Методическая разработка по теме: Технология обучения грамоте обучающихся с умственной отсталостью при реализации АООП

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида №5»





Технология обучения грамоте обучающихся с умственной отсталостью при реализации АООП.



Автор-составитель

Астраханцева Елена Вячеславовна,

учитель высшей квалификационной категории





Хабаровск 2015

Слайд 2.

Обучение грамоте - важнейший раздел курса русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Задачи по обучению письму и чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.

Слайд 3,4.

В соответствии с новыми стандартами на уроках обучения грамоте использую интерактивное оборудование: интерактивная доска, визуализатор, проектор, МФУ. Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Слайд 5(1,2).

Мультимедийные презентации облегчают работу учителю. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Использование презентаций, делает рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика. Тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Слайд 6(1,2). Интерактивная доска помогает детям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, корректировка рукой на доске. Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Ученики могут делать записи на доске маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Слайд 7. При планировании работы по обучению грамоте обучающихся с нарушением интеллекта опираюсь на дифференцированный и деятельностный подход в обучении. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий, объёма предлагаемого материала. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Слайд 8. Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Слайд 9.

Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Слайд 10. Для развития слухового восприятия используются следующие задания и игры: «Кто голос подаёт?», «Кто позвал?», «Поймай звук», «Угадай музыкальный инструмент», «Поиграй как я», «Определи, где звучит», «Повтори за мной», «Запомни слова», «Найди пару» и другие. Позднее проводим дидактические упражнения «Поймай звук». С целью воспроизведения звуков использую не только реальные предметы (бубен, металлофон), но и аудиозаписи голосов животных, звуков окружающей действительности (проезжающий автомобиль, трамвай). Слайд 11. Слайд 12-19.

На развитие зрительного восприятия направлены следующие игры и упражнения: «Найди фигуру», «Найди такой же», «Геометрическое лото», «Открой окошко», «Дополни рисунок», «Составь картинку», «Узнай по контуру» и т.д. Использую раздаточный материал, интерактивное оборудование. Слайд 20.

Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы. Во время бесед воспитываю в обучающихся уважительное отношение к мнению других детей, умение выслушать. Слайд 21. Заучиваем с голоса учителя короткие стихотворения, чистоговорки, инсценируем небольшие сказки. Провожу следующие упражнения: «Мишка рассердился», «Встреча друзей», «Ноги промочил» и др.
Слайд 22-25.

Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Комплексы упражнений подбираются совместно с логопедом. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы, а также у каждого ребёнка есть индивидуальное зеркало для контроля положения органов артикуляционного аппарата. Использую художественное слово. Слайд 26(1,2)-27(1,2).

На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. В своей работе использую различные шнуровки, штриховки в различных направлениях. Дидактические игры «Золушка», «Собери бусы», «Мозаика», конструирование и др.

Слайд28. В этот период знакомлю детей с основными элементами букв (огуречик, полумесяц, зонтик, наклонная палочка, петелька и т.д). У каждого ребёнка имеется набор элементов букв. Для изготовления раздаточного материала использую копировальное оборудование.

Слайд29.Важно научить учащихся ориентироваться на листе бумаги. Использую реальные предметы, плоскостные фигуры. Использую рисование по заданию.

К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

Слайд30-31. В работе использую схемы слов, слогов, предложений. Для обозначения звука звуковички (красные и синие круги). С целью знакомства с гласными и согласными звуками изготовлено пособие «Звуковички».
Слайд32. Букварный период.

Обучение грамоте обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов и многие другие пособия.

Мой опыт показывает, что дети охотно включаются в игру. Они с большим интересом и желанием помогают героям любимых мультфильмов, преодолевают трудности путешествия; возводят по «кирпичику» строение. Тем самым в игровой форме решаются многообразные учебные задачи, кроме того, оборудованные уроки способствуют развитию коммуникативных навыков: дети учатся принимать условия игры, распределять обязанности, договариваться друг с другом. Не каждый урок можно обозначить одной сюжетной линией. Если этого не происходит, то целесообразно на каком-то этапе урока включить игровое задание.

Слайд33. С этой целью мною разработано пособие «Наша Азбука», которое состоит из серии презентаций «Путешествие в страну Буквознайка», доработанных и дополненных картинок-символов, предложенных в пособии Фомичёвой «Воспитание правильного произношения».

