• Преподавателю
  • Начальные классы
  • ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема. «Системно–деятельностный подход на уроке окружающего мира «Куда текут реки» (УМК «Школа России, 1 класс)

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема. «Системно–деятельностный подход на уроке окружающего мира «Куда текут реки» (УМК «Школа России, 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»














ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема. «Системно-деятельностный подход на уроке

окружающего мира «Куда текут реки»

(УМК «Школа России, 1 класс)












Выполнила: Давлятова Л.А. МБОУ «СОШ № «94»

Новокузнецк, 2015

Содержание

I.Введение……………………………………………с. 3

II.Урок окружающего мира……………………. с. 4-7

III.Заключение……………………………………… с. 8

IV.Список литературы………………………………с. 8-9

V.Приложение……………………………………… с. 9





I. Введение


В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя. При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. В системно - деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.

Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект- субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно- деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность - личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Функция учителя при системно - деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Предмет окружающий мир помогает реализовывать задачи:

  1. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;
  2. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, опыт, сравнение с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  3. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.









3 II.Урок окружающего мира, УМК «Школа России», 1 класс Тема. Куда текут реки. Цели: - обучающая: формирование представлений о движении реки в море; формирование доступного способа сравнения реки и моря по существенным признакам; - развивающая: развитие логического мышления (сравнение, обобщение), речи учащихся; -воспитательная: воспитание коммуникативных умений: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли; воспитание бережного отношение к природе водоемов. Средства обучения: учебник, слайдовая презентация, карточки с текстами, оборудование для проведения опытов. Ход урока: I. Организационный момент. (проверка готовности учащихся к уроку) II.Актуализация знаний и формулирование проблемы урока 2.1.Звучит аудиозапись «Шум воды» - Послушайте внимательно, что вы услышали? (шум воды) - Что представили? (ручей журчит, шум водопада и т.д.) - Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить на уроке? (о воде) 2.2 Практическая работа - Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса (детям предлагается фотография планеты на слайде) - Какого цвета больше? (больше голубого) - Как вы считаете, что значит голубой цвет? (голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты) - У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета (жёлтый - суша, синий - вода) - Как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя два прямоугольника? (Дети составляют схемы, накладывая синий прямоугольник на жёлтый).
- К какому выводу вы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше. Она занимает больше места, чем суша.)
2.3.Беседа - Какие водоёмы вы знаете? (река, озеро, пруд, море) - Сегодня к нам на урок пришёл Муравьишка- Вопросик и принёс для вас загадку. Отгадайте её:

4 Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик - в роднике, А широкий - в море. (река) ( фото на слайде ) -Предположите, о каком водоёме мы сегодня будем говорить на уроке?(о реке) -Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река?(место обитания для рыб и некоторых животных, вырабатывает электрический ток, для полива и т. д.) -Как вы считаете, может ли река сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? (нет) - Какое предположение вы можете сделать? (реки постоянно движутся)-это утверждение - Муравьишка- Вопросик приготовил для вас вопрос. Составьте его из слов на доске (предлагаются карточки со словами текут, реки, куда ) (дети составляют вопрос: Куда текут реки) - На какой вопрос будем искать ответ на уроке? ( Куда текут реки?) -Какое слово в названии темы урока ключевое? (Куда текут реки) - Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (узнать, куда текут реки) - Прочитайте в учебнике, как об этом говорит Муравьишка? (Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море). III. Познавательная деятельность. «Открытие» новых знаний Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие, не выходя из класса. -Что нужно для путешествия? (карта или маршрут) - Откройте учебник на стр.66, найдите карту путешествия. - Вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки) 3.1.Работа по учебнику с.66 - Наше путешествие мы начнём с реки, название которой вы сейчас услышите: Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр. (дети называют реку Осётр) -Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? (это небольшая река) (слайд ) - Что заметили, путешествуя по этой реке? (она впадает в другую реку) - В какую реку впадает Осётр? (в Оку) - Какая ещё река впадает в Оку? (река Москва) (слайд ) - Сравните, Ока - больше или меньше, чем Осётр? (В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осётр.) (слайд) - Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? (в другую реку) - Назовите её. (Волга) (слайд ) - Сравните Оку и Волгу. Что заметили? (Волга ещё более крупная река) - Причалим к берегу этой реки. 3.2. Работа в группах - Разделитесь на группы, познакомьтесь с планом действий. Для работы вам понадобится учебник. Порядок работы:

  1. Прочитайте план работы:
  2. Рассмотрите карту, иллюстрации, прочитайте текст учебника и ответьте на поставленный вопрос.
  3. Предъявите результаты работы.

