• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Описание передавого педагогического опыта по теме: «Проектная деятельность эколого-краеведческой направленности в начальной школе»

Описание передавого педагогического опыта по теме: «Проектная деятельность эколого-краеведческой направленности в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание передового педагогического опыта

Чивикиной О.Н., учителя начальных классов МБОУ СОШ № 47

п. Фролищи Володарского района Нижегородской области.



  1. Информационный компонент (введение)

Тема педагогического опыта: «Проектная деятельность эколого- краеведческой направленности в начальной школе»


Краткая аннотация педагогического опыта.


Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требует поиск новых решений. Для меня в последнее время привлекательными стали нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Поэтому я решила подробно изучить метод проектов и попробовать применить его в практике. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но в месте с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий адаптироваться в стремительно изменяющемся мире современного общества. Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему: существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания; значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная) в применение исследовательских (творческих) методов при проектировании; структурирование этапов выполнения проекта; самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора. В настоящее время процесс обучения школьников все больше связывают с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний. Как отмечал отечественный психолог С. Л. Рубенштейн, всякая попытка педагога ввести учащихся в мир познания, минуя их собственную деятельность, подрывает основы здорового развития, воспитания личностных свойств и качеств. Таким образом, в психологии заложены основы деятельностного подхода как ведущего принципа процесса обучения учащихся в целом и экологического образования в частности. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность учащихся младших классов по изучению экологической среды.

Главная идея опыта.

Педагогическая значимость эколого-проектной деятельности в начальной школе заключается в следующем:

  1. открывается возможность формирования жизненного опыта ребенка

  2. стимулируется творчество и самостоятельность учащихся, потребность в самореализации, самовыражении

  3. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

  4. формируется экологическая культура, экологическое мышление младшего школьника.

  5. реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

  6. Ведет учет по ступенькам роста от проекта к проекту.

Главная идея педагогического опыта через эколого-проектную деятельность донести до младших школьников идею бережного отношения к окружающей среде и здоровью на основе изучения природы родного края. Моя педагогическая деятельность в данном направлении основывается на принципе непрерывности и преемственности обучения и воспитания, субъект субъектного взаимоотношения, на соответствии содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся, на гармоничном содержании обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.

В основе педагогического опыта положены:

  • мониторинг уровня воспитанности ( отношение к учебной деятельности, отношение к природе, отношение к собственному здоровью)

  • мониторинг социума

  • мониторинг учебной деятельности по окружающему миру,

  • литературному чтению, гражданскому образованию, технологии

  • анкетирование детей и родителей по отношению к природоохранной деятельности и благоустройства родного посёлка.

  • школьные целевые программы «Здоровье», «Лето», «Краеведение»

  • проекты учащихся

  • конспекты уроков, разработки внеклассных мероприятий.

  • мультимедийные презентации к учебным занятиям.

  1. Технологический компонент. (Основная часть)

Актуальность педагогического опыта.

В настоящее время социально-экономические преобразования и сложная экологическая проблема в России вызвали большой интерес к изучению и возрождению творческого наследия народа, освоению его векового опыта в разных областях жизни, в особенности в области народной экологии.

Уникальное историческое наследие поселка и природные богатства нашего края содержат ценный материал, который можно использовать для экологического воспитания школьников.

Изучение уровня экологической культуры младших школьников показало, что, владея теоретическими знаниями, они не осознают собственной роли в решении экологических проблем.

Для решения данной проблемы возникла идея внедрения в практику эколого- проектной деятельности в начальной школе.

Кроме того, данный опыт является составляющим звеном в системе работы школы над единой методической темой «Эколого-краеведческая работа, как источник духовного, нравственного и физического здоровья».

Главная цель эколого-проектной деятельности в начальной школе - это духовно-нравственная и физически здоровая личность.

Приоритетными задачами в достижении данной цели можно выделить:

создание необходимых полноценных условий для личностного развития учащихся

формирование экологической культуры, субъективности и активной позиции в учебном процессе

взаимодействие в детском коллективе, между родителями и детьми, родителями и школой

развитие исследовательских и творческих способностей учеников, умения планировать свою работу.

Средства реализации актуальных задач. Педагогическая технология.


