- Преподавателю
- Начальные классы
- Причины неуспеваемости в процессе обучения
Причины неуспеваемости в процессе обучения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сайфетдинова Э.М. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
- Основная трудность: ребенок плохо учится (неуспеваемость).
- Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника. 3,6
- Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. 1,2,6.
- Что не спросишь-говорит «не знаю» или вообще молчит. 3,4,5,6
- Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально. 3,4,5.
- Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности.
- Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека
- Смотрите диагностическую таблицу «Развитие ребенка по игровому типу»
- Поддержать доброжелательные взаимоотношения,
- Найти и обеспечить сферу успеха;
- Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха.
- Смотрите таблицу «Хроническая неуспеваемость»
- Осознать причины напряженности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям…)
- Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, то постараться не усугублять их.
- Игровые формы обучения, репетиторство;
- Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром.
Другие причины, вызывающие неуспеваемость
- Основная трудность: ребенок ленится. Дети, которые, по мнению учителя, учатся хуже своих способностей:
- Равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу. 1,3
- Халтурит, н е хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания. 1,2,3
- Утомленный вид, сонливость или наоборот чрезмерная возбудимость к концу занятия 1,4…
- Делает все очень медленно, как бы нехотя. 1,2,5
1 . Нарушение учебной мотивации
- Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности.
- Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека и т. д.
- Поддерживать доброжелательные взаимоотношения.
- Найти и обеспечить сферу успеха.
- Щадящий оценочный режим в сфере неуспеха.
- Снизить значимость сфер неуспеха и т. п.
- Осознать основную причину зашей неприязни к ученику (его неопрятность, напряженность в отношениях с его родителями и др.)
- Попытаться понять его проблемы, и если не в силах помочь, то хотя бы не усугублять их и т. п.
4. Сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога)
- Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после урока, если не успел)
- Приучать к умению эффективно постанавливать силы и следить за своей работоспособностью
- Не осуждать за медлительность.
- По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество.
- Основная трудность: ребенок рассеян. Учащиеся проявляющие высокую учебную активность, но делают это неэффективно, так как результат активность низкий:
| 1.Несформированность организации деятельности |
|
2.Повышенная тревожность |
| |
3. Развитие по типу «Уход от деятельности» | Смотрите диагностическую таблицу «Уход от деятельности». | |
4.Повышенная энергетика |
| |
Другие причины, вызывающие жалобы на рассеянность |
- Основная трудность: неуправляемый учащийся. Такие дети не способны или не желают выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением:
- Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив 1,2,3
- Чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость 5
- Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо. 1,4
- Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия.
- Направление энергии ребенка в социально-приемлемое русло.
- Ненавязчивый контроль исполнительности (приучать доводить начатое дело до конца) и т. п.
- Спокойный стиль взаимоотношений.
- Порекомендовать родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в воспитании подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее.
- Диагностическая таблица «Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Главная черта таких учащихся: постоянный страх ошибаться, сделать что-то не так. Дети нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность и, таким образом, неудачи становятся хроническими:
Таблица 4. Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость».
- Учил, но не может хорошо ответить.
- Сильно теряется у доски или вообще молчи, при этом письменные работы выполняет хорошо.
- Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы.
- После неудачного ответа не может включиться в работу…
- Основная: личностная тревожность.
- Факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность:
- нарушение отношений с учителем;
- завышенные ожидания взрослых;
Первичные трудности с освоением школьной программы в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопедические нарушения, слабое развитие мелкой моторики
- Поддерживать доброжелательные отношения;
- Найти и обеспечить сферу успеха;
- Щадящий оценочный режим в сфере неудач;
- Снизить значимость сфер неуспеха;
- Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность.
6. Диагностическая таблица «Уход от действительности». Главная черта таких учащихся - склонность к фантазированию. Такие дети часто «витают в облаках» во время урока. Стремятся завладеть вниманием учителя: ведут разговоры на «взрослые» темы, задают вопросы, делают подарки, хвастаются, читают во время урока постороннюю литературу:
Таблица 5. «Уход от действительности»
- Нестабильность успехов в учебе.
- Мечтают на уроке;
- Лень (может учиться, но не хочет).
- Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в деятельности класса.
- Обманывает.
- Помочь ребенку найти сферу успешности, где бы он мог стабильно утверждаться и получить признание взрослых (занятия живописью, спортом…)
- Включать работу воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные темы, участие в работе творческих студий…);
- Помочь утвердиться в учебе. Поощрять за успехи в содержательном плане (активность на уроке, изучение материала сверхзаданного, за содержательные, а не за пустые вопросы)
7. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по игровому типу». У таких учащихся с первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: игра школьными принадлежностями, может не захотеть выполнять задание учителя, не переживает своих неуспехов, может быть капризным, неуправляемым. При этом по интеллектуальным способностям может быть готов к решению предлагаемых задач.
Таблица 6. Развитие ребенка по «игровому типу».
- Неуправляемость; требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям.
- Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя.
- Безразличны к отметкам.
- Неуспеваемость по многим предметам.
- Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказанием заранее обречена на провал
- Единственное средство - всеми способами поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении нового материала. Если наряду с игровым поведением ребенок не ориентируется в очередных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы.
8. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по типу негативистической демонстративности». Главная черта таких учащихся - высокая потребность быть в центре внимания. В случае, если такой ребенок не обладает выдающимися способностями, его демонстративность реализуется в сознательном привлечении к себе внимания. Поведение ребенка соответствует классическому описанию классного «шута»:
- Неуправляемость. Не понимает ни по-хорошему, ни по-плохому.
- Сознательно нарушает школьные нормы поведения (делает все назло).
- Может хорошо учиться, но привык утверждаться в плохом.
- Уделять ребенка внимание не тогда, когда он плохой, а когда он хороший (незаметный). Истинным наказанием для него является только лишение внимания. Поэтому в случае нарушений все замечания свести к минимуму. А главное, к минимуму свести эмоциональные реакции.
- Найти сферу реализации демонстративности. Лучше всего для таких детей занятия в театральных студиях.
- Помнить, что первое время смена привычного антисоциального способа привлечения внимания на социально-приемлемые способы будут сопровождаться взрывом негативизма. Быть особенно терпеливым, чтобы вести себя в соответствии в первой рекомендацией.
Таким образом, в вышеуказанных таблицах мы рассмотрели приемы решения основных трудностей в обучении. Но на практике, порой, бывает трудно моментально вычленить причину неуспеваемости.