Рабочая программа внеурочной деятельности Оригами

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Оригами»

Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами? Оригами:

  • развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  • улучшает способность следовать устным инструкциям;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
  • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) - поделки оригами;
  • объект исследования - например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
  • наглядное сопровождение темы урока - например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы - на занятиях театральной студии;
  • средство организации урока - например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
  • элемент мероприятий - например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.


Общая характеристика Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Цель программы:

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:
Обучающие

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
  • воспитание интереса к искусству оригами.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Описание места курса в учебном плане Занятия в 1 классе проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Ценностные ориентиры Программа «Волшебный мир оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о техническом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

что такое оригами

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами

выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания модулей

собирать игрушки - «оригамушки» необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

анализировать образец, анализировать свою работу

Оценка результатов образовательной деятельности Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).


Содержание программы



Тематический план

1 год обучения

(33 часа)

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

Знакомство с оригами . Из истории оригами.

1

1

Квадрат- основная фигура оригами

«Водяная бомба»

«Рыбка»

«Лягушка»

Пальчиковая фигура оригами.

1

4

5

Базовая форма «Треугольник»

Фигура птицы «Попугай»

«Заяц»

«Лиса»

1

4

5

Базовая форма «Воздушный змей»

Туловище придуманного персонажа.

«Мотылёк»

«Мушка»

1

3

4

Базовая форма «Двойной треугольник»

«Рыбка»

Семейство совиное.

Проект «Любимое животное»

1

3

4

Базовая форма «Двойной квадрат»

Салфетка «Водяная лилия»

Гофр «Бабочка»

3

3

Базовая форма «Конверт»

Конструирование модулей.

Бумажный конструктор.

3

3

Цветы к празднику 8 марта

«Тюльпан»

«Лилия»

1

2

3

Впереди - лето!

Проект «Бабочки на лугу»

2

2

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

Сундучок санбо для коллекции.

1

2

3


ИТОГО:

7

26

33









Тематическое планирование

3 класс (34 часа)

п/п

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 Вводное занятие

2 ч. История развития искусства оригами. Входная диагностика.

Познавательные

- формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные -построение речевых высказываний;

Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;

2 Чудесные превращения бумажного листа

5 ч. Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.

Познавательные

- формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные - целеполагание;

- прогнозирование;

3 Модульное оригами

5 ч. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения - звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

Познавательные

- формулирование познавательной цели

-

19поиск и выделение информации;

- моделирование;

- знаково-символические;

Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные - целеполагание;

- контроль и коррекция;

- волевая саморегуляция;

4. Оригами на праздничном столе

6 ч.

Правила этикета.

Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные - целеполагание; - планирование;

20- прогнозирование;

5. Валентинки из оригами

1 ч. Изготовление валентинок.

6. Цветы к празднику 8 Марта

3 ч. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

7. Оригами - почта

3 ч. Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо.
Оригинальный конверт (2 варианта).

8. Базовая форма «Дом»

2 ч. Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;

Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

9. Впереди - лето!

3 ч. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.

10. Итоговое занятие

2 ч.

Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные - целеполагание; - оценка;

Личностные

- самоопределение;

11. Оформление выставочных работ

2 ч. Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».





Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд

  1. 1. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами - М.: Айрис-пресс, 2010.

  2. 2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги и другие игрушки из бумаги и картона./М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008.

  3. 3. Петрова И.М. Театр на столе. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

  4. 4. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.

  5. 5. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами - СПб: Кристалл, 2005.

  6. 6. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги - М.: Просвещение, 2010

1

1


1

1

1

1

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проектор.

Д

Д

Д

Д

Не менее 150*150

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности).

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с двумя тумбами.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

К

1


6


© 2010-2022