Материалы для организации экскурсионной деятельности в начальной школе. Проект Самара экскурсионная

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы для организации экскурсионной деятельности в начальной школе. Проект Самара экскурсионная

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевича

городского округа Самара

Российская Федерация, 443041, г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А

Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Cамара экскурсионная»

для обучающихся 1-4 классов


Составитель:

учитель начальных классов

Н.А.Гаврилова
















Самара




Пояснительная записка

Программа «Самара экскурсионная» общекультурного направления. Рассчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года. Программа внеурочной деятельности младших школьников разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.

Цель программы: формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой родной город.

Задачи:

  • охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края;

  • познакомить учащихся с историей города;

  • познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города;

  • охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;

  • развивать творческие способности учащихся.

Общая характеристика курса

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - г. Самары, как части России.

Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры, определяет необходимость формирования у воспитанников чёткого понятия исторической характеристики края.

Педагогическая целесообразность данного курса для школьников младшего возраста обусловлена их возрастными способностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.

Место курса в учебном плане

Курс «Самара экскурсионная» относится к внеурочной деятельности 1-4 классов. Внеурочная деятельность направлена на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию программы воспитания через различные формы и методы. Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных параллелей.

Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия:

  • основы этнографической культуры: принятие ценности окружающего мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные универсальные учебные действия:
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Планируемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об истории родного города,об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Ученик научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры:

  • принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).

Школьник может приобрести опыт работы с архивными документами и материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам города, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Ученик научится:

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Тематическое планирование курса

Название модуля и занятий

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных занятий

Сезонность

Модуль 1. История Самары в истории России.

1 класс

4 часа

1.1

Город, в котором я живу.

1 час

1 час

Круглогодично

1.2

Экскурсия «Знакомьтесь, Самара»

3 часа


3 часа

Круглогодично

2 класс

7 часов




1.1

Откуда пошли названия улиц?

1 час

1 час


Круглогодично

1.2

Экскурсия «Загадки самарских улиц»

3 часа


3 часа

Круглогодично

1.3

Экскурсия «Самарская старина» (с посещением музея «Горница» с чаепитием)

3 часа


3 часа

Круглогодично

3 класс

4 часа




1.1

Что такое архитектура?

1 час

1 час


Круглогодично

1.2

Экскурсия «Тайны старых особняков»

3 часа


3 часа

Круглогодично

4 класс

12 часов




1.1

Игра по станциям «Мой любимый город»

2 часа

2 часа


Круглогодично

1.2

Центр исторического моделирования «Древний мир»

5 часов


5 часов

Май,

сентябрь


1.3

Экскурсия «Легенды и были Царева кургана»

5 часов


5 часов

Май,

сентябрь -

октябрь

Модуль 2. Экосистема - Самара

1-4 классы


Жемчужина Жигулей (теплоходная экскурсия по Волге)

3 часа

3 часа

Май


1 класс

12 часов




2.1

Мой город. Понятия флоры и фауны.

1 час

1 час


Круглогодично

2.2

Фауна нашего города. «Воспитай себе друга» (животный мир парков и скверов Самары)

3 часа


3 часа

Круглогодично

2.3

Экскурсия в музей лягушки.

2 часа


2 часа

Круглогодично

2.4

Флора нашего города. Экскурсия в ботанический сад.

3 часа


3 часа

Сентябрь -

октябрь, май

2 класс

10 часов




2.1

Домашние животные - верные спутники человека

2 часа

2 часа


Круглогодично

2.2

Экскурсия «В гости к страусам» или «В гости к кроликам»

3 часа


3 часа

Круглогодично

2.3

Экскурсия в зоопарк

2 часа


2 часа

Круглогодично

3 класс

8 часов




2.1

Мини-проект «Мой домашний питомец

2 часа


3 часа

Круглогодично

1.3

«Окно в природу» (с посещением станции юннатов)

3 часа


3 часа

Круглогодично

4 класс

15 часов




2.1

Экскурсия в Зоологический музей.

