- Преподавателю
- Начальные классы
- Духовно -нравственное воспитание младших школьников
Духовно -нравственное воспитание младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Осипова Е.Ю. |
Дата | 14.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Особенностью современной практики духовно- нравственного воспитания младших школьников является разнообразие соответствующих программ. Их можно классифицировать по следующим основаниям:
- В зависимости от принятой авторами иерархии ценностей: гуманистические («уроки духовной жизни» Ш.А.Амонашвили), этнографические («нароведение» А.И.Лазарева), историко-культурологические («Истоки» А.В.Камкина и И.А.Кузьмина), религиозные («Нравственное воспитание на основе Православия» Г.Г.Алексеевой);
- По характеру взаимоотношений участников воспитательного процесса: субъект-субъект («Основы этнической культуры» А.И.Шемшуриной) и субъект-объективные («Мироведение» Л.В.Суворовой);
- В зависимости от наличия связей преемственности: программы, предназначенные для определенной возврастной группы («Истоки» А.В.Камкина и И.А.Кузьмина), и программы, рассчитанные на весь период школьного образования («Программа воспитания школьников» Н.С.Щурковой);
- По соотношению духовных и нравственных аспектов в содержании воспитания («уроки духовной жизни» Ш.А.Амонашвили), программы нравственного воспитания («Нравственное воспитание» Э.П.Козлова), программы духовно-нравственного воспитания («Наше Отечество - святая Русь» Т.И.Петрарковой, Е.Б.Евладовой и др.).
Содержание вышеназванных программ реализую не только в специально отведенное время, но и интегрируя с содержанием уроков чтения, ИЗО, художественного труда, музыки, окружающего мира. Отдаю предпочтение «Программа воспитания школьников» Н.С.Щурковой. Определяя ценностное отношение как устойчивую избирательную предпочтительную связь субъекта с объектом окружающего мира, приобретающим для субъекта личностный смысл, выстраиваю определенную последовательность реализации программы в соответствии с принятой иерархией ценностей. Эта последовательность возрастному развитию детей, помогает постепенному осмыслению жизни и отражена в общей модели программы как формирование: ценностного отношения к природе как к общему дому человечества; ценностных отношений к нормам культурной жизни; представлений о человеке, как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле; ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; образа жизни, достойной человека; жизненной позиции, способности к индивидуальному выбору жизненного пути. В качестве основного инструмента воспитания использую групповое дело, главной функцией которого является проживание социально-ценностного отношения в процессе межличностного взаимодействия. Групповое дело требует от ребенка духовного усилия, в котором выявляется и развивается его личность, дает ему новый опыт жизни, отношения к ней, эмоционально-ценностные переживания. Моя деятельность:
- выявление социального значения представленной деятельности;
- помощь детям в определении личностного смысла деятельности;
- представление участникам группового дела права на свободный выбор своей позиции;
- создание условий для высказывания детьми суждений о самочувствии, впечатлениях, оценки проделанного и др.