- Преподавателю
- Начальные классы
- Материалы для организации экскурсионной деятельности в начальной школе. Проект Самара экскурсионная
Материалы для организации экскурсионной деятельности в начальной школе. Проект Самара экскурсионная
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаврилова Н.А. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевича
городского округа Самара
Российская Федерация, 443041, г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А
Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Cамара экскурсионная»
для обучающихся 1-4 классов
Составитель:
учитель начальных классов
Н.А.Гаврилова
Самара
Пояснительная записка
Программа «Самара экскурсионная» общекультурного направления. Рассчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года. Программа внеурочной деятельности младших школьников разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Цель программы: формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой родной город.
Задачи:
-
охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края;
-
познакомить учащихся с историей города;
-
познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города;
-
охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;
-
развивать творческие способности учащихся.
Общая характеристика курса
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - г. Самары, как части России.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры, определяет необходимость формирования у воспитанников чёткого понятия исторической характеристики края.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников младшего возраста обусловлена их возрастными способностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Место курса в учебном плане
Курс «Самара экскурсионная» относится к внеурочной деятельности 1-4 классов. Внеурочная деятельность направлена на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию программы воспитания через различные формы и методы. Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных параллелей.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия:
- основы этнографической культуры: принятие ценности окружающего мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
- строить речевое высказывание в устной форме;
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об истории родного города,об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
адекватно воспринимать оценку учителя;
-
строить речевое высказывание в устной форме;
-
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры:
-
принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-
для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Школьник может приобрести опыт работы с архивными документами и материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам города, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
-
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
-
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Тематическое планирование курса
Название модуля и занятий
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных занятий
Сезонность
Модуль 1. История Самары в истории России.
1 класс
4 часа
1.1
Город, в котором я живу.
1 час
1 час
Круглогодично
1.2
Экскурсия «Знакомьтесь, Самара»
3 часа
3 часа
Круглогодично
2 класс
7 часов
1.1
Откуда пошли названия улиц?
1 час
1 час
Круглогодично
1.2
Экскурсия «Загадки самарских улиц»
3 часа
3 часа
Круглогодично
1.3
Экскурсия «Самарская старина» (с посещением музея «Горница» с чаепитием)
3 часа
3 часа
Круглогодично
3 класс
4 часа
1.1
Что такое архитектура?
1 час
1 час
Круглогодично
1.2
Экскурсия «Тайны старых особняков»
3 часа
3 часа
Круглогодично
4 класс
12 часов
1.1
Игра по станциям «Мой любимый город»
2 часа
2 часа
Круглогодично
1.2
Центр исторического моделирования «Древний мир»
5 часов
5 часов
Май,
сентябрь
1.3
Экскурсия «Легенды и были Царева кургана»
5 часов
5 часов
Май,
сентябрь -
октябрь
Модуль 2. Экосистема - Самара
1-4 классы
Жемчужина Жигулей (теплоходная экскурсия по Волге)
3 часа
3 часа
Май
1 класс
12 часов
2.1
Мой город. Понятия флоры и фауны.
1 час
1 час
Круглогодично
2.2
Фауна нашего города. «Воспитай себе друга» (животный мир парков и скверов Самары)
3 часа
3 часа
Круглогодично
2.3
Экскурсия в музей лягушки.
2 часа
2 часа
Круглогодично
2.4
Флора нашего города. Экскурсия в ботанический сад.
3 часа
3 часа
Сентябрь -
октябрь, май
2 класс
10 часов
2.1
Домашние животные - верные спутники человека
2 часа
2 часа
Круглогодично
2.2
Экскурсия «В гости к страусам» или «В гости к кроликам»
3 часа
3 часа
Круглогодично
2.3
Экскурсия в зоопарк
2 часа
2 часа
Круглогодично
3 класс
8 часов
2.1
Мини-проект «Мой домашний питомец
2 часа
3 часа
Круглогодично
1.3
«Окно в природу» (с посещением станции юннатов)
3 часа
3 часа
Круглогодично
4 класс
15 часов
2.1
Экскурсия в Зоологический музей.
