- Преподавателю
- Начальные классы
- Использование групповых технологий на уроках русского языка
Использование групповых технологий на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Супрунова Е.В. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РФ
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Челябинский государственный педагогический колледж № 2»
ПРОЕКТ
Тема: «Использование групповых технологий
на уроках русского языка»
Проект выполнил:
Преподаватель гуманитарных дисциплин
Супрунова Елена Васильевна
Челябинск - 2010
Введение Система образования в нашей стране призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как именно среднее специальное учебное заведение готовит человека к активной деятельности в различных сферах общества. Поэтому роль среднего профессионального учреждения как звена образования чрезвычайно важна, способность подобных учебных заведений достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет большое значение. Обучая студентов, нужно учитывать, что современный работодатель заинтересован в таком работнике, который наделен следующими качествами: - думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); - обладать творческим мышлением; - обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний. Таким образом, выпускник среднего профессионального учреждения, который будет жить и трудиться в XXI веке, для того чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности: - гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; - самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, использую современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; - грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций; - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Таким образом, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы использования технологий (мы отталкиваемся от общепринятого понятия «технология» - совокупность методов какой-либо деятельности в процессе производства определенной продукции; применительно к педагогическому процессу технологию обучения можно определить как совокупность методов, приемов в их логической последовательности, составляющих процесс обучения), когда личность студента была бы в центре внимания педагога, в котором познавательная деятельность была бы ведущей в тандеме преподаватель - студент, чтобы учебник - студент была заменена на новую парадигму - студент - учебник - преподаватель. Именно так нужно построить систему обучения. Итак, общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы его профессионалы были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Из всего многообразия инновационных технологий нами выбраны групповые технологии. Во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом. Это технологии, позволяющие, интегрируясь в реальный учебно-воспитательный процесс, достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету. Во-вторых, потому что это истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте обеспечивающие не только успешное усвоение учебного материала всеми студентами, но и способствующие интеллектуальному развитию студентов, их самостоятельности, доброжелательности по отношению друг к другу. Настоящий педагог должен оценивать свои результаты результатами своих учеников. Важно не то, что делает преподаватель, а то, как он работает и как понимают его студенты. И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство преподавателя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес студента к обучению, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность студента, воспитывают в нем чувство собственного достоинства и уважения к различиям, дают ощущение творческой свободы и самое главное - приносят радость. Студенты испытывают чувство восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей. Восторженность принятия нового материала будет способствовать тому, что они с энтузиазмом подключатся в будущем к демократическим преобразованиям в обществе. Использование технологий в процессе обучения дают студенту возможность на занятии осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и обучение превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности студента. Теоретическое обоснование групповых технологий В современном образовании широко распространены групповые технологии. В.К. Дьяченко считает, что организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную и индивидуальную. Групповой способ обучения прекрасно вписывается в классно-урочную систему. В групповой технологии можно выделить групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую (каждая группа имеет свое задание в общей цели). При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Психолого-педагогическое обоснование группового обучения: - реализация принципа деятельности; - формирование мотивации учения и обучения; - всеобщий, всеохватывающий контроль знаний; - психологический комфорт в учебном коллективе; - единство воспитания и обучения; Реализация субъект-субъектных отношений. Сущность группового обучения состоит в следующем: на групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися. Преимущества группового обучения: - приобщение к важным навыкам жизни:
- действенное общение,
- умение слушать,
- умение принять точку зрения другого,
- умение разрешать конфликты,
- умение работать сообща для достижения общей цели;
- обучение партнеров (в парах);
- группа, сидящая вместе;
- маленькая команда;
- задание для всей группы.
