- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по факультативу Экология экскурсионная
Рабочая программа по факультативу Экология экскурсионная
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кубик О.Г. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новобирюсинская общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО
учителей___________________ Руководитель МО __________________________
Протокол № ___ от «____»____________2015 г.
«Согласовано» Заместитель директора школы по УР
_____________________________
«____»____________2015 г.
«Утверждаю» Директор школы
_____________ Л.В. Шабаева.
Приказ № ___ от «___»________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
изобразительное искусство
1 а класса
Учителя II квалификационной категории
Кубик Ольги Георгиевны
п. Новобирюсинский
2015 г.
Программа факультатива "Экология экскурсионная" для 1-2-х общеобразовательных классов
Пояснительная записка
Программа "Экология экскурсионная" направлена на расширение кругозора учащихся начальной школы, их оздоровление, формирование экологической культуры и проектного-исследовательских способностей учащихся. При разработке рабочей программы «Экология экскурсионная» использованы следующие документы: - Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357; - учебный план МКОУ Новобирюсинской СОШ на 2015/2016 учебный год; - письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11. - концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. На изучение факультатива " Экология экскурсионная "в 1 классе выделено в учебном плане 1 ч в неделю, в год - 34 часа. Процесс глубоких перемен, происходящих в образовании, выдвигает приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающегося неповторимостью, оригинальностью, способностью ориентироваться в многообразии окружающего мира. Одна из центральных проблем в современной методике начального обучения - это языковое образование и речевое развитие младшего школьника. Никакие технические и информационные технологии обучения не заменят личного организованного целенаправленного контакта с природными объектами, который возможен только на экскурсии под руководством знающего учителя. У каждой школы есть такие возможности, поэтому необходимо выводить детей в ближайший сквер, парк, лес. В наше школе эта деятельность проводится уже более 5 лет. Во время экологических экскурсий ученики познают основы экологической культуры на предметно-чувственном уровне, осмысливают окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями. У них возникают эстетические переживания. Во время экскурсий дети приобретают опыт добротворчества, сотрудничества со взрослыми в практической проектной экологической деятельности. Курс построен на основе экосистемного подхода. Темы экскурсионных занятий и маршруты определяются экосистемами: дубравы, хвойного леса, водоема. Программа состоит из пяти основных тем. Каждое занятие носит элементы творчества и предполагает самостоятельную деятельность школьников. Курс разработан в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки учащихся начальных классов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.
-
учить понимать происходящие в природе процессы;
-
развивать представление о лекарственных растениях, их применением и правилами сбора;
-
сформировать убеждение, что красота и творение природы бесценны, их необходимо бережно охранять;
-
воспитание нового поколения, которое хорошо понимает экологические проблемы, активно участвует в пропаганде идей бережного отношения к природным ресурсам среди сверстников.
Учебно-тематический план
1
Здравствуй, лес!
11 часов
2
Дубрава
6 часов
3
Хвойный лес
5 часов
4
Водоемы
6 часов
5
Проблемы природного дома
6 часов
Итого:
34 ч
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Здравствуй, лес! (11 ч)
Бесценность городских лесов. Как вести себя в гостях у леса. День рожденья Леса. Школьная тропа здоровья. Бывают ли вредные животные и растения. Птицы леса. Народные приметы.
Практическое занятие № 1 "Осенние листочки".
Практическое занятие № 2 "Заготовим корм для птиц".
Практическое занятие № 3 "Кормушки для птиц".
Цели:
-
учить бережному отношению ко всему, что живет и растет в лесу;
-
учить беречь прекрасные творения природы;
-
учить распознавать природные объекты, различать листья наиболее распространенных деревьев;
-
учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
-
показать, что природе прекрасна во все времена года;
-
формировать причинно-следственные связи;
-
сформировать знания о роли организмов, объяснить, что не бывает ни вредных ни полезных организмов, а каждый выполняет свою роль, поддерживая природное равновесие;
-
развивать память, наблюдательность;
-
развитие экологической культуры поведения в лесу;
-
воспитывать уважение к мудрости народа.
