и просит учащихся воспроизвести по памяти возможно большее их количество.)

Вспомните , о чем мы сегодня вели речь на минутке чистописания , во время повторения изученного и словарной работы. Найдите в этих этапах общее. На основании этого скажите с чем будет связана новая тема сегодняшнего урока ?

Д. Мы говорили о парных согласных и их правописании на конце слов. Значит , новая тема будет связана с правописанием парных согласных.

У. Верно Сегодня мы продолжим разговор о правописании парных согласных.

Изучение нового материала.

На доске написаны столбиками следующие слова :

Зубки березка

городской

Травка сторожка

Ногти

У. Прочитайте вслух написанные на доске слова.

Что объединяет данные слова между собой?

Д. В середине каждого из данных слов есть парный согласный.

У. Перед какими буквами находятся парные согласные ?

Д. Парные согласные находятся перед согласными.

У. Произнесите в каждом слове парный согласный, находящийся перед согласным, и назовите букву, которая обозначает названный звук.

Д. В слове зубки- буква , звук ( п ), в слове травка - буква в , звук ( ф ), в слове ногти - буква г , звук (к ), в слове березка - буква з , звук ( с ), в слове городской -буква д , звук ( т ), в слове сторожка - буква ж, звук ( ш ).

У. Что вы заметили при произношении парных согласных перед согласными ?

Д. Произношение парных согласных ,если они находятся перед согласными , не совпадает с их написанием.

У. Что надо сделать , чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными , которые находятся перед другими согласными ?

Д. Чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными , которые находятся перед другими согласными , надо их проверить .

У. Как можно проверить написание слов с парными согласными , которые находятся перед другими согласными ?

Д. Чтобы проверить написание слов с парными согласными , которые находятся перед другими согласными , надо подобрать проверочное слово, в котором после парного согласного следует гласный.

У. Подберите проверочные слова к написанным на доске словам.

Д. Зубки - зубок ,травка - трава . ногти - ноготок , березка - береза, городской- города, сторожка - сторожить.

У. Правописание слов с парными согласными , которые находятся перед другими согласными , - это орфограмма. Подчеркните эту орфограмму в написанных вами словах.

Физкультминутка.

На доске написаны слова : корова, петушки ,кружки. глаза , лошадка, труба, рыбка, утюги, шкафы, лопата, грядка.

У. Поставьте руки перед грудью .Внимательно смотрите на слова , которые я буду показывать и называть. Если назову слово , в котором имеются две парные согласные в середине . вы разводите руки в сторону. Если вы услышите слово, в котором одна парная согласная в середине , потягиваетесь , поднимая руки вверх.

Закрепление.

Упражнение 1.

Прочитайте цепочки слов . В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы:


  1. ло…ка , игру…ка, к…ту…ка, клю…ка ,

  2. д…ро…ка, кры…ка , варе…ка , но…ка

  3. л…ша…ка, лю…ской, л…па…ка, зага…ка,

  4. мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…кА

  5. оши…ка, ру…ка, тру…ка, ла…ка.

Какое слово является лишним во всем упражнении?

Cправка : лишнее слово во всем упражнении загадка , так как только оно имеет приставку.

Упражнение 2.

Напишите слова в следующей последовательности : проверяемое , проверяемое , проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.


  1. ду…ок, ду…ки , ду…;

  2. зу…ки ,зу… ,зу…бок ;

  3. коло… , коло…ки , коло…ок ;

  4. сторо… , сторо…ит ,сторо…ка ;

  5. голу…, голу…ок , голу…ка .

Образец : дуб, дубки, -дубок.

Упражнение 3.

Прочитайте пословицы . Определите их общий смысл. Распределите пословицы на две группы в связи с изучаемой темой. Напишите , вставляя нужные буквы.

Ранняя птич( ь )ка зу(п,б )ки теребит , поздняя гла( з,с )ки продирает.

Рано пта( ш ,ж )ка запела ,как бы ко( ш ,ж)ка не съела.

Неделя го(д , т ) кормит.

Упражнение 4.

Из слов , находящихся под одной цифрой , составьте новое ,используя для этого их первые слоги:

  1. забор, гадкий, камера.

  2. Кролик, ватрушка, каша;

  3. Овчина, царапина ;

  4. Русалка ,башмак , канат ;

  5. Рокот , ботва ;

  6. Лавсан , камера ;

  7. Пояс , годность , какаду.

Составленные слова напишите , подберите к ним проверочные .

Итог урока : кто испытывал трудности на уроке ?

Кому было интересно ? Какие новые открытия сделали для себя ?


© 2010-2022