Слайд34. При изучении звуков подбираются слова, в которых изучаемый звук стоит в наиболее выгодной для выделения позиции. Подбирается звукоподражание, соответствующее изучаемому звуку: Как рычит тигр? - Р-р-р. Как гудит гудок поезда? - У-у-у. Произнесение звука сопровождается движением. Одновременное зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие позволяет лучшему усвоению звука, а в дальнейшем и буквы.

Умственно отсталые дети, узнавая звук в одних сочетаниях, часто не узнают его в других, что свидетельствует о несформированности образа обобщённого звука-фонемы. Поэтому изучать звук следует во всём многообразии его сочетаний с другими звуками.

Слайд 35. С этой целью использую следующие упражнения: подбор слов, начинающихся с изучаемого звука по предметным картинкам, подбор слов, Слайд 36 (1,2,3,4,5) в которых изучаемый звук находится не только в начале слова, но и в середине, и в конце. Выделение слов, в которых встречается изучаемый звук из ряда слов. Слайд 37-39. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. При изучении букв использую художественное слово, сравнение с предметами реальной жизни. Например: буква а - двойной крючок и живот, как рюкзачок; А- палочка наискосок, палочка наискосок и одели поясок. Использую картинки. «Буква Б с большим брюшком, в кепке ходит с козырьком». Азбука в картинках. Слайд 40. При изучении начертания буквы использую объёмные буквы, что позволяет задействовать не только зрительное, но и кинестетическое восприятие. С целью закрепления образа буквы конструируем, лепим изученную букву, печатаем по трафарету. Использую игровой приём «буква потерялась», «найди букву», «допиши букву» и т.д. Слайд 41(1,2). В конце урока обязательно определяем место изученной буквы в кассе букв (заселяем букву в синий или красный дом, соответственно соседями будут гласные или согласные, звонкие или глухие).
Слайд 42. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Процесс этот сложный, вызывает большие трудности. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. В своей работе использую следующие приёмы: чтение «по следам анализа», «чтение по подобию». Слайд 43-44. Для этого изготавливаю различные слоговые таблицы. Слайд 45. При чтении трёхбуквенных слов использую прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например: га-ага, са-сам, со-сом; ха-уха, хо-ухо.

Наибольшую сложность представляет чтение прямого открытого слога. Первое чтение с каждой вновь изученной буквой осуществляется «по следам анализа». Слайд 46-48, 49(1,2,3,4.5,6).Для закрепления навыка слитного чтения рекомендуется использовать дополнительные игровые приёмы и упражнения. «Клубочек», «Бегун», «Лесенка», «Лабиринт», «Бегущая строка», «Цветок». Слайд 50. При чтении слогов, слов, предложений использую условные обозначения - точка и дуга. Точка - звук читается отдельно, дуга - звуки сливаем. Считаю, что эти условные обозначения помогают обучающимся овладевать навыком плавного чтения.

Осмысление прочитанного - это самый проблемный пункт в работе над процессом овладения чтением, как для учителя, так и для ребенка с особыми образовательными потребностями. Недоразвитие всех высших психических функций делают работу полноценного восприятия текста сложной и долгой, поэтому именно для этих детей важно овладеть некоторыми приёмами работы. На уроках обучения грамоте, как только начинается чтение слов нужно обращать внимание на формирование осознанного навыка чтения. Чтение не должно быть механическим, поэтому на каждом уроке нужно добиваться осмысления прочитанного. После прочтения слова можно задать вопрос - «кто», «что», «где», «какой», «что делает». При ответе на вопрос учащиеся либо показывают предметную картинку, либо находят этот предмет в классе, на себе, либо изображают предмет, признак, действие руками. Например, при чтении слова луна, дети протягивают руку в сторону окна, тем самым, показывая, что они знают, где находится этот предмет (при ответе на дополнительный вопрос «когда» - говорят ночью). Для того чтобы дети знали, как показать прочитанное слово, необходимо уже при первичном чтении слова договориться, как удобнее это сделать. Чтение предложений лучше выполнять с опорой на сюжетную картинку. Например, при чтении предложений «Ох, ухо!» «Ах, уха!» перед детьми выкладывается две картинки мальчик с компрессом на ухе и мальчик, который ест.

