КТП по русскому языку (2класс), УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 года;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года;
  • Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, //М.: «Просвещение», 2011 год;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «ООШ п.Трудовой»;
  • Учебный план МБОУ «ООШ п.Трудовой» на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника для 2 класса начальной школы Л. Ф.Климановой, С. Г. Макеевой «Русский язык», / /М.: «Просвещение» , 2012 год.


В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение курса «Русский язык» во 2 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год. По учебному плану школы на изучение курса «Русский язык» отводится 3 часа в неделю и 1час из компонента образовательного учреждения, 136 часов в год. Федеральный стандарт выполняется за счет уплотнения тем.
Программа изменена следующим образом:

Название раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов сокращено

Кол-во часов по плану

1

Собеседники

17 ч

12 ч

2

Звуки и буквы. Слог. Ударение

71 ч

21 ч

50 ч

3

Слово и его значение

20 ч

5 ч

15 ч

4

Состав слова

18 ч

2 ч

16 ч

5

Части речи

32 ч

1 ч

31 ч

6

Предложение. Текст

12 ч

0 ч

12 ч

ИТОГ:

170 ч

34 ч

136 ч Хотя в программу внесены изменения, логика изложения и содержание авторской программы не нарушена, полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Плановых контрольных уроков: 9, в том числе административных контрольных уроков - 3.








По учебному плану школы на изучение курса «Русский язык» добавлен 1час в неделю из компонента образовательного учреждения (всего34часа в год). Уроки распределены на такие темы:

Тема урока

Кол-во часов


Раздел «Мир общения»


1

Различение устных и письменных форм речи

1

2

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

1 3

Главный помощник в общении-родной язык.

1 4

Основные языковые единицы, их особенности.

1

2.Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение»


5

Алфавит.

1 6

Перенос слов с буквой й в середине слова.

1 7

Волшебный мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком.

1 8

Способы обозначения мягких согласных звуков на письме.

1 9

Шипящие согласные звуки. Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.

1 10

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН.

1 11

Гласные звуки как слогообразующие

1 12

Правила переноса слов

1 13

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

1 14 Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Раздел 3 «Слово и его значение»


15 Слова как двусторонняя единица языка

1 16 Правописание имён собственных

1 17 Много-значные слова

1 18

Роль слов-синонимов в речи.

1

19 Тематические группы слов

1

Раздел 4 «Состав слова»


20

Однокоренные слова.

1 21

Приставка.

1

22

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

Раздел 4 «Части речи»

23

Части речи.Общие признаки слов.

1 24

Имя существительное.

1 25

Употребление заглавной буквы в именах собственных.

1 26

Имена существительные с вариативными окончаниями в родительном падеже множественного числа.

1 27

Изменение глаголов по числам.

1 28

Изменение глаголов по временам.

1 29

Роль имён прилагательных в речи.

1 30

Работа над ошибками.Части речи

1 31

Предлог. Правописание предлогов.

1

Раздел 6 «Предложение. Текст»


32

Связь слов в предложении

1 33

Главные члены предложения-подлежащее и сказуемое.

1 34

Связь и оформление предложений в тексте.

1

Итого:

34


Цели и задачи курса русского языка 2 класса Цели: 1. познавательная (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся); 2. социокультурная (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека). Задачи:

  1. Формирование специальных умений и навыков по разделам программы;

развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

  1. Освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

  2. Овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода. Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

  1. коммуникативного;
  2. познавательного;
  3. принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
  • осмысление и реализацию основной функции языка - быть средством общения;
  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
  • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
  • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта. Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся. Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане - от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах. Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода. Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией. Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем - как деятельность по их усвоению. Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся. Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса - анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение). В число основных содержательных линий Программы входят: • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация1; • развитие речи. Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий). Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике. Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.). В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики. В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные - невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий. Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их. Программой предусматривается отработка навыков чистописания - своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка. Отдельный, весьма важный элемент Программы - знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов. Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных). Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте. Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения. Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов. Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Место курса в учебном плане Согласно учебного плана предмет «Русский язык» относится к предметной области «Филология». На изучение русского языка выделяется 136 ч (по 4 часа в неделю - 34 учебные недели )

Результат освоения курса

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать значимость речи для процесса общения;
  • испытывать чувство гордости за родной язык;
  • осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;
  • уважительно относиться к языку и его традициям;
  • осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;
  • применять навыки культурного поведения при общении.