5


Распределите обязанности в группе Исследователи - те, кто работают с картой, анализируют иллюстрации и текст учебника; Хронометрист - тот, кто следит за временем; Научный консультант - тот, кто делает сообщение и предъявляет результат работы.

Задание для 1 группы

Расскажите, как человек использует Волгу.

Задание для 2 группы

Расскажите, что беспокоит людей, живущих на Волге.

Задание для 3 группы

Расскажите, что должны делать люди, чтобы сохранить чистоту рек.

(Дети работают в группах и предъявляют результат)


Предъявление результатов Выводы 1 группы: Мы узнали, что по реке проплывают суда, перевозят людей, а также перевозятся разные грузы; в Волге ловят рыбу; на берегах реки много промышленных предприятий, построена гидроэлектростанция.
Выводы 2 группы: Людей беспокоит загрязнение реки. Промышленные предприятия сливают в реку грязную воду. Страдают речные жители, так как вода их отравляет. Исчезает рыба, водные растения. Страдает сам человек, в грязной реке нельзя купаться.
Выводы 3 группы: Нужно устанавливать на предприятиях очистные сооружения, не оставлять после себя мусор на берегу реки, не выбрасывать в воду, охранять редкие виды рыб, ограничивать их ловлю.
-Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? (нет, она становится всё шире и шире) - Куда же впадает река Волга? (в Каспийское море) (слайд ) - Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Осётр (Она прошла путь от маленькой реки до моря).

  1. Краеведение.

-А на какой реке построен наш город? (Река Томь, слайд)

-Знаете ли вы, куда она впадает? (нет)

- А хотите узнать?

- Прочитайте самостоятельно текст на карточке и найдите ответ на мой вопрос.

(Дети читают небольшой текст и находят ответ: река Томь впадает в реку Обь, а Обь впадает в Карское море) (слайды)

- Ребята, можем мы уже ответить на наш главный вопрос: куда текут реки?

Дети делают вывод: Река может впадать в другую реку или в море.

IV.Физминутка

3.4. Практическая работа в парах

Про что так говорят:

Кругом вода,

А с питьём - беда. ( Про море)

-Рассмотрите фотографии, как вы думаете, где река, а где море? (слайд)

- Сравните реку и море. Чем они похожи, а чем различаются? (различаются размером: река

6


меньше, видим 2 берега, а море больше, берега не видно)

- А сейчас мы с вами проведем практическую работу в парах и узнаем, чем ещё отличаются река и море (учитель напоминает о правилах работы в парах: Уважай своего товарища. Умей выслушать. Не согласен - предлагай.

Описание работы:

(опыты выполняют совместно с учителем, учитель руководит деятельностью)

Цель: найти отличие морской и речной воды.

Оборудование:

На столах у детей стоят 2 стакана. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом - вода, подсоленная морской солью.

План работы:

1.Сравните речную и морскую воду по цвету.

2.Сравните речную и морскую воду по запаху.

3.Сравните речную и морскую воду по вкусу.

Результаты опыта дети заносят в таблицу, сравнивают полученные результаты и делают выводы

План работы

Что наблюдаем

Выводы

1.Поднесите оба стакана к листу цветной бумаги и посмотрите сквозь стакан. Что заметили?

Через стаканы с водой можно определить цвет бумаги.

Морская и речная вода прозрачная, т.е. по этому признаку отличить нельзя.

2.Определите, имеет ли вода в стаканах запах. Для этого понюхайте воду в каждом стакане.

Вода не имеет запаха

Морская и речная вода не имеют запаха, по этому признаку нельзя определить речную и морскую воду

3.Попробуйте воду в каждом стакане на вкус. Что заметили?