Наблюдения также показывают, что учащиеся с ограниченными возможностями не всегда могут объяснить значение слов. Использую следующие приёмы: Слайд 51. «Подбери картинку к слову», Слайд 52. «Найди ошибку», «Раздели слова на группы», «Буква заблудилась», «Кого, как зовут», «Фотограф» (обучающиеся читают 3-4 слова с доски, затем убирается одно слово, обучающиеся должны назвать слово, которого не стало) и т.д. Слайд 53. С целью развития интереса к чтению использую приём намеренного допущения ошибок: неправильно составленная схема, неправильная подпись, опечатка. Обучающимся интересно выступать в роли учителя, исправлять ошибки. Также использую приём «Что лишнее» (слово среди слогов, лишний слог (на, ла ,ша, хо), лишнее слово (сом, сыр, сыро). «Подбери слово к схеме», Слайд 54. «Составь слово используя первую букву в словах: Кот, аист, шум, акула», «Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог: колос, рота, ваза». Слайд 55. «Прочитай буквы написанные на треугольниках и узнаешь, что спрятал Незнайка».

Слайд 56. Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

На первых этапах очень сложно обучить детей ориентироваться на букварной страничке. В работе использую закладки, указки, подсказки. Большую помощь при ориентировке на букварной страничке играет визуализатор. Он позволяет обучающимся найти нужную строку, нужный столбик, картинку и т.д. На первых порах эту помощь оказывает учитель, затем в роли помощника выступает сильный ученик. Наряду с этим привлекаю обучающихся к работе в парах (сосед по парте оказывает помощь). На первых этапах обучающиеся читают слоги, слова, и только затем предложения и тексты. На первых этапах использую хоровое чтение, затем чтение по цепочке, и только затем чтение вразброс. Когда обучающиеся хорошо овладевают навыком чтения букварных текстов, использую приём контроля учащихся «Внимание». Дети следят за чтением товарищей, если он допускает ошибку, то они говорят «Внимание!» Читающий должен исправиться. Также использую разные виды чтения: «хором», «громко», «шёпотом», «губами», «про себя»- это самый сложный вид чтения.

Слайд 57. При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.

Процесс обучения письму является более трудным и отстаёт от чтения в связи с тем, что в ходе написания включается ручная моторика, на первых порах весьма несовершенная. Кроме того, сам процесс письма представляет собой сложный акт, требующий включения многих анализаторов. Однако первая трудность заключается в усвоении начертания рукописной буквы.

На уроках чтения обучающиеся знакомятся с печатной буквой, на уроках письма - с рукописной. Из практики могу сказать, что при печатании детьми буквы на уроке чтения, затем на уроке письма они начинают путать образ печатной и письменной буквы. Поэтому мы буквы не печатает, а работаем с готовыми.

Слайд 58(1,2). При ознакомлении с буквой использую анимированные буквы. Написание буквы комментируется учителем. При письме в тетрадях обязательно прописываю образец, а также прописи карандашом. В зависимости от подготовленности обучающихся прописываю от одной буквы до целой строки. Слайд 59(1,2). Перед письмом буквы в тетради использую приём конструирования. Для этого у каждого ученика имеется набор элементов букв. Для лучшего запоминания образа буквы использую объёмные буквы, изготовленные из наждачной бумаги. При отработке написания буквы, соединения буквы с другими использую интерактивную доску. Обучающимся нравится этот вид работы.

Слайд 60. В своей работе при овладении обучающимися навыком написания буквы использую «Ламинированные прописи». Эти прописи позволяют многократно писать изучаемую букву.

Упражнения в письме слогов, слов опираются на звуко-буквенный анализ спредварительной условно-графической записью, применением разрезной азбуки. Далее на основе составленной записи даётся правильный письменный образец.

Слайд 61. Более сложный вид списывания - списывание с печатного текста. Начинается оно со «списывания по следам анализа». Для выполнения данных видов работ у каждого ученика имеется касса букв.

Навык письма «на слух» начинается с записи изученных букв. Письму на слух слогов и слов на первых этапах предшествует звуковой анализ в виде условно-графической записи и составления из букв разрезной азбуки. При выполнении данного вида работы используется визуализатор. Затем учащиеся уже не составляют слова, а пишут их, опираясь на устный разбор.

Во время чистописания использую приём «Найди правильно написанную букву», «Найди лишнюю букву, и ты узнаешь, какую букву будем писать на минутке чистописания». С целью самопроверки использую приём «Подчеркни самую красивую букву».

Для осознанного формирования правильного, осознанного письма использую те же приёмы, что и при чтении.

Процесс овладения обучающимися с нарушением интеллекта навыком чтения и письма длительный, сложный и успешность этого процесса зависит от грамотно построенной работы педагога.

Слайд 62.

© 2010-2022