С 2013 года данная тема опыта реализуется в практике с помощью разнообразных форм учебных и внеучебных занятий. Гак уже на протяжении 2 лет практикуется разработка экологических творческих проектов детьми младшего школьного возраста на темы: «Времена года», «Экологический календарь», «Лесная опушка», «Лекарственные растения», «Жалобная книга природы», «Нижегородская ярмарка». Тематика проектов вызывает у учащихся положи тельный эмоционально- познавательный отклик. В выполнении проектов вместе с учащимися участвуют и их родители. Некоторые проекты учащихся начальной школы носят долговременный характер и представляют собой групповую работу («Экология в сказках и красках», «Мой поселок», «Заповедные памятники природы Фролищ», «Экологическая среда классной комнаты», «Подходы к отходам», «Наш двор сегодня и завтра» и др.) Итоговые мероприятия по презентации учащимися своих проектов представляют собой совместные праздники детей и родителей, на которых учащиеся освещают свои проекты, выполненные с использованием различных методов исследования (поисковых, эвристических, дискуссионных, мозгового штурма и ролевой игры). В рамках воспитательной работы реализуются эколого-социальные проекты, связанные с природоохранной деятельностью и благоустройством поселка «Школьный дворик», «Голубой патруль», «Птичья столовая». Содержание этих проектов, игровой характер форм реализации направлен не только на получение теоретических знании, но и на применение их в повседневной жизни, в частности во время походов, экскурсий, экологических и трудовых десантов. Это дает возможность детям познакомиться с природой края, в котором они живут, побуждает к бережному отношению и охране природы. Эколого-проектная работа проводится и в рамках школьных целевых программ «Здоровье», «Лето», «Краеведение» Темы детских проектных работ направлены на изучение влияния экологии на здоровье человека. Учащимися выполнены проекты «Лекарственные растения», «Наше питание», «Я и мое здоровье», «Вредные привычки». Умения и навыки эколого-проектной деятельности учащихся отрабатываются и совершенствуются на уроках в ходе познавательной деятельности. Формы познавательной деятельности различны: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая форма работы. С особым интересом проходя уроки в нестандартных формах: урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие, урок- экскурсия, урок-дискуссия, урок-презентация. Такие уроки активизируют познавательную, исследовательскую деятельность учащихся. Как показывает практика, проектное обучение создает положительную мотивацию для самостоятельного поиска детьми учебного материала. Выполняя проект, более 70% учащихся обращаются не только к учебникам, но и к другой дополнительной учебной литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося. В современном понимании проект это шесть «II»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое «II» проекта это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы. Технология ведения ученического портфолио отрабатывается в нашей школе уже несколько лет. Причем, если изначально многие дети, родители относились к идее портфолио отрицательно, не понимая его смысла, то сейчас портфолио это своеобразная визитная карточка ученика. И чем больше ученик мотивирован на творческую и проектную деятельность, тем больше для него представляет ценность портфолио, отражающее не только его достижения, но и индивидуальность. При организации проектной деятельности в начальной школе учитываются возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметом или близких к ним областей. Для проектов учащихся определяются личностно значимые проблемы, знакомые младшим школьникам и важные для них. Особое внимание в проектной деятельности уделяется завершающему этапу защите проекта. Весьма важный вопрос оценка выполненных проектов, которая должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, награждаем дипломами, грамотами. Опыт работы с учащимися начальных классов убеждает, что организация эколого-проектной деятельности способствует повышению уровня экологической культуры. Реализация экологических проектов вызвала у учащихся нашей школы большой интерес к исследованию состояния окружающей среды. Они участвуют в ее улучшении, например, озеленяют школьный двор и классные комнаты, разбивают цветники и клумбы около школы, во дворах домов, поддерживают чистоту и порядок на территории поселка и прилегающих окрестностях. Таким образом, становятся активными участниками охраны окружающей их среды. Работа по данному опыту строится на основе преемственности и находит продолжение в историко-краеведческой работе. Для того чтобы осуществлять данный опыту нас имеются необходимые условия: посёлок расположен в лесной зоне, наличие природоохранных объектов, исторический памятник архитектуры, поселок является туристическим центром. Для успешного осуществления проектной деятельности в школе есть необходимое информационно-технологическое оборудование: компьютерный класс, доступ к сети Интернет, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор, дидактический и наглядный материал.

Результативность опыта.

  1. Повышение качества знаний по предметам.

  2. По результатам педагогической диагностики наблюдается повышение уровня воспитанности (отношение к собственному здоровью, отношение к учебной деятельности, бережное отношение к природе)

  3. Возрастает количество участников и победителей школьных олимпиад.

  4. Повышение уровня экологической культуры учащихся.

  5. Положительная динамика осознанного отношения учащихся к собственному здоровью.

III. Внедренческий (заключение). В настоящее время педагогический опыт нашел свое применение в работе других учителей и внедряется ими в процессе учебной и внеурочной деятельности. Учителя начальных классов используют опыт моей работы в своей практике. Значимость проектной деятельности видится в том, что маленький конкретный проект младшего школьника может выступать именно тем «стеклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картина процесс воспитания, процесс осознанного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Дело в том, ч то именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок и личностных качеств. Если это обстоятельство не учитывается, если это т возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития к учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

© 2010-2022