Урок по окружающему миру Здравствуй, Весна!

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ«Усть-Майская средняя общеобразовательная школа»


Внеклассное мероприятие интегрированного урока окружающего мира, трудового обучения

музыки

1 класс

«Здравствуй, весна!»

Учитель начальных классов

Гершевич Вера Ивановна

п.Усть-Мая

2013 г

Тема: «Здравствуй, весна!»

Цели: Дать представление об изменениях в жизни растений весной; показать связь этих изменений с неживой природой;

выявить связь между природой и человеком;

воспитывать любовь к искусству, поэзии, природе;

формировать экологические навыки;

развивать внимание, образное мышление школьников.

Оборудование: Репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»; аудиозапись пьесы «Март» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; изображения птиц; костюмы для инсценировки; цветная бумага, ножницы, клей, ватман, образцы поделок из бумаги, бумажный кораблик

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы урока

Какое время года у нас за окном?

-Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о весне.

  1. Работа по теме урока

Долго длится зимняя пора в России - уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой мы ожидаем прихода весны. Наступает весна. Но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.

Сценка «Разговор Зимы и Весны»:

автор Весна с Зимушкой повстречалися,

О здоровьице все справлялися:

ВЕСНА Ой, здорова будь, Зима снежная!

ЗИМА Бью челом тебе, Весна теплая!

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя привечают все,

Меня, Зимушку, проклинают все?

ВЕСНА Потому что ты больно лютая,

И холодная, и голодная!

Я же-теплая и приветливая!

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса оживляю я.

Побыла ты, Зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить поскорей?

УЧ. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд-заклинание весны, который справляли 22 марта, в день весеннего солнцеворота (или равноденствия)-или Нового года в природе.

-Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года!

Дети исполняют заклички, сопровождая их разнообразными движениями:

Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем:

Март, март -солнцу рад;

Апрель, апрель -откроет дверь;

Май, май -сколько хочешь гуляй!

Ау, ау, аукаем!

Весну приаукиваем!

Ребята, сегодня мы с вами отправимся встречать весну.

Полюбуйся; весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

-Слышите, какие замечательные слова? Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и понес его от стихотворения к стихотворению.

(стихи о весне)

А. Блок На лугу

Леса в дали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее

На пашне полоса,

И детские звонче

Над лугом голоса.

Весна идет сторонкой,

Да где ж сама она?

Чу, слышен голос звонкий.

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит весна.

С. Маршак

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром светятся сережки

-Многие писатели и поэты воспевали это время года. Наш поэтический ручеек вливается в музыкальный. Послушайте, как Петр Ильич Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы.

(пьеса «Март» из цикла «Времена года»

УЧ. В природе бывает три весны: весна света - март,

весна воды - апрель,

весна зеленой травы - май.

Март заступил на свой пост. В этом месяце наблюдают очень интересное явление на небе- «небесный ледоход»: низкие серые слоистые облака сменяются красивыми белыми кучевыми. Изменяется снег, появляются первые проталины и скоро пойдет лед.

(стих)

Лед идет, лед идет

Вереницей длинной!

Третьи сутки напролет

Проплывают льдины.

Синий лед, зеленый лед,

Серый, желтоватый

К верной гибели идет-

Нет ему возврата!

(беседа)

-Давайте вспомним правила поведения у реки во время таяния снега, когда лед становится хрупким.

Нельзя ходить к реке без взрослых

Нельзя ходить по льду

-Тает снег, подтаивает лед. Бегут ручьи. И наступает новый период весны, весна воды - апрель.

4.Беседа по картине

И.М.Левитана «Весна. Большая вода»

-Давайте посмотрим на эту картину. Скажите, какое время года здесь изображено и почему вы так думаете?

-Какого цвета на картине больше всего?

-Какое время суток?

-Какой день мы видим? (солнечный) Солнышка нет, но светло.

-Давайте посмотрим на березки, на их стволы. Какие они? Почему среди молодых березок художник изобразил старое дерево? О чем по вашему может рассказать старое дерево? (молодые деревья - продолжение жизни)

Левитан очень любил природу и умел показать ее так, что мы не только ощущаем ее поэтическую красоту, но и стремился ее сохранить.

5. Работа по теме урока

Учитель От весеннего тепла оттаивает почва. В почве накапливается много влаги. В народе говорят: «много снега - много хлеба»,

«Вода на лугу - сено в стогу».

-Как вы это понимаете? (согрета земля, пропитанная весенними водами - просыпаются растения. Начинается весна зелени - май.

Учитель После таяние сугробов под лучами яркого солнца, когда весенняя вода добирается до земли, какие цветы пробуждаются первыми от зимнего сна?

-правильно - подснежники Давайте послушаем как пишут разные поэты об этом прекрасном цветке:

Стих Т. Белозеров Плакала снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники-

Снегурочкины слезы.

Г.Виеру посвятил свое стихотворение дню 8марта

Мамин день

Вот подснежник на поляне,

Я его нашел.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От ее тепла.

Л. Кудрявская

Прибежал подснежник

В мартовский лесок,

Заглянул подснежник

В чистый ручеек.

И. себя увидев.

Крикнул:

- Вот те на?

Я и не заметил,

Как пришла

Весна!

- Когда расцветают подснежники? (когда растает снег и пригреет солнышко)

Учитель 1. Ребята, а почему подснежников с каждым годом становится всё меньше и меньше? ( люди рвут их весной)

стихотворение Т. Собакина.

Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвёшь цветок,

Если все: и Я, и ТЫ-

Если МЫ сорвём цветы

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только Я и ТЫ

Если МЫ сорвем цветы.

Учитель Вестниками весны являются птицы. Не зря в народе говорят: «Увидел грача- весну встречай». А какие птицы прилетают в наши края весной? Вы узнаете об этом, отгадав загадки.

Он вступает перед нами,

Как молодой весны гонец

Он рад видеться с друзьями!

Ну, а зовут его… (скворец)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. ( стриж)

Что за весенняя чёрная птица

Трактору чуть ли на нос садится?

Кто там за лугом носится вскачь? (грач)

-А еще, какие птицы прилетают к нам весной? (водоплавающие: утки, чайки. Кулики)

Не только цветы, но и насекомые

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

И земля без зверей не земля.

Учитель Пришла весна. А как же провели зиму лесные зверушки?

Посмотрим сценку

Ёж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас себе так хорошо чувствую - будто не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала - одними мышками питалась, ну и изредка кур посчитывала в соседней деревни. А ты что кум такой худой?

Волк. Будешь худ с такой едой - я не ел четыре дня. Увидал обед у пня, а обед во все лопатки припустился от меня. Вот несчастье, вот беда - быстроногая еда.