3 часа
3 часа
Круглогодично
2.2
Каменные чудеса Рачейских лесов, или «Рачейские Альпы» или «В гостях у Лукоморья» (национальный парк «Самарская Лука»)
6 часов
6 часов
Сентябрь-октябрь, май
2.2
Музей Кинологического центра
3 часа
3 часа
Круглогодично
Модуль 3. Самара культурная.
1 - 4 класс
3.1
Русские празднества в историко-краеведческом музее Волжского р-на:
-
«Бабушкины сказки»
-
«Волшебный чугунок» (программы готовятся под заказ
на разновозрастную группу)
-
«Русское чаепитие»
-
«Хлеб- всему голова»
-
«Путешествие утюга»
Круглогодично
3.2
«Здравствуй, Новый год» (экскурсия в ДОЛ «Заря» или ДОЛ «Костер»)
3 часа
3 часа
декабрь
3 - 4 класс
3.3
Игра по станциям «Народный калейдоскоп»
1 час
1 час
Круглогодично
3.4
«Богатырская слобода»
4 часа
4 часа
Май - сентябрь
3.5
Центр народных ремесел «Сарбай»
7 часов
7 часов
Май- октябрь
3.6
«Русские художники в Самаре» (с посещением художественного музея
или выставочного комплекса «Радуга»)
2 часа
2 часа
круглогодично
Модуль 4. Самара литературная.
1-2 класс
4 часа
4.1
Музей-усадьба А.Н. Толстог.«Там, где живет сказка»
2 часа
2 часа
Круглогодично
4.2
Дом-музей В.И.Ленина. «Путешествуем по произведениям …»
2 часа
2 часа
Круглогодично
3 класс
4 часа
4.1
Музей-усадьба А.Н.Толстого. «Детство Никиты»
2 часа
2 часа
Круглогодично
4.2
Дом-музей В.И.Ленина. «Путешествуем по произведениям …»
2 часа
2 часа
Круглогодично
4 класс
5 часов
4.1
«Александр Сергеевич Пушкин и Самарский край»
3 часа
3 часа
Круглогодично
4.2
Дом-музей В.И.Ленина. «Путешествуем по произведениям …»
2 часа
2 часа
Круглогодично
Модуль 5. Самара театральная.
1-2 класс
11 часов
5.1
«Секреты кукольных мастеров» (с посещением творческой мастерской артистов кукольного театра)
2 часа
2 часа
Круглогодично
5.2
Посещение театров города
9 часов
9 часов
Круглогодично
3-4 класс
11 часов
5.1
«Тайны закулисья, или как делается спектакль» (с посещением творческих мастерских оперного театра, сцены, кулис)
2 часа
2 часа
Круглогодично
5.2
Посещение театров города
9 часов
9 часов
Круглогодично
Модуль 6. Самара архитектурная
3-4 класс
3 часа
6.1
«Как люди строили города»
3 часа
3 часа
Круглогодично
Модуль 7. Образование в Самаре
1-4 класс
4 часа
7.1
Экскурсия в музей школы
1 час
1 час
Круглогодично
7.2
«Путешествие в страну Светофорию!»
