- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Оригами
Рабочая программа внеурочной деятельности Оригами
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Николаева И.В. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Оригами»
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
-
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
-
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами? Оригами:
- развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- улучшает способность следовать устным инструкциям;
- расширяет коммуникативные способности;
- воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
- воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
- конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) - поделки оригами;
- объект исследования - например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
- наглядное сопровождение темы урока - например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы - на занятиях театральной студии;
- средство организации урока - например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
- элемент мероприятий - например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Общая характеристика Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Цель программы:
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- обучение различным приемам работы с бумагой.
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
- воспитание интереса к искусству оригами.
- расширение коммуникативных способностей детей.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Описание места курса в учебном плане Занятия в 1 классе проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Ценностные ориентиры Программа «Волшебный мир оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о техническом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны
знать
уметь
что такое оригами
подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения оригами
выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
пользоваться чертежными инструментами, ножницами
название, приемы складывания модулей
собирать игрушки - «оригамушки» необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
составлять композицию из готовых поделок
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою работу
Оценка результатов образовательной деятельности Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Содержание программы
Тематический план
1 год обучения
(33 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
Знакомство с оригами . Из истории оригами.
1
1
Квадрат- основная фигура оригами
«Водяная бомба»
«Рыбка»
«Лягушка»
Пальчиковая фигура оригами.
1
4
5
Базовая форма «Треугольник»
Фигура птицы «Попугай»
«Заяц»
«Лиса»
1
4
5
Базовая форма «Воздушный змей»
Туловище придуманного персонажа.
«Мотылёк»
«Мушка»
1
3
4
Базовая форма «Двойной треугольник»
«Рыбка»
Семейство совиное.
Проект «Любимое животное»
1
3
4
Базовая форма «Двойной квадрат»
Салфетка «Водяная лилия»
Гофр «Бабочка»
3
3
Базовая форма «Конверт»
Конструирование модулей.
Бумажный конструктор.
3
3
Цветы к празднику 8 марта
«Тюльпан»
«Лилия»
1
2
3
Впереди - лето!
Проект «Бабочки на лугу»
2
2
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
Сундучок санбо для коллекции.
1
2
3
ИТОГО:
7
26
33
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 Вводное занятие
2 ч. История развития искусства оригами. Входная диагностика.
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;
2 Чудесные превращения бумажного листа
5 ч. Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- прогнозирование;
3 Модульное оригами
5 ч. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения - звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Познавательные
- формулирование познавательной цели
-
19поиск и выделение информации;
- моделирование;
- знаково-символические;
Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- контроль и коррекция;
- волевая саморегуляция;
4. Оригами на праздничном столе
6 ч.
Правила этикета.
Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.
Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- анализ и синтез;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание; - планирование;
20- прогнозирование;
5. Валентинки из оригами
1 ч. Изготовление валентинок.
6. Цветы к празднику 8 Марта
3 ч. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
7. Оригами - почта
3 ч. Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо.
Оригинальный конверт (2 варианта).
8. Базовая форма «Дом»
2 ч. Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
9. Впереди - лето!
3 ч. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
10. Итоговое занятие
2 ч.
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - целеполагание; - оценка;
Личностные
- самоопределение;
11. Оформление выставочных работ
2 ч. Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
Библиотечный фонд
-
1. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами - М.: Айрис-пресс, 2010.
-
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги и другие игрушки из бумаги и картона./М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008.
-
3. Петрова И.М. Театр на столе. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
-
4. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
-
5. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами - СПб: Кристалл, 2005.
-
6. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги - М.: Просвещение, 2010
1
1
1
1
1
1
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер с принтером.
Мультимедийный проектор.
Д
Д
Д
Д
Не менее 150*150
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности).
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с двумя тумбами.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
К
1
6