Тема 2. Дубрава (6 часов)
Дубы - великаны. Этажи леса. Грибы - особые обитатели леса. Птицы дубравы. Муравьи и муравейник. Почему лягушки не мешают кукушкам.
Цели:
-
учить доброжелательному отношению к другим живым существам;
-
развивать память наблюдательность;
-
сформировать представление о простейших цепях питания;
-
формировать причинно-следственные связи;
-
пробудить желание сажать и растить деревья;
-
воспитание чувства сострадания.
Тема 3. Хвойный лес (5 часов)
Густой дремучий темный лес. Птицы и звери темнохвойного леса . Елкины слезы. Пожар в лесу. Костры и тропинки - лесные болячки.
Цели:
-
учить ответственному и бережному отношению к лесным богатствам;
-
научить правилам поведения в случае пожара;
-
приучать ответственному отношению к нужному делу - изготовлению кормушек и подкормке птиц;
-
воспитание жертвенности и любви ко всему живому;
-
воспитание эстетических чувств на основе увиденного.
Тема 4. Водоемы (6 часов)
Правила поведения на водоеме. Зимние заботы рыбаков. Зачем беречь болота. Кто живет и что растет в пруду. Леса и реки.
Цели:
-
научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять;
-
научить правилам поведения на воде;
-
расширить представление о воде, ее роли и значении для всего живого на земле;
-
развить представление о разнообразии обитающих на поверхностях воды;
-
формировать причинно-следственные связи;
-
экологическое воспитание через понимания и правильное суждение о бедах природы.
Тема 5. Проблемы природного дома (6 часов)
Экскурсия в Дарвиновский музей. Береги первоцветы - земли украшенье. Научись любоваться растущим цветком. Что значит любить природу. Зеленая аптека. Проблемы природного дома.
Цели:
-
учить понимать происходящие в природе процессы;
-
развивать представление о лекарственных растениях, их применением и правилами сбора;
-
сформировать убеждение, что красота и творение природы бесценны, их необходимо бережно охранять;
-
воспитание нового поколения, которое хорошо понимает экологические проблемы, активно участвует в пропаганде идей бережного отношения к природным ресурсам среди сверстников.
Литература
-
Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996.
-
Блинников В.И., Блинникова Л.И., Биоэкологические экскурсии в природу.- Рязань. книжное издательство "Горизонт", 1983 г.
-
Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 1996.
-
Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.
-
Вестник экологического образования в России. № 2, 1996.
-
Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М., 1991.
-
Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.
-
Измайлова О.С. Внеклассная работа по экологии. Экологический театр "Волшебный театр". "Этот пестрый, волшебный загадочный мир" Сайт "Первое сентября".
-
Карпенкин Б.М. "Народный календарь Подмосковья" М. УЦ Перспектива, 1999. 104 с.
-
Культура и экология. М., 1996.
-
Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: Пособие для воспитателей дошкольных дошкольных учреждений и учителей нач. шк. / Мн.: ООО"Асар, 2004. 512 с.: ил.
-
Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. М. Перспектива. 2007.
-
Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.
-
Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л., Экология: учебник для 5-6 классов. М.:Устойчивый мир, 1999 г.
-
Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч.2. М.2002.
-
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 1994.
-
Ридигер О.Н. "Проблемы школьного экологического образования", статья в приложении "Биология" № 27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома "Первое сентября".
-
Ридигер О.Н. "Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе", "Актуальные проблемы экологии и природопользования" (выпуск 3, часть 2). Сб. науч. трудов. М.: Изд. РУДН, 2003. 478 с.: ил.
-
Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. М.: ООО "Аст-ПРЕСС ШКОЛА". 2005 г.
-
Ридигер О.Н. Экологическое образование и воспитание школьников (из опыта работы школы № 1161). Сборник Департамента образования г. Москвы "Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы// Отв. Редактор Курнешева Л.Е. М.: Центр "Школьная книга" 2006. С.69.
