- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка занятия про пожарную безопасность (2 класс)
Методическая разработка занятия про пожарную безопасность (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шаповалова А.Н. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
11
Номинация «Работа педагога»
Автор работы:
Шаповалова Алла Николаевна, 43 года,
Муниципальное общеобразовательное учреждение Орловская средняя общеобразовательная школа №2
2016год
РОССИЯ, 347510, Ростовская область, Орловский район, п. Орловский,
пер. Первой Конной Армии, д.41,
тел. 8 (86375)31-9-94,
сот. тел. участника 8-909-403-88-75.
Методическая разработка занятия во внеурочной деятельности по курсу «Жить здорОво и здОрово!» во 2 классе по теме:
«Пожарная безОпасность.
Если не играть с огнём -
безОпасным будет дом»
Шаповалова А.Н.
учитель начальных классов
МБОУ ОСОШ № 2
п. Орловский
Ростовская обл.
Аннотация:
• Методическая разработка посвящена методике организации работы по закреплению и уточнению знаний детей о причинах возникновения пожара, его последствиях, правилах пожарной безопасности и для пропаганды деятельности МЧС на примере произведения С.Я Маршака «Кошкин дом».
• Материал методической разработки предназначен в помощь педагогам начальной школы, воспитателям детских садов, педагогам-организаторам и рассчитан на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
• Данная методическая разработка основана на практическом опыте работы учителя начальных классов.
Пояснительная записка:
• Актуальность методической разработки состоит в необходимости соблюдения мер противопожарной безопасности в свете участившихся случаев беспечного обращения с огнем, приводящих к гибели людей. Проведение предварительной работы сучащимися, а также сопровождение мероприятия презентацией по произведению С.Маршака «Кошкин дом» ( или видео показом мультипликационного фильма), позволяет лучше настроить детей на восприятие материала.
-
Тема занятия входит в рабочую программу внеурочной деятельности по курсу «Жить здорОво и здОрово!» в разделе «Службы помощи и спасения».
-
Проведение данного занятия не требует особых материальных и технических затрат. Одним из условий для проведения занятия является организация предварительной работы сучащимися, исходя из возрастных психолого-педагогических особенностей детей дошкольного, младшего школьного возраста.
-
Результатом проведённой работы может являться конкурс рисунков на изучаемую тему.
Предварительная работа:
-
Экскурсия в отделение пожарной охраны.
-
Беседы о людях профессий, которые проводят профилактическую работу по пожарной безопасности и помогают бороться с огнем и последствиями пожаров (полицейские, пожарные, врачи).
-
Беседа «Правила пожарной безопасности дома», чтение произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом»;
-
Беседа «Средства пожаротушения», игровое упражнение «Запомни эти номера - «01», «02», «03», «04».
Практическая значимость занятия:
• Привлечение внимания учащихся к возникающим проблемам на Земле по вине человека.
• Пополнение знаний учащихся о правилах пожарной безопасности и умение применять их на практике.
Цели:
-
Воспитание уважения к спасателям МЧС, гордости и благодарности людям этой профессии.
-
Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Задачи:
-
Довести до сознания учащихся правила пожарной безопасности и опасность легкомысленного обращения с огнём.
-
Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, коллективизм, взаимовыручку.
-
Через тематические игры прививать практические навыки тушения огня на примере произведения С.Маршака «Кошкин дом».
-
Сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.
Планируемые результаты:
Создание условий для формирования универсальных учебных действий:
регулятивных: - саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий; определять и формулировать тему и цель деятельности с помощью учителя;
познавательных: извлечение из памяти сохраненной информации; построение речевых высказываний, выводов в результате совместной работы класса и учителя; классификация объектов, установление связей;
логические: установление причинно-следственных связей.
коммуникативных: оформление своих мыслей в устной форме; планирование учебного сотрудничества со сверстниками: как кооперация (сотрудничество), как взаимодействие; использование в общении правил вежливости.
личностных: умение соблюдать установленные правила; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к г героям произведений, к их поступкам.