В условиях становления новой образовательной парадигмы задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности студентов, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность студентов смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение − это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению студентов. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие студентов осуществляется паритетно, на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы − это форма самостоятельной работы студентов при непосредственном взаимодействии их между собой. Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всех студентов, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление студентов на группы и распределение заданий. С нашей точки зрения, в дидактическом процессе высшего учебного заведения целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все студенческие группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий. Следует отметить, что применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы. Прежде всего нужно выяснить вопрос о составе студенческой учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме. При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость студентов, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать студентам, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной. Следующая практическая проблема - внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе руководителя или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор руководителя является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы - 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами (3). Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы: I. Подготовка к выполнению группового задания. 1. Постановка познавательной задачи /проблемы/. 2. Инструктаж о последовательности работы. 3. Раздача дидактического материала по группам. II Групповая работа. 4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе. 5. Распределение заданий внутри группы. 6. Индивидуальное выполнение задания. 7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/. III. Заключительная часть. 9. Сообщение о результатах работы в группах. 10. Анализ познавательной задачи, рефлексия. 11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Рекомендации по применению групповых технологий Следует подчеркнуть, что групповая работа наиболее эффективна, если индивидуальный личный поиск предшествует обмену идеями, то есть групповому обсуждению. Остановимся теперь на нашем опыте использования групповой формы работы на семинарских занятиях по педагогическим дисциплинам. Так, одной из главных целей спецкурса "Современные технологии воспитания" является осмысление студентами механизма воздействия на личность с целью наиболее полного ее развития и совершенствования педагогической интуиции студентов. Это возможно при рассмотрении большого числа реальных педагогических ситуаций. Поэтому такой вид работы, как "решение задач со многими неизвестными", присутствует на каждом семинарском занятии и предполагает решение многочисленных проблем, которые связаны, например, с адаптацией детей к условиям детского оздоровительного лагеря или взаимодействие ребенка и его окружения. Поиски вариантов решения предлагаемых проблем проходят в малых группах. Общее задание − обсуждение проблемной ситуации − предполагает тесное взаимодействие ее членов. Каждому члену группы необходимо предложить оптимальный, на его взгляд, способ решения. Работая на принципах самоуправления и сотрудничества, группа выбирает наиболее эффективный, по мнению большинства, вариант. Затем представитель, делегируемый группой, озвучивает выбранный способ решения проблемы, с которым (как наиболее конструктивным) согласились все. Следующая группа, прежде чем представить свою точку зрения, "принимает" предложение первой группы, воспроизводя его в свободной форме, но с сохранением точного смысла, а затем сообщает свой вариант решения. Получается своеобразная «эстафета» творческих вариантов решения проблемы. Следует отметить, что в процессе работы от одного члена группы к другому передается личностное ценное суждение. Каждый имеет право на собственную точку зрения и право на свободный самостоятельный выбор решения. Снимается состояние неуверенности студентов, что способствует формированию социальных мотивов учения, в основе которых лежат стремления к обретению желаемого статуса в среде коллег и сотрудничеству с сокурсниками. У каждого члена группы появляется реальная возможность увидеть рядом с собой человека в его индивидуальном проявлении и принять его, так как совместная деятельность не позволяет оставаться безразличным к другим членам группы. Она заставляет становиться на те или иные позиции, что означает пересмотр отношений между членами группы в лучшую сторону и способствует развитию навыков адекватного социального поведения. Дифференцированная групповая работа на семинарских занятиях по педагогике предусматривает фронтальную постановку общей проблемы, например: «Зарубежные системы образования в конце XX века : общее и особенное, тенденции развития». Далее следует распределение заданий по группам. Например, дать характеристику систем школьного образования Германии, Франции, США, Японии, Великобритании, т.е. каждой группе отводится своя исключительная роль в решении общей проблемы. Групповая работа представляет собой индивидуальные выступления каждого члена группы по одному и тому же вопросу и коллективное обсуждение его содержания и логики изложения. Таким образом, у групп устанавливаются взаимные ожидания и возникает чувство ответственности за выполнение задания. Фронтальная работа, следующая за групповой, представляет собой отчет спикеров групп о проделанной работе. Содержание каждого отчета − это новая ценностная информация для участников других групп, что способствует установлению социальных контактов между студентами в аудитории. От качества выполнения задания каждой группой зависит то, насколько хорошо каждый студент в отдельности решит поставленную в начале занятия проблему. Итоговая отметка каждого студента включает как общий балл группы, полученный за выступление спикера, так и индивидуальную отметку за самостоятельную письменную работу, предполагающую обобщение по проблеме семинарского занятия. Таким образом, можно отметить многообразие существования групповых технологий и зависимость их выбора от целей и содержания курса, творчества преподавателя, особенностей студентов. Обладая достаточно мощной побудительной силой, групповые технологии обучения способны оптимизировать учебный процесс высшего учебного заведения, сделав его более эффективным и личностно направленным.
Список литературы
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
- Гальперин П.К. К теории программированного обучения. - М., 1967.
- Давыдов В.Г. Проблемы развивающегося обучения . - М.: Просвещение, 1986.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
- Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.
- Полат Е.С. Новые педагогические технологии: Пособие для учителей. - М., 1997.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
- Чошанов М. Малая группа в учебном процессе // Директор школы.-- 1999.- №4.