-
Ридигер О.Н. Экологическое просвещение в системе опорных школ. Статья в газете "Биология" (Приложение к "Первое сентября"), № 24, декабрь, 2006 г.
-
Ридигер О.Н., Багдеева В.А., Афицерова Е.В. " Лесопатологическое исследование сквера около управы района "Южное Бутово" "Актуальные проблемы экологии и природопользования" (выпуск 3, часть 2). Сб. науч. трудов. М.: Изд- РУДН, 2003. 478 с.: ил.
-
Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д. "Практические методы в контроле загрязнений малых рек бассейна реки Волги и их локальное применение на территории Южного Бутова". Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. М.: Изд-во РУДН, 2004. 296 с.: ил.
-
Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д., Морозов И.Ю. "Почва и методы ее биологической диагностики". Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. М.: Изд-во РУДН, 2004. 296 с.: ил.
-
Самкова В.А., Шурхал Л.И., Экология. Природа. Человек. Культура: учебное пособие для 6 классов. М.:Издат. Дом "Новый учебник", 2004.
-
Седлецкая Е.А. Охраняемые растения Москвы. М., 1999.
-
Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников г.Москвы в области окружающей среды. М., 1998.
-
Скегина Н.Г. и др. "Экология для тебя.I часть". Учебное пособие пособие для учащихся младшего и среднего старшего возраста - М., 2006.
-
Скегина Н.Г. и др. "Экология для тебя.II часть". Методическое пособие для учителя. М., 2006.
-
Чижова В.П. Школа природы. М., 1997.
-
Школьный экологический мониторинг городской среды. М., 2000.
-
Экология большого города. Альманах. М.: "Прима-Пресс", 1997.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новобирюсинская общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО
учителей_начальной школы Руководитель МО _______________Г. Д. Корнева
Протокол № ___ от «____»____________2015 г.
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР
_________________Е. А.Быкова
«____»____________2015 г.
«Утверждаю» Директор школы
_____________ Л.В. Шабаева.
Приказ № ___ от «___»________2015 г.
Календарно-тематический план
На 2015 - 2016 учебный год
Класс: 1а
По факультативу «Экология экскурсионная»
Учитель: О. Г. Кубик
Количество часов по учебному плану: 33 ч
В неделю: 1ч
Планирование составлено на основе Рабочей программы по факультативу «Экология экскурсионная»
для обучающихся 1 класса МКОУ Новобирюсинская СОШ.
Тематическое планирование
Тема 1. Здравствуй, лес! (11 ч)
-
Бесценность городских лесов.
-
Как вести себя в гостях у леса.
-
День рожденья Леса.
-
Школьная тропа здоровья.
-
Бывают ли вредные животные.
-
Бывают ли вредные животные растения.
-
Птицы леса.
-
Народные приметы.
-
Практическое занятие № 1 "Осенние листочки".
-
Практическое занятие № 2 " Заготовим корм для птиц"
-
Практическое занятие № 3 " Кормушки для птиц"
Тема 2. Дубрава (6 часов)
-
Дубы - великаны.
-
Этажи леса.
-
Грибы - особые обитатели леса.
-
Птицы дубравы.
-
Муравьи и муравейник.
-
Почему лягушки не мешают кукушкам.
Тема 3. Хвойный лес (5 часов)
-
Густой дремучий темный лес.
-
Птицы и звери темнохвойного лес.
-
Елкины слезы.
-
Пожар в лесу.
-
Костры и тропинки - лесные болячки.
Тема 4. Водоемы (6 часов)
-
Правила поведения на водоеме.
-
Весна на водоемах.
-
Зачем беречь болота.
-
Кто живет и что растет в пруду.
-
Леса и реки.
Тема 5. Проблемы природного дома (6 часов)
-
Экскурсия в Дарвиновский музей.
-
Береги первоцветы - весенние украшенья Земли.
-
Научись любоваться растущим цветком.
-
Что значит любить природу.
-
Зеленая аптека.
-
Проблемы природного дома.