3 часа
3 часа
Круглогодично
Модуль 8. Профессии для Самары
1- 4 классы
12 часов
8.1
«Путешествие со вкусом хлеба» ( хлебозавод или БКК)
3 часа
3 часа
Круглогодично
8.2
«Сила огня» (музей противопожарной безопасности)
3 часа
3 часа
Круглогодично
8.3
«Юные сыщики» (музей полиции)
3 часа
3 часа
Круглогодично
8.4
Фабрика мягкой игрушки
3 часа
3 часа
Круглогодично
3-4 кдассы
20 часов
8.4
Аэропорт Курумоч
4 часа
4 часа
Круглогодично
8.5
Метеостанция
4 часа
4 часа
Круглогодично
Модуль 9. Храмы Самары
1-4 классы
6 часов
9.1
«Золотые переливы куполов»
3 часа
3 часа
Круглогодично
9.2
«Первые шаги православие» (с посещением Петропавловской церкви, Иверского монастыря, Покровского собора
3 часа
3 часа
Круглогодично
3-4 классы
15 часов
9.3
«На перекрестке религий» (с посещением мечети, кирхи, костела, синагоги)
4 часа
4 часа
Круглогодично
9.4
«Святые источники Самарского края. Ташла»
5 часов
5 часов
Круглогодично
Модуль 10. Жизнь замечательных людей
3-4 классы
24 часа
10.1
«Венценосная семья. Романовы в Самаре»
3 часа
3 часа
Круглогодично
10.2
«Алакаевка. Семья Ульяновых в Самарском крае»
4 часа
4 часа
Круглогодично
10.3
с. Ширяево (с посещением музея И. Репина и А. Ширяева, прогулка к штольням
7 часов
7 часов
Май, сентябрь
10.4
П.В. Алабин в Самаре
3 часа
3 часа
Круглогодично
10.5
Самарский подвижник Константин Головкин
3 часа
3 часа
Круглогодично
10.6
«Иконописец Григорий Журавлев»
4 часа
4 часа
Круглогодично
Модуль 11. Самара многонациональная
1-4 классы
16 часов
11.1
В гости к индейцам на Ранчо (игровые развлекательные программы по мотивам северо-американских вестернов)
5 часов
5 часов
Май, сентябрь
11.2
Русская слобода
4 часа
4 часа
Май, сентябрь
11.3
Казахский аул
4 часа
4 часа
Май, сентябрь
11.4
Выставочный центр «Радуга». Египетский, индийский зал и т.д.
3 часа
3 часа
Круглогодично
Модуль 12. Самара промышленная
1-4 классы
12 часов
12.1
«Как рождается игрушка» (с посещением фабрики мягкой игрушки)
4 часа
4 часа
Круглогодично
12.2
«Где живёт поезд» (с посещение ж\д музея или музея ж-д техники)
4 часа
4 часа
Круглогодично
12.3
«Откуда приходят к нам овощи» (свх. Весенний)
4 часа
4 часа
Круглогодично
3-4 классы
26 часов
12.3
Тольятти "Трижды рожденный" (с посещением музея военной техники)
6 часов
6 часов
Сентябрь-октябрь,
апрель-май
12.4
«От конки до метро»
4 часа
4 часа
12.5
Завод «Лагуна»
4 часа
4 часа
Круглогодично
Модуль 13. Самара военная
3-4 классы
9 часов
13.1
«Листая страницы военной истории» (с посещением музея Истории войны)
3 часа
3 часа
Круглогодично
13.2
«Летят журавли» (пос. Алексеевка с посещением музея Боевой Славы и мемориала братьев Володичкиных)
4 часа
4 часа
Круглогодично
13.3
«Аты-баты шли солдаты». Игровая программв в музее Алабина.
2 часа
2 часа
Круглогодично
Модуль 14. Самара космическая
1-4 классы
3 часа
14.1
Мобильный планетарий
1 час
1 час
Круглогодично
14.2
Музей «Ракета»
2 часа
2 часа
Круглогодично
3-4 классы
5 часов
14.3
«Как человек покорил небо» (с посещением учебного центра аэрокосмического университета)
2 часа
2 часа
Круглогодично
Модуль 15. Самара медицинская (ЗОЖ)
3-4 классы
8 часов
15.1
Клуб деревенского отдыха «Сеновал» (с. Русская селитьба)
5 часов
5 часов
Сентябрь, май
15.2
Итальянский ланч (урок по здоровому образу жизни, основная составляющая которого - здоровое питание
3 часа
3 часа
Круглогодично
Модуль 16. Самара спортивная
1-2 классы
3 часа
16.1
«Новогодние спасатели»
3 часа
3 часа
Декабрь,
январь
3-4 класс
16.2
Конно-спортивная школа в с. Красный Яр
4 часа
4 часа
Сентябрь-октябрь, май
4 класс
16.3
Почувствуй себя героем» (веревочный курс на Сокольих горах)
8 часов
4 часа
Сентябрь, май
Список использованной литературы
-
Внеурочная деятельность учащихся начальной школы Примерные программы /Авторы: Т.Н. Тишина, И.В. Карпеева, Т.В. Аристова, Е.Н. Бойко. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010.
-
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя - М., Просвещение, 2010г.
-
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Ю.Ю.Баранова, А.В. Кисляков, М.И Солодкова и др/. - М. Просвещение, 2013
-
Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1979.
-
Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. -120 с.