3 часа


3 часа

Круглогодично

2.2

Каменные чудеса Рачейских лесов, или «Рачейские Альпы» или «В гостях у Лукоморья» (национальный парк «Самарская Лука»)

6 часов


6 часов

Сентябрь-октябрь, май

2.2

Музей Кинологического центра

3 часа


3 часа

Круглогодично

Модуль 3. Самара культурная.





1 - 4 класс





3.1

Русские празднества в историко-краеведческом музее Волжского р-на:

  1. «Бабушкины сказки»

  2. «Волшебный чугунок» (программы готовятся под заказ

на разновозрастную группу)

  1. «Русское чаепитие»

  2. «Хлеб- всему голова»

  3. «Путешествие утюга»




Круглогодично

3.2

«Здравствуй, Новый год» (экскурсия в ДОЛ «Заря» или ДОЛ «Костер»)

3 часа


3 часа

декабрь

3 - 4 класс





3.3

Игра по станциям «Народный калейдоскоп»

1 час

1 час


Круглогодично

3.4

«Богатырская слобода»

4 часа


4 часа

Май - сентябрь

3.5

Центр народных ремесел «Сарбай»

7 часов


7 часов

Май- октябрь

3.6

«Русские художники в Самаре» (с посещением художественного музея

или выставочного комплекса «Радуга»)

2 часа


2 часа

круглогодично


Модуль 4. Самара литературная.




1-2 класс

4 часа



4.1

Музей-усадьба А.Н. Толстог.«Там, где живет сказка»

2 часа


2 часа

Круглогодично

4.2

Дом-музей В.И.Ленина. «Путешествуем по произведениям …»

2 часа


2 часа

Круглогодично

3 класс

4 часа



4.1

Музей-усадьба А.Н.Толстого. «Детство Никиты»

2 часа


2 часа

Круглогодично

4.2

Дом-музей В.И.Ленина. «Путешествуем по произведениям …»

2 часа


2 часа

Круглогодично

4 класс

5 часов



4.1

«Александр Сергеевич Пушкин и Самарский край»

3 часа


3 часа

Круглогодично

4.2

Дом-музей В.И.Ленина. «Путешествуем по произведениям …»

2 часа


2 часа

Круглогодично

Модуль 5. Самара театральная.




1-2 класс

11 часов



5.1

«Секреты кукольных мастеров» (с посещением творческой мастерской артистов кукольного театра)

2 часа


2 часа

Круглогодично

5.2

Посещение театров города

9 часов


9 часов

Круглогодично

3-4 класс

11 часов



5.1

«Тайны закулисья, или как делается спектакль» (с посещением творческих мастерских оперного театра, сцены, кулис)

2 часа


2 часа

Круглогодично

5.2

Посещение театров города

9 часов


9 часов

Круглогодично

Модуль 6. Самара архитектурная




3-4 класс

3 часа



6.1

«Как люди строили города»

3 часа


3 часа

Круглогодично

Модуль 7. Образование в Самаре




1-4 класс

4 часа



7.1

Экскурсия в музей школы

1 час


1 час

Круглогодично

7.2

«Путешествие в страну Светофорию!»

3 часа


3 часа

Круглогодично

Модуль 8. Профессии для Самары




1- 4 классы

12 часов



8.1

«Путешествие со вкусом хлеба» ( хлебозавод или БКК)

3 часа


3 часа

Круглогодично

8.2

«Сила огня» (музей противопожарной безопасности)

3 часа


3 часа

Круглогодично

8.3

«Юные сыщики» (музей полиции)

3 часа


3 часа

Круглогодично

8.4

Фабрика мягкой игрушки

3 часа


3 часа

Круглогодично

3-4 кдассы

20 часов



8.4

Аэропорт Курумоч

4 часа


4 часа

Круглогодично

8.5

Метеостанция

4 часа


4 часа

Круглогодично

Модуль 9. Храмы Самары




1-4 классы

6 часов



9.1

«Золотые переливы куполов»

3 часа


3 часа

Круглогодично

9.2

«Первые шаги православие» (с посещением Петропавловской церкви, Иверского монастыря, Покровского собора

3 часа


3 часа

Круглогодично

3-4 классы

15 часов




9.3

«На перекрестке религий» (с посещением мечети, кирхи, костела, синагоги)

4 часа


4 часа

Круглогодично

9.4

«Святые источники Самарского края. Ташла»