Обучающийся получит возможность:
  • развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);
  • испытывать потребность в общении;
  • осмыслить значение общения;
  • понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;
  • осознавать необходимость писать грамотно;
  • сформировать интерес к изучению истории русского языка;
  • понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;
  • стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;
  • развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;
  • проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);
  • научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;
  • создавать собственные словесные произведения по образцу;
  • понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;
  • осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;
  • добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени;
  • усвоить уважительное отношение семейным ценностям;
  • осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;
  • сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;
  • научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;
  • научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;
  • расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;
  • сформировать интерес и любовь к живой природе;
  • сформировать гуманное отношение к домашним животным;
  • соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;
  • оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;
  • понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).


Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
  • работать с моделями слова, звуковыми схемами;
  • пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;
  • контролировать свою речь в процессе общения.


Обучающийся получит возможность научиться:
  • находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);
  • сравнивать языковые единицы по разным критериям;
  • развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);
  • развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;
  • классифицировать языковые единицы по различным критериям;
  • работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);
  • понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;
  • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;
  • работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;
  • развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов-названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.);
  • развивать внимание (например: нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.);
  • понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;
  • понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;
  • понимать обучающую задачу дидактических игр;
  • принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;
  • применять полученные знания для решения практических задач.


Предметные результаты Развитие речи. Речевое общение Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

  • ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
  • различать устные и письменные формы общения;
  • составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;
  • составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
  • понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;
  • понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
  • называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
  • писать изложение текста из 40-55 слов по составленному плану.
  • поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросамов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;
  • понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;
  • составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;
  • составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);
  • иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).


  • Главный помощник в общении - родной язык
  • Фонетика, графика, орфография


  • понимать преимущества звукобуквенного письма;
  • осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;
  • понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
  • систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;
  • находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;
  • передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость - с помощью букв а, о, э, у, ы);
  • разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;
  • правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;
  • находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);
  • понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;
  • понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением;
  • верно писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;
  • переносить слова по слогам в соответствии с правилами;
  • правилам употребления прописной буквы;
  • правильно писать слова с удвоенными согласными;
  • правильно писать слова с непроизносимыми согласными;
  • уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;
  • употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.
  • различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;
  • понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);
  • особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение;
  • иметь представление о единообразном написании слова.


  • Лексика
  • формировать ценностное отношение к слову;
  • расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;
  • иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;
  • составлять двусторонние модели слов;
  • формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;
  • понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.



  • научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;
  • научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;
  • углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;
  • углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
  • научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
  • расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;
  • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.



  • Состав слова (морфемика)


  • называть части слова;
  • выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;
  • разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;
  • различать предлоги и приставки;
  • находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;
  • правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);
  • объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.


  • формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;
  • понимать принцип единообразного написания морфем;
  • составлять слова с предложенными морфемами.


  • Морфология
  • определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  • понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.


  • научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;
  • получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.


  • Имя существительное


  • находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;
  • определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;
  • осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;
  • определять число имён существительных

  • верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).


  • Имя прилагательное


  • находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;
  • определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;
  • классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.
  • редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;
  • образовывать имена прилагательные от других частей речи.


  • Синтаксис
  • Предложение
  • выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;
  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации

  • определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;
  • составлять предложения разных типов.

    • Текст


  • озаглавливать текст;
  • определять тему и главную мысль текста;


  • практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;
  • составлять план текста на основе памяток, образцов;
  • составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).






Содержание курса

Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте Фонетика. Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных. Графика. Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма. Чтение. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения). Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
  • употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
  • употребление ъ и ь как разделительных знаков;
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Систематический курс русского языка Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика2. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова - имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба - одежда). Знакомство со словарями. Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция. Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • сочетания чк-чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.


Требования к результатам обучения учащихся к концу 2-го класса

по русскому языку

Учащиеся должны знать:

- названия и порядок букв русского алфавита;

- признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

- правила переноса слов;

- признаки предложения и текста;

- правила речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

- использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

- различать устные и письменные формы общения;

- каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40-50 слов без пропусков и искажений;

- проверять написанное, сравнивая с образцом;

- проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;

- обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

- писать заглавную букву в именах собственных;

- писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30-40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

- правильно писать слова с сочетаниями жи - ши,ча-ща, чу - щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);

- различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

- находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

- проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;

- выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;

- находить в предложении главные члены;

- определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

- определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;

- письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему;

- писать изложение текста в 40-55 слов с использованием вопросов.

