Урок по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык

Класс: 3 Тема урока: «Синонимы и антонимы .»

Цели урока:

Создать условия для:

-систематизации знаний о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения

признаков синонимов и антонимов, обобщения знаний об их роли в предложении. В результате чего ученик:

- применяет знания, полученные ранее;

- находит признаки синонимов и антонимов;

- знакомится с их ролью в предложении;

- развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления,

воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности. В результате чего ученик:

- развивает свою устную и письменную речь;

- учится контролировать себя, давать самооценку;

- воспитания умения работать в парах; формирования личностных качеств, таких как ответственность,

коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.

Оборудование урока: Учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс. Рабочие тетради. Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика, компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Point, печатные карточки.

1.Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Эмоциональная мотивация

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.



Прозвенел уже звонок, Начинается урок. И на парте все в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Ножки - вместе, Спинки - ровно

И к уроку все готово!

Цель: оценить свою готовность к уроку.

(дети стоят)
(дети садятся)




Вывод: готовы к уроку.






2. . Повторение изученного. Актуализация знаний: Цель: создание условий для развития регулятивных УУД .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.
( На доске буквы: г у р щ д ц)

  • Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.
  • Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
  • Эта буква обозначает гласный звук.
  • Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.
Какое слово у вас получилось?

- Что вы можете сказать об этом слове? - Какая орфограмма в этом слове?
- Подберите родственные слова. - Докажите, что это родственные слова. - (запишите их в тетради) - А как вы понимаете лексическое значение слова друг?




-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга - это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...

( Показываю этимологический словарь поясняя откуда взяла толкование этого слова)

- А какие пословицы вы знаете о дружбе

Мобилизация внимания.


Цель: подготовиться к работе на уроке. Открывают тетради, записывают число,










-Друг. -Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч. -Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука. -Парная согласная в корне слова. -Проверка друг -нет друга. -Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище. -Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение. - Лексическое значение - это то, что обозначает слово. - Самостоятельные части речи.
- Друг - это человек, с кем делишь и радость и горе. -Друг - это человек, с кем делишь и радость и горе. - Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию. - Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.








Дети читают с.43 уч.



































( вывешиваю на доску)
• Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты. • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. • Друг познается в беде.

Используется методы беседы.

3. Постановка проблемы урока.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о синонимах и антонимах,; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении синонимов и антонимов; развитие личностных УУД через развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения, языкового чутья.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.
Мобилизация внимания.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению.

- Что общего у этих слов?

- Такие слова называются …(синонимы.)


Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.
Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. - Что общего у этих слов?
- Такие слова называются …( антонимы.)




Цель: повторить слова с непроверяемым написанием.


-Приятель, товарищ. - Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. - Слова близкие по значению.







- Враг - друг. - Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. - Слова, противоположные по значению.










Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.


(Слайд №1)






Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

фронтальная беседа. 4. Введение в тему урока. Цель: создать условия для развития логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «синонимы и антонимы»; умение выделять их среди частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...);

Задача этапа: систематизировать знания учащихся, необходимые для введения данной темы.
-Вы догадались какая тема нашего урока? - Для каких целей мы будем применять в своих работах синонимы и антонимы?


Цель: оценить как усвоены новые понятия

Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.











( вставка из дет. Программы « спасение дом. Зад.» Работа с учебником: с.42 правило

5. Изучение нового учебного материала.

Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний о синонимах и антонимах; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « текстовые» синонимы и антонимы; формирование регулятивных УУД через самоконтроль. Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается выяснить роль антонимов в предложении и в речи, используя текст. - Прочитайте внимательно текст упражнения 72 с.44 Почему он так называется? А какое настроение вызывает вас осень? Найдите в тексте и выпишите из него все антонимы


-Какой вывод можем сделать об антонимах?




- Синонимы и антонимы могут встречаться как в разговорной , так и в литературной речи , могут быть как устаревшими , так и современными общеупотребительными словами



Работа по учебнику стр. 43 упр. 70 - Прочитайте. - Вставьте пропущенные орфограммы -Прочитайте внимательно выделенное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном? Как можно сказать по- другому? ( это текстовой синоним , т. е. так можно сказать о человеке , а здесь говорится о туче , какой приём использует автор?)

Форма организации: фронтальная. Введение нового материала с его отработкой.

Физминутка:

Цель: создать условия для

• мыслительной и физической разгрузки

• сохранения мотивации учения

-Выполняем движения все вместе.

Зарядка для глаз:

закройте глаза - откройте ( 2раза),

посмотрите вверх - вниз ( 3раза),

далеко - близко ( 3 раза).,

налево - направо (3 раза)

- Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала? Цель: сформулировать понятие «синонимы и антонимы».





Выполняют задания по вариантам :

  1. Выписывает существительные;
  2. Прилагательные.


( зачитывают выписанные антонимы)
Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.
Самостоятельная работа в печатных тетрадях упр. 51, 53 с.24



С.25 упр.55 ( по цепочке) устно



- олицетворение.
















Выполняют движения.






















Работа в печатной тетради упр. 51, 53




Работа по учебнику стр. 43 упр. 70



6. Закрепление учебного материала.

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);


Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий. - А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки. Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение. Маленький мир лучше … …. драки. Горькая правда лучше … …лжи. Лучше враг умный, чем друг … … .
Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.
По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ - ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ - СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ - УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН - только в непринужденном, фамильярном разговоре.
- Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно… Давайте сделаем ещё один вывод:
Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.


Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности. -Закрепление. ( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)
Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.











Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.






7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы
Деятельность учителя


Деятельность учащихся Примечание Цель: проанализировать и оценить успешности достижения цели урока.
- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить? Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной. Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях. Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

- Пришло время оценить вашу работу:

  • Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь смайлик «всё хорошо».

  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».


  • Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».

Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.

- Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.









Рефлексивное оценивание работы на уроке



Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся;























8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.


Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.


Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание Задача: подобрать домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; инструктаж по выполнению домашнего задания.

-Подвести итог, записать домашнее задание (с. 44 упр. 73)

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.



Запись в дневник домашнего задания.








На дом предполагается творческое задание, которое позволяет установить сте­пень усвоения нового материала и выявить пробелы

© 2010-2022