Конспект урока по русскому языку Правописание сочетаний: жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу. Обобщение

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГУО «Средняя школа № 4 г. Новополоцка»









Разработка урока по русскому языку

2 класс

Правописание сочетаний:

жи - ши, же-ше, ча - ща, чу-щу. Обобщение.













Разработала:

учитель начальных классов,

1 категории

Козлова Инна Викторовна








2016 год

План-конспект урока по русскому языку

2 класс

Тема урока: Правописание сочетаний: жи - ши, же-ше, ча - ща, чу-щу. Обобщение. Цель: создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний и применение в словах с буквосочетаниями жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу. Задачи: Образовательная: повторить правописание слов с сочетаниями жи, ши, же, ше, ча, ща, чу, щу, способствовать развитию умения распознавать слова с указанными сочетаниями и правильно их записывать. Развивающая: развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся. Воспитательная: прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания; воспитывать положительное отношение к учебе. Форма проведения: игра-путешествие. Ученики сидят по группам, так называемым вагонам. 3 группы. Названия групп

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

- Доброе утро!

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

- Садитесь!

  1. Создание эмоционального настроя.

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Формулирование темы и цели урока.

- Тема нашего сегодняшнего урока. - Правописание сочетаний. Закрепление.

- Сегодня, ребята, мы с вами закрепляем и повторяем правописание сочетаний. А какие сочетания мы с вами прошли и выучили? (жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу).

- Мы с вами будем учиться распознавать слова с этими сочетаниями, записывать их, будем с вами работать над речью, чтобы вы правильно произносили слова с сочетаниями, прививать любовь к языку через игру.

  1. Актуализация знаний.

- Сегодня, ребята, у нас урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка). Мы с вами поедем в Cтрану Знаний, а по пути у нас, как и на любом поезде есть станции, так и у нас.

А скажите, что входит в состав поезда? (Тепловоз и вагоны), а кто руководит поездом и в вагонах? (Поездом - машинист, а в вагонах - проводники).

- Машинистом буду я, а вот проводниками будут - Арина Калбека, Марат Казаченко, Артём Рябыш. Каждая группа - это вагончик, незабываем правила работы в группах!)

Итак, чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты - первое задание. Задание по группам. Возьмите розовую карточку.

1 группа

2 группа

3 группа

крыши

роща

грущу

стрижи

щавель

живёт

куча

часы

стучу

ежи

чугун

ищу

(в каждой группе лежат розовые карточки, на них написано задание)

- Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 группа - куча, 2 группа - чугун, 3 группа - живёт)

- Итак, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки). Сначала вы меня внимательно слушаете, а затем все вместе повторяем.

- Жи-жи-жи - в лесу живут ежи.

- Ши-ши-ши - в коробке есть карандаши.

Вот и первая наша остановка. "Словарная".

- Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется? Правильно, сейчас мы будем повторять словарные слова.

Игра "Молчанка". Учащиеся записывают словарные слова, которые висят на карточках на доске, выделяют орфограммы. Какая группа быстрее и качественнее справится с заданием. (на доске висят карточки, дети открывают тетради и должны записать только одно слово, для каждого ряда по одному слову).

М...шина, к…р…ндаши, х…р…ши.

Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв.

- А какая ещё орфограмма есть в этих словах? (Во всех словах сочетание ши)

- Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые)

- Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.

Чистоговорки.

- Ча-ча-ча - вы ждали нашего врача.

- Ща-ща-ща - в пруду поймали мы леща.

Станция «Волшебная».

-А почему волшебная? (что-то необычное, сказочное). А задание на этой станции будет трудное. Мы будем учиться различать звуки [ч'], [щ'].

Учитель читает слова, а учащиеся записывают под диктовку слова в два столбика: 1 - со звуком [ч'], 2 - со звуком [щ']. (Вика у доски и Максим). Девочки записывают - ч, мальчики щ.

Щавель, чугун, щука, удача, площадь, перчатки.

Проверка слов. Учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы. Чистоговорки:

- Щу-щу-щу - я по маме грущу.

- Чу-чу-чу - громко в дверь я постучу.

Следующая станция - "Урожайная".

- Сейчас вы получите задания от лесного жителя «Лесовичка». Ему нужно помочь собрать урожай на зиму. Каждая группа будет собирать свой урожай, но только с теми словами, которые написаны правильно. (возьмите конвертики с заданиями и начинаем).

1-я группа. Собирают урожай яблок. С собой мы возьмём только те яблоки, на которых написаны слова без ошибок. Щука, пищять, роща, чюлан, чай, счястье. тащю, чудо.

2-я группа. Собирает урожай грибов. Чащя, куча, свеча, чяйка, саранча, дача, тучя, чяйка.

3-я группа. Собирает урожай овощей. Кочан, чюгун, щука, лыжы, щавель, жыраф, машина, счястье.

Чей вагон быстрее справится - поднимаем руки все. Проводники выходят к доске и вывешивают корзинки с урожаем. Назвать правильно написанные слова.

Физкультминутка. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

"Колечко".

Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

Чистоговорки.

- Жи-жи-жи - прилетели к нам чижи.

- Ши-ши-ши - веселятся малыши.

Станция "Соревновательная".

Учащиеся выходят по одному к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали. (проводники выбирают по одному человеку, который и будет сражаться кто-быстрее.)остальные записывают слова с новой строки, через запятую.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

лу… …знь

све… …сы

сту… …гун

гара… …лет

ку… …й

кри… …лки

Чистоговорки.

- Ча-ча-ча - у меня нет ключа.

- Уч-уч-уч - ёжик наш колюч.

Станция "Самостоятельная".

Учащиеся выполняют на карточках задания. (для всех задания на карточках. Берём красные карточки и на них начинаем писать)

Вставьте пропущенные буквы.

Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.

Домашнее задание. С.83 упр. 131( списать, вставить сочетания, которые мы сегодня повторяли, которые подходят, подчеркнуть, то, что вставили). открываем дневнички и записываем задание.

Станция «Страна Знаний». Итог урока.

Итак, мы прибыли в Страну Знаний! Давайте с вами подведём итоги.

- Какие орфограммы мы закрепляли на уроке?

- Какая гласная буква пишется в сочетании ча-ща? чу-щу? жи-ши?

- Что у вас получилось сегодня лучше всего?

-В чём испытывали затруднения?

Сейчас я хочу, что бы вы показали, какое солнышко светит вам в стране Знаний. Если вам всё понравилось на уроке, было интересно, то вы прикрепите к нашему солнышку жёлтенькие лучики, если были трудности - то голубые лучики. (вагоны поочереди выходят и крепят лучики.)

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!



© 2010-2022