- писать слова с непроверяемыми орфограммами:
апельсин, арбуз, береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжет, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, лапша, лестница. Лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, пассажир, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиски, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, молоко, ягода, язык.

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка

Тема урока

Виды учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

1.Раздел «Мир общения»( 12 часов)

1.

Мир общения. Собеседники. Письменная речь.

Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнёров. Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывания в устной и письменной форме. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально - этические нормы. Составлять диалоги на заданные темы.

2

Различение устных и письменных форм речи.

3

Слово, предложение и текст в речевом общении.

Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3-5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40-55 слов (с использованием вопросов).

4

Слова с непроверяемым написанием.

5

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

6

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

7

Входной диктант. «Васька»

Применять изученные правила при записи под диктовку

8

Работа над ошибками. Восклицательные и невосклицательные предложения.

Уметь определять предложения по цели высказывания и интонации

9

Основные свойства текста. Последовательность предложений в тексте.

Рассуждают на тему вопроса: «Для чего создаются тексты?» и уточняют свои ответы, читая сообщение Самоварова (стр.26). Составляют устные рассказы о своих домашних животных по наводящим вопросам для получения различных типов текстов. Составляют тексты различных типов по рисункам (стр.28). Прогнозируют тип текста по его заглавию (упр.29), составляют текст по любому заглавию.

10

Типы текстов. Богатства языка

Различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Сравнивать, различать и объединять в группы языковые единицы. Давать определения основным языковым единицам.

11

Главный помощник в общении-родной язык.

Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи .Сравнивать, различать языковые единицы Давать определения основным языковым единицам.

12

Основные языковые единицы, их особенности.

2.Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение» (50 часов)

13

14

Гласные и согласные звуки и буквы.

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно - образной схеме Звукограда.

Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Называть все звуки русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков.

Алфавит.

15

Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи. Соотношения «звук-буква» в словах.

16

Правописание безударных гласных, парных согласных.

Называть все звуки русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков.

17

Общение людей. Виды речи.

Давать характеристику видам речи, анализировать речь с точки зрения собеседника.

18

Обучающее изложение по сказке К.Ушинского «Утренние лучи».

Писать изложение текста в 40-55 слов (с использованием вопросов).

19

Звук [й'] и буква й. Перенос слов с буквой й в середине слова.

Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой й.


20

Перенос слов с буквой й в середине слова.

21

Звук [э] и буква Э. Написание слов с буквой Э

Орфографически верно писать слова с буквой э.

22

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме.

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, ю, я, и.

23

Волшебный мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком.


Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака

24







Волшебный мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком.


25

Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И.

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, ю, я, и.

26

Две функции букв Е, Ё, Ю, Я, И.

27

Способы обозначения мягких согласных звуков на письме.

28

Способы обозначения мягких согласных звуков на письме.

29

Шипящие согласные звуки. Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.

Писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными.



30

Шипящие согласные звуки. Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.



Писать слова с орфограммами жи-ши, чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными

31

Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

32

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН.

33

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН.

34

Учимся писать изложение.

«Спас птицу»

Писать изложение текста в 40-55 слов (с использованием вопросов).

35

Контрольный диктант №1 по теме: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН». «Звуки леса»

Применять изученные правила при записи под диктовку.

36

Работа над ошибками. Правила деления слов на слоги. Перенос слов.

Проводить звуко - буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам.

37

Гласные звуки как слогообразующие

38

Правила переноса слов

39

Ударение. Ударный слог.

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный слоги. Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его значение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить и объяснять орфограмму, использовать алгоритм её проверки.

40

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить и объяснять орфограмму, использовать алгоритм её проверки Подбирать проверочные слова.

41

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

42 Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой Е,е.

43 Правописание безударных гласных.

44 Безударные гласные, непроверяемые ударением.

Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажение. Работать с орфографическим словарём.

45 Правописание слов с двумя безударными гласными.

46 Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

Применять изученные правила при записи под диктовку.

47 Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости - глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости - глухости согласными в корне слова.

48 Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

49 Парные согласные.

50 Звонкие и глухие парные согласные в конце слова.

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости - глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости - глухости согласными в корне слова.

51 Непарные по звонкости-глухости согласные.

Уметь давать характеристику непарным согласным звукам

52 Звонкие и глухие парные согласные в середине слова.

Уметь давать характеристику непарным и парным согласным звукам

53 Звонкие и глухие парные согласные в середине слова.

54 Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными.

