Духовно -нравственное воспитание младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Особенностью современной практики духовно- нравственного воспитания младших школьников является разнообразие соответствующих программ. Их можно классифицировать по следующим основаниям:
  • В зависимости от принятой авторами иерархии ценностей: гуманистические («уроки духовной жизни» Ш.А.Амонашвили), этнографические («нароведение» А.И.Лазарева), историко-культурологические («Истоки» А.В.Камкина и И.А.Кузьмина), религиозные («Нравственное воспитание на основе Православия» Г.Г.Алексеевой);
  • По характеру взаимоотношений участников воспитательного процесса: субъект-субъект («Основы этнической культуры» А.И.Шемшуриной) и субъект-объективные («Мироведение» Л.В.Суворовой);
  • В зависимости от наличия связей преемственности: программы, предназначенные для определенной возврастной группы («Истоки» А.В.Камкина и И.А.Кузьмина), и программы, рассчитанные на весь период школьного образования («Программа воспитания школьников» Н.С.Щурковой);
  • По соотношению духовных и нравственных аспектов в содержании воспитания («уроки духовной жизни» Ш.А.Амонашвили), программы нравственного воспитания («Нравственное воспитание» Э.П.Козлова), программы духовно-нравственного воспитания («Наше Отечество - святая Русь» Т.И.Петрарковой, Е.Б.Евладовой и др.).

Содержание вышеназванных программ реализую не только в специально отведенное время, но и интегрируя с содержанием уроков чтения, ИЗО, художественного труда, музыки, окружающего мира. Отдаю предпочтение «Программа воспитания школьников» Н.С.Щурковой. Определяя ценностное отношение как устойчивую избирательную предпочтительную связь субъекта с объектом окружающего мира, приобретающим для субъекта личностный смысл, выстраиваю определенную последовательность реализации программы в соответствии с принятой иерархией ценностей. Эта последовательность возрастному развитию детей, помогает постепенному осмыслению жизни и отражена в общей модели программы как формирование: ценностного отношения к природе как к общему дому человечества; ценностных отношений к нормам культурной жизни; представлений о человеке, как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле; ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; образа жизни, достойной человека; жизненной позиции, способности к индивидуальному выбору жизненного пути. В качестве основного инструмента воспитания использую групповое дело, главной функцией которого является проживание социально-ценностного отношения в процессе межличностного взаимодействия. Групповое дело требует от ребенка духовного усилия, в котором выявляется и развивается его личность, дает ему новый опыт жизни, отношения к ней, эмоционально-ценностные переживания. Моя деятельность:
  • выявление социального значения представленной деятельности;
  • помощь детям в определении личностного смысла деятельности;
  • представление участникам группового дела права на свободный выбор своей позиции;
  • создание условий для высказывания детьми суждений о самочувствии, впечатлениях, оценки проделанного и др.
© 2010-2022