Методы: 1) по характеру познавательной деятельности учащихся:
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- личностно-ориентированный;
2) по степени активности учащихся:
- конструктивные;
- творческие;
3) по источнику знаний:
- словесные;
- практические;
- наглядные;
4) стимулирования и мотивации:
- познавательные;
- социальные;
- эмоциональные;
5) мыслительной деятельности:
- аналитические;
- сравнения;
-классификации материала;
6) контроля и самоконтроля:
- устный;
- письменный контроль;
7) по организации деятельности - активные методы обучения(АМО - авторские, имеются сертификаты на использование от интернет-сайта «Мой университет):
- индивидуальные - « Я- сам!»;
- групповые - «Один в поле - не воин!»;
- парная работа - «Одна голова - хорошо, а две - лучше!» ;
Оборудование:
-
Плакаты на противопожарную тематику;
-
Детские рисунки на тему "Осторожно, огонь!";
-
Выставка детских книг: Б. Житков «Пожар в море», Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»,С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К.И.Чуковский «Путаница», Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»;
-
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Power Point «Пожарная безопасность. Если не играть с огнём - безОпасным будет дом»;
-
Таблички-правила противопожарной безопасности;
-
Памятки для учащихся «Что делать в случае пожара».
Ход занятия:
-
Организационный момент. Стадия настроя.
Учитель: - Ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Давайте пожелаем нам хорошего и плодотворного занятия, чтобы оно принесло знания, необходимые для жизни без опасности.
-
Актуализация новых знаний. Введение в тему занятия.
Учитель: - Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком сегодня пойдёт речь.
Кто с огнем борьбу ведет
Дни и ночи напролет?
Работники ударные -
Это все …(пожарные) (Слайд 3 )
Учитель: - Правильно, эти ударные работники - пожарные. И сегодня мы с вами постараемся стать юными пожарными и выясним, что нужно делать, чтобы пожаров в нашей жизни не было. А поможет нам известное произведение С.Маршака. Уверена, вы его сразу узнаете.
- Деятельностная стадия.
Бим-бом! Тили-бом!
^ На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
- Предлагаю сейчас разобрать случай с пожаром Кошкиного дома и научить её правилам пожарной безопасности. Но, чтобы быть сильными и смелыми пожарными, проведём разминку.
Физминутка « Пожарная тревога» под звуки сигнала пожарной тревоги (сигнал прилагается).
Учитель: - Пожарные, внимание! Первый эпизод: (Слайд 5 )
-Что неправильно сделала кошка, обустраивая дом?
(Во-первых, нельзя было оставлять без присмотра печку, для этого существует 1 правило (на доску - табличка )
-
НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ БЕЗ ПРИСМОТРА ТОПЯЩИЕСЯ ПЕЧИ!
(Во-вторых, возможно, печка открылась потому, что или дверца была открыта, или её совсем не было)
2 правило (на доску - табличка )
-
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ТОПИТЬ ПЕЧЬ С ОТКРЫТОЙ ТОПОЧНОЙ ДВЕРКОЙ. ПРИ САМОПРОИЗВОЛЬНОМ ОТКРЫВАНИИ ДВЕРКИ СЛЕДУЕТ ПРОИЗВЕСТИ РЕМОНТ!
Учитель: - Вот следующее правило для нашей пострадавшей:
Еще одно мгновенье -
^ И легкий огонек
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел.
- А здесь есть еще одно нарушение: как вы думаете, можно или нет класть ковер прямо перед печкой? Конечно, нет!
3 правило (на доску - табличка )
-
ДЕРЕВЯННЫЕ ПОЛЫ ПЕРЕД ТОПЛИВНИКОМ… ПОКРЫВАЮТ ЛИСТОМ КРОВЕЛЬНОЙ СТАЛИ… (Слайд 6 )
- Давайте поможем кошке, она, наверное, не знает, какие предметы легковоспламеняющиеся, а какие нет.
4. Рефлексия - 1 .
Игра «Разбить на группы легковоспламеняющиеся материалы и трудновоспламеняющиеся материалы (интерактивная доска)
(Слайд 7 )
Учитель: - Усвойте ещё одно правило:
4 правило (на доску - табличка )
-
МЕБЕЛЬ И ДРУГИЕ СГОРАЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ СЛЕДУЕТ РАЗМЕЩАТЬ… НА РАССТОЯНИИ НЕ МЕНЕЕ 0,5 М
(Слайд 8)
Учитель: - Давайте немного отдохнем.
Физминутка «Тушение огня» на двигательную активность):
^ С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
- Покажите, как сильно разбушевался огонь!