55 Правописание слов с удвоенными согласными.

56 Непроизносимые согласные.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными.

57 Правописание слов с непроизносимой согласной.

58 Разделительный мягкий знак.

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.

59 Две функции мягкого знака в словах.

60 Контрольный диктант за II четверть. «Зима»

Применять изученные правила при записи под диктовку.

61 Разделительный мягкий и твёрдый знаки. Две функции мягкого знака в словах

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.

Находить в слове и объяснять орфограмму Разделительный мягкий и твёрдый знаки и мягкий знак для обозначения мягкости согласного). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными.

62 Разделительный мягкий и твёрдый знаки. Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного

Раздел 3 «Слово и его значение»( 15 часов)

63

Что рассказало слово. Разновидности толковых словарей. Написание поздравительного письма и объявления.

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко - буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым).


64 Слова как двусторонняя единица языка

65 Имена собственные и нарицательные..

Распознавать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям.

66 Правописание имён собственных

67 Слова с несколькими значениями..

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте.

68 Много-значные слова

69 Роль слов с переносными значениями .

70 Слова похожие, но разные (омонимы).

Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова.

71

Слова, близкие по значению (синонимы).

Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях.

72 Роль слов-синонимов в речи.

73 Слова, противоположные по значению (антонимы).

Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль.

74

Устойчивые сочетания слов.

. Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи.

Распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы своими словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

75 Тематические группы слов

76 Обобщение изученного материала.

77 Контрольный диктант по теме «Слово и его значение». «Гроза»

Применять изученные правила при записи под диктовку.

Раздел 4 «Состав слова»( 16 часов )

78

Работа над ошибками. Как собрать и разобрать слово. Морфемный состав слова.

Наблюдать за строением слова на наглядно-образных моделях. Составлять наглядно-образные модели слова. Называть части слова.

79

Корень - главная часть слова.


Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения.

80

Однокоренные слова.

81

Правописание однокоренных слов.

82

Правописание безударных гласных звуков в корне слова

83 Контрольное списывание по теме «Безударные гласные в корне слова». «Утро»

Применять изученные правила при списывании текста.

84

Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами.

Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня.

85

Приставка.

Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка. Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими

86

Приставка.

словами. Употреблять при написании слов разделительный мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительного мягкого и твёрдого знаков.

87

Употребление разделительного твёрдого знака.


88

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

89

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

90

Суффикс. Роль суффиксов в речи.

Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы

91

Окончание.

Правильно употреблять окончание, объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании.

92

Состав слова (обобщение знаний).

Слово как объединение морфем, стоящих в определенном порядке и имеющих значение. Наблюдение за строением слова на наглядно-образных моделях. Обобщение знаний о составе слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

93

Контрольный диктант по теме «Состав слова». «Весна пришла»

Применять изученные правила при записи под диктовку.

Раздел 4 «Части речи»( 31час)

94

Работа над ошибками. Что такое части речи.

Определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно-образного и логического мышления.

Осознанно употреблять заглавную

букву при написании имён

собственных. Выбирать формы

имён существительных из

вариантов падежных окончаний,

употреблять эти формы в речи в

соответствии с действующими

нормами литературного языка.

Определять число имён

существительных.

Осознанно употреблять заглавную

букву при написании имён

собственных. Выбирать формы

имён существительных из

вариантов падежных окончаний,

употреблять эти формы в речи в

соответствии с действующими

нормами литературного языка.

Определять число имён

существительных.

Применять изученные правила при списывании текста.

Выбирать формы

имён существительных из

вариантов падежных окончаний,

употреблять эти формы в речи в

соответствии с действующими

нормами литературного языка.

Определять число имён

существительных.

Применять изученные правила при списывании текста.

95

Части речи.Общие признаки слов.

96

Имя существительное.

97

Имя существительное.

98

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных .

99

Употребление заглавной буквы в именах собственных.

100

Употребление заглавной буквы в именах собственных.

101

Категория числа имени существительного.

102 Имена существительные с вариативными окончаниями в родительном падеже множественного числа.

103

Имена существительные с вариативными окончаниями в родительном падеже множественного числа.

104

Контрольное списывание по теме: «Имя существительное».

«Калина»

105

Работа над ошибками. Глагол..

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы

106

Тематические группы глаголов.

107

Изменение глаголов по числам.

Уметь изменять глаголы по числам, правильно употребляя их в речи.

108

Изменение глаголов по числам.

109

Глаголы и нормы речевого этикета.