5 часов


5 часов

Круглогодично

Модуль 10. Жизнь замечательных людей




3-4 классы

24 часа



10.1

«Венценосная семья. Романовы в Самаре»

3 часа


3 часа

Круглогодично

10.2

«Алакаевка. Семья Ульяновых в Самарском крае»

4 часа


4 часа

Круглогодично

10.3

с. Ширяево (с посещением музея И. Репина и А. Ширяева, прогулка к штольням

7 часов


7 часов

Май, сентябрь

10.4

П.В. Алабин в Самаре

3 часа


3 часа

Круглогодично

10.5

Самарский подвижник Константин Головкин

3 часа


3 часа

Круглогодично

10.6

«Иконописец Григорий Журавлев»

4 часа


4 часа

Круглогодично

Модуль 11. Самара многонациональная




1-4 классы

16 часов



11.1

В гости к индейцам на Ранчо (игровые развлекательные программы по мотивам северо-американских вестернов)

5 часов


5 часов

Май, сентябрь

11.2

Русская слобода

4 часа


4 часа

Май, сентябрь

11.3

Казахский аул

4 часа

4 часа

Май, сентябрь

11.4

Выставочный центр «Радуга». Египетский, индийский зал и т.д.

3 часа

3 часа

Круглогодично

Модуль 12. Самара промышленная



1-4 классы

12 часов


12.1

«Как рождается игрушка» (с посещением фабрики мягкой игрушки)

4 часа

4 часа

Круглогодично

12.2

«Где живёт поезд» (с посещение ж\д музея или музея ж-д техники)

4 часа

4 часа

Круглогодично

12.3

«Откуда приходят к нам овощи» (свх. Весенний)

4 часа

4 часа

Круглогодично

3-4 классы

26 часов


12.3

Тольятти "Трижды рожденный" (с посещением музея военной техники)

6 часов

6 часов

Сентябрь-октябрь,

апрель-май

12.4

«От конки до метро»

4 часа

4 часа


12.5

Завод «Лагуна»

4 часа

4 часа

Круглогодично

Модуль 13. Самара военная



3-4 классы

9 часов


13.1

«Листая страницы военной истории» (с посещением музея Истории войны)

3 часа

3 часа

Круглогодично

13.2

«Летят журавли» (пос. Алексеевка с посещением музея Боевой Славы и мемориала братьев Володичкиных)

4 часа

4 часа

Круглогодично

13.3

«Аты-баты шли солдаты». Игровая программв в музее Алабина.

2 часа

2 часа

Круглогодично

Модуль 14. Самара космическая



1-4 классы

3 часа


14.1

Мобильный планетарий

1 час

1 час

Круглогодично

14.2

Музей «Ракета»

2 часа

2 часа

Круглогодично

3-4 классы

5 часов


14.3

«Как человек покорил небо» (с посещением учебного центра аэрокосмического университета)

2 часа

2 часа

Круглогодично

Модуль 15. Самара медицинская (ЗОЖ)



3-4 классы

8 часов


15.1

Клуб деревенского отдыха «Сеновал» (с. Русская селитьба)

5 часов

5 часов

Сентябрь, май

15.2

Итальянский ланч (урок по здоровому образу жизни, основная составляющая которого - здоровое питание

3 часа

3 часа

Круглогодично

Модуль 16. Самара спортивная



1-2 классы

3 часа


16.1

«Новогодние спасатели»

3 часа

3 часа

Декабрь,

январь

3-4 класс



16.2

Конно-спортивная школа в с. Красный Яр

4 часа

4 часа

Сентябрь-октябрь, май

4 класс



16.3

Почувствуй себя героем» (веревочный курс на Сокольих горах)

8 часов

4 часа

Сентябрь, май





Список использованной литературы

  1. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы Примерные программы /Авторы: Т.Н. Тишина, И.В. Карпеева, Т.В. Аристова, Е.Н. Бойко. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010.

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя - М., Просвещение, 2010г.

  3. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Ю.Ю.Баранова, А.В. Кисляков, М.И Солодкова и др/. - М. Просвещение, 2013

  4. Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1979.

  5. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. -120 с.






© 2010-2022