^ Как увидели грачи (Машем «крыльями»)
Это пламя с каланчи,
Затрубили,
Зазвонили:
Тили-тили, тили-бом! (Руки вверх «корзинкой», наклоны вправо и влево)
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром, (бег на месте)
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух (приседания с махами руками)
Поросенок - с решетом
И козел - с фонарем.
Учитель: -Ребята, зачем все гости несли столько предметов? Ими можно тушить пожар?
(Конечно, нет. А если беспорядочно бегать, то помешаешь пожарным выполнять свою работу: спасать людей и имущество от пожара) (Слайд 9 )
Учитель: - Паника - это плохой помощник при чрезвычайной ситуации, поэтому при пожаре нужно
5 правило (на доску - табличка )
5. ПРИНЯТЬ МЕРЫ К НЕДОПУЩЕНИЮ … ПАНИКИ
Учитель: (продолжает читать стихотворение)
-- Стой, свинья! Постой, коза!
^ Что таращите глаза?
Воду ведрами носите.
- Я несла вам воду в сите,
В новом сите, в решете, -
Расплескала в суете!
- Чем пожар тушить мы будем?
Где мы воду раздобудем?
Ты не знаешь ли, баран,
Где тут был пожарный кран?
(Слайд 10 )
Ты не знаешь ли, овечка,
Где была намедни речка?
- Что здесь неправильно?
(Да, пожарные приехали, но они были не готовы тушить пожар. Они не знали, где находится пожарный водоем. А кошка возле своего дома не оборудовала такой водоем)
Учитель: - А существует важное правило в летний период (Слайд 10 ):
6 правило (на доску - табличка )
-
В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ОКОЛО КАЖДОГО ЖИЛОГО СТРОЕНИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ УСТАНОВЛЕНА БОЧКА С ВОДОЙ ИЛИ ОГНЕТУШИТЕЛЬ
Учитель: - Самое главное правило для человека - покинуть горящее помещение.
- Не спасете вы добра -
Вам себя спасать пора.
Вылезайте, кот и кошка,
Из чердачного окошка,
Становитесь на карниз,
А с карниза - прямо вниз!
- Мне ковров персидских жалко!..
- Торопись! Ударит балка -
И ковров ты не найдешь,
И сама ты пропадешь!
7 правило (на доску - табличка )
-
КАК МОЖНО СКОРЕЕ ПОКИНУТЬ ГОРЯЩЕЕ ПОМЕЩЕНИЕ.
(Слайд 11 )
Рефлексия - 2 .
Игра «Действия при пожаре» (интерактивная доска) - убрать картинки с ненужными действиями при правильном тушении пожара) (Слайд 12 )
Учитель: - Да, нелегко Кошке с Василием жилось - телефона тогда еще не было - а вы знаете, по какому телефону надо вызвать пожарных? Правильно, «01»! Запомните его ребята, давайте и Кошке его назовем. (Слайд 13 )
8 правило (на доску - табличка )
-
«ПРИ ПОЖАРЕ КАК ОДИН НАБИРАЕМ 01».
Рефлексия - 3 .
Игра «Закрась номер пожарной части на карточке)
Учитель: - Посмотрим, как же вы запомнили это правило!
Ребята, выходите, номер правильно наберите! Ваша задача - закрасить нужные цифры на телефоне - номер, по которому примется вызов. Диспетчеры скажут «вызов принят» только в том случае, если цифры окажутся правильными.
- Итог занятия.
Учитель: - Давайте теперь еще раз повторим то, что мы сегодня узнали.
(Повторение правил по всем карточкам)
- А самое главное правило сегодняшнего занятия - ( Слайд 14)
ЕСЛИ НЕ ИГРАТЬ С ОГНЕМ - БУДЕТ БЕЗОПАСНЫМ ДОМ!
- На этом наше занятие закончено, будьте внимательными, думайте о своей безопасности! А на память об этом занятии вам - ПАМЯТКИ «ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА» и СПИСОК ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,
Использованные интернет-ресурсы:
1.Как действовать при пожаре и взрыве. arhcity.ru/?page=311/6
2.Маршак С.Я «Кошкин дом». sheba.spb.ru/libra/marshak_koshdom.htm
3. Знаки пожарной безопасности. markpro.ru/signs/fire.html
4. Спас-экстрим. Портал детской безопасности. old.spas-extreme.ru//
5. Яндекс. Картинки. images.yandex.ru/