Уметь изменять глаголы по числам, правильно употребляя их в речи.

110

Изменение глаголов по временам.

Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени, определять время глагола

111

Изменение глаголов по временам.

112

Роль глагола в образовании предложения.

Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени, определять роль глагола при построении предложения

113

Имя прилагательное.

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными.

114

Роль имён прилагательных в речи.

115

Число имени прилагательного.

Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.

116

Имена прилагательные тематических групп.

117

Сочинение-миниатюра.

«Пришла весна»

Определять разные виды сочинений по наводящим вопросам, делать выводы, анализировать текст

118

Работа над ошибками.

Части речи

119

Части речи (обобщение знаний).

Определять части речи ( имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи

120

Предлог. Правописание предлогов.

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами.

121

Предлог. Правописание предлогов.

122

Способы разграничения предлога и приставки.

Уметь различать приставки и предлоги, правильно использовать предлоги в речи.

Уметь различать приставки и предлоги, правильно использовать предлоги в речи, знать литературные нормы употребления предлогов

123

Литературные нормы употребления предлогов в речи.

124

Контрольный диктант по теме «Части речи». «Весна идет»

Применять изученные правила при записи под диктовку.

Раздел 6 «Предложение. Текст» (12 часов)

125

Работа над ошибками. Предложение.

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

126

Связь слов в предложении

127

Главные и второстепенные члены предложения.

128

Главные члены предложения-подлежащее и сказуемое.

129

Распространённое и нераспространённое предложения.

Составлять предложения, распространённые и нераспространённые . Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль.

130

Связь и оформление предложений в тексте.

Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль.

131

Итоговый контрольный диктант за 2 класс. «Бобры»

Применять изученные правила при записи под диктовку.

132

Типы текстов.

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

133

Записка.

134

Письмо.

135

Приглашение.

136

Общение человека с природой.

Итого

136час.

Контроль знаний по предмету



№ Тема Вид контроля 1 Мир общения Входная контрольная работа "Кот" 2 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн,щн. Контрольный диктант "Звуки леса" 3 Диктант за 2четверть Контрольный диктант за 2четверть "Зима" 4 Слово и его значение Контрольный диктант "Гроза" 5 Безударная гласная в корне слова Контрольное списывание "Утро" 6 Состав слова Контрольный диктант "Весна пришла" 7 Имя существительное Контрольное списывание "Калина" 8 Части речи Контрольный диктант "Весна идет" 9 Итоговый контрольный диктант Контрольный диктант "Бобры"

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Диктант: «5» - нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера). «4» - допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм. «3» - допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно. «2» - более 5 орфографических ошибок, работа выполнена неряшливо. «1» - более 8 орфографических ошибок. Оценки за словарный диктант (при количестве

Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание: «5» - безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы. «4» - ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий. «3» - ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий.

«2» - ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

«1» - не выполнено ни одно задание.

Контрольное списывание:

«5» - безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» -1 - 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» - 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» - 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);

«1» - более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 - 4 кл.).
Контрольный диктант:
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы; перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова; отсутствие «красной строки».
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл. 5. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

«5» - не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» - 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» - 3 - 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 - 8 орфограф. ошибок;

«1» - более 8 орфограф. ошибок.


Словарный диктант

Количество слов

(оценивается строже контрольного диктанта).для словарного диктанта.

2 класс - 10 - 12 слов;

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» - 3-5 ошибок.

«1» - более 6 ошибок.

Тестовые задания

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

«1» - более 7 ошибок.

Критерии оценки работ творческого характера.

Изложение «5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления. «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления. «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления. «2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. «1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок. Сочинение «5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления. «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления. «3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления. «2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. «1» - не приступил к работе. Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий, поэтому неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения с сочинения.


Учебно - методическое обеспечение

  1. Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, //М.: «Просвещение», 2011 год.;
  2. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык», рабочие программы 1-4 классы //М.: «Просвещение», 2011 год.
  3. Л. Ф.Климанова, С. Г. Макеева «Русский язык. 2 класса», методическое пособие //М.: «Просвещение» , 2011 год.
  4. Л. Ф.Климанова, С. Г. Макеева, учебник по русскому языку для 2 класса начальной школы в 2-х частях, //М.: «Просвещение», 2012 год.