В стакане под номером 1 вода на вкус пресная, а в стакане под номером 2 солёная.

Речная вода- пресная, а морская- солёная, т.е. вода в реке и в море отличается по вкусу.

-Так чем же ещё отличается море и река?

Учащиеся по итогам опыта делают вывод: В море вода солёная, а в реке - пресная. Этим море отличается от реки.

- Проверьте правильность вашего вывода при помощи учебника. Прочитайте вывод Мудрой Черепахи и сравните со своим (читают, сравнивают).

V.Включение нового знания в систему знаний.

- Выполните тест. Читайте каждое задание внимательно и выбирайте правильный вариант ответа (каждому раздаётся карточка с тестом, состоящим из 4 вопросов, дети работают индивидуально)

- Проверьте и оцените правильность выполнения теста (проверка по образцу на слайде,

используют для самооценки знаки, принятые в учебнике: «улыбка» -сделал всё сам, без ошибок; «грусть» - было трудно, нужна помощь).

VI. Итог урока.

6.1Рефлексия.

7


- Наше путешествие подходит к концу. Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой

в начале урока? (узнать, куда текут реки и чем отличается река от моря).

-Муравьишка-Вопросик хочет узнать, ответили ли мы на его вопрос (да, мы узнали, что река впадает в другую реку или в море; море отличается от реки большим размером и тем, что в море вода солёная, а в реке пресная)

Я предлагаю вам поделиться своими знаниями, в этом вам помогут ключевые слова:

Сегодня на уроке:

Я научился…..(различать реку и море)

Я узнал …… (реки впадают в другие реки или в море; вода в реке пресная, а в море соленая)

Я теперь смогу …(отличить реку от моря, рассказать о путешествии воды…)

6.2.Самооценка.

Мне было трудно/легко…..

Выполнял все сам/ нуждался в помощи…

Мне было интересно/ неинтересно…..

-У каждого на парте лежит капелька. Нарисуйте на капельке своё настроение в конце урока, объясните свой выбор.

III. Заключение.

Данная творческая разработка по окружающему миру УМК «Школа России» в 1-ом классе по теме: «Куда текут реки». Для того, чтобы ответить на ключевой вопрос, нам на уроке понадобилась работа с картой, с учебником, с дополнительным материалом.

На нашем уроке «Куда текут реки» учащиеся на основе наблюдения узнают путь воды - путешественницы; опираясь на жизненный опыт и практическую работу, сами находят отличие реки и моря.

Работая с учебником, дети учились выделять нужную информацию, сравнивали, обобщали, делали выводы, у них формировались познавательные УУД. Работа в группе, в паре способствовала формированию коммуникативных УУД. На данном уроке дети учатся взаимодействию «учитель - ученик», «ученик - ученик». Активная деятельность учащихся первого класса осуществляется под руководством учителя, но возрастает от урока к уроку. Сегодня дети сами смогли определить тему урока, на основе сравнения сделать вывод по каким существенным признакам отличаются река и море. На этапе включения нового знания в систему знаний используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание в виде теста и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

IV. Список литературы

1.Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения ФГОС. Публикации. 2010.

2.Плешаков А.А. Окружающий мир, 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, - М. Просвещение, 2011.

3.Плешаков А.А. Окружающий мир, 1 класс: Рабочая тетрадь. М. Просвещение, 2011.

4.Плешаков А.А. Окружающий мир 1-4 классы. Методика обучения: Просвещение, 2011.

8


4.Сухов В.П. Системно - деятельностный подход в развивающем обучении школьников. -СПб.:


РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

5.Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000

V. Приложение

1.) Тест

1.Отгадайте загадку:

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

А) океан;

Б) река;

В) водохранилище.

2. Допиши предложение:

Река может впадать в ….

3.Соедини стрелками верные утверждения:

Река Волга

море Томь

Каспийское

4. Вода в реке:

А) сладкая;Б) солёная;В) пресная.

2).Правила работы в паре:

Уважай своего товарища.

Умей выслушать.

Не согласен - предлагай.

3).Карточка «Река Томь»

Река Томь - самая крупная в Кемеровской области, впадает в реку Обь, а река Обь впадает в Карское море.


9


© 2010-2022