Тестирование

I вариант Часть 1. Прочитайте внимательно задание. Подумайте, отметьте один правильный вариант. Если какое-то задание кажется сложным, пропустите его, вернетесь к нему в конце работы. 1. Поставьте знак «+» перед словом, отвечающим на вопрос что? ___ цыпленок ___ букет ___ детский ___ клоун 2. Поставьте знак «+» перед словом, отвечающим на вопрос кто? ___ библиотека ___ пение ___ помощница ___ радовать 3. Поставьте знак «+» перед словом с предлогом: ___ (на)ходить ___ (до)бежать ___ (до)дороги ___ (за)правлять 4. Найдите и отметьте знаком «+» неправильно написанное слово: ___ девочка ___ подарочный ___ листья ___ мощьный 5. Поставьте знак «+» перед словом, в котором пропущен твердый знак: ___ в..юга ___ раз..езд ___ звер..ки ___ прыгат.. 6. Поставьте знак «+» перед словом с безударной гласной в корне, проверяемой ударением: ___ дрожать ___ песок ___ пляж ___ осина 7. Отметьте знаком «+» правильно составленное предложение: ___ Белочка в дупло залезла рыжая. ___ Рыжая белочка залезла в дупло. ___ Залезла белочка в рыжая дупло. ___ В дупло рыжая залезла белочка.
Часть 2. Прочитайте внимательно задание, подумайте. Запишите правильно задание на свободных линиях. 8. Подумайте, по какому признаку вы можете разделить эти слова: читает, дерево, высокая, прыгать, клумба, синий.Запишите слова в три столбика: ______________ ______________ _____________ ______________ ______________ _____________ 9. Из предложения (Старшая сестра учит уроки.) выпишите слова, которые отвечают на вопросы: кто? _________________ какая? _________________ что? _________________ что делает? _________________ 10. Составьте из слов предложение и запиши: а) по, плывут, облака, белые, небу ______________________________________ б) зайчик, под, сидит, серый, елкой ______________________________________ 11. Прочитайте предложения. Пронумеруйте их по порядку так, чтобы получился текст. ____ Ее он повесил за окном. ____ Сережа сам смастерил кормушку. ____ Первыми стали брать корм воробьи. ____ Мальчик стал вешать для нее кусочки сала. ____ Однажды Сережа заметил среди них синичку. 12. Составьте загадку по образцу: Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.) __________________________________________________________
Если у вас осталось время, проверьте свою работу с самого начала. Будьте внимательны! Удачи!

II вариант Часть 1. Прочитайте внимательно задание. Подумайте, отметьте один правильный вариант. Если какое-то задание кажется сложным, пропустите его, вернетесь к нему в конце работы. 1. Поставьте знак «+» перед словом, отвечающим на вопрос что? ___ моряк ___ костер ___ ловкий ___ журавль 2. Поставьте знак «+» перед словом, отвечающим на вопрос кто? ___ встреча ___ дружба ___ бабушка ___ веселить 3. Поставьте знак «+» перед словом с предлогом: ___ (на)блюдать ___ (до)летает ___ (за)бирать ___ (за)грибами 4. Найдите и отметьте знаком «+» неправильно написанное слово: ___ молочко ___ точьный ___ деревья ___ конечно 5. Поставьте знак «+» перед словом, в котором пропущен твердый знак: ___ сем..я ___ с..ели ___ медвед.. ___пен..ки 6. Поставьте знак «+» перед словом с безударной гласной в корне, проверяемой ударением: ___ вагон ___ береза ___ лесной ___ олень 7. Отметьте знаком «+» правильно составленное предложение: ___ Норки из вылез ежик колючий. ___ Вылез колючий норки изежик. ___ Колючий ежик вылез из норки. ___ Ежик вылез из колючий норки.
Часть 2. Прочитайте внимательно задание, подумайте. Запишите правильно задание на свободных линиях. 8. Подумайте, по какому признаку вы можете разделить эти слова: малина, белые, рисует, спелая, зеркало, бегут. Запишите слова в три столбика: _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 9. Из предложения (Мама готовит вкусный обед.) выпишите слова, которые отвечают на вопросы: кто? _________________ какая? _________________ что? _________________ что делает? _________________ 10. Составьте из слов предложение и запишите: а) в, звонко, поют, лесу, птицы ______________________________________ б) ветерок, по, пробежал, деревьев, ветвям ______________________________________ 11. Прочитайте предложения. Пронумеруйте их по порядку так, чтобы получился текст. ____ По дороге он встретил лису. ____ Маленький кролик бежал домой. ____ Она была голодна. ____ Он бросился к пещере. ____ У кролика дрогнуло сердце. 12. Составьте загадку по образцу: Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.) __________________________________________________________



1
2 Изучается во всех разделах курса.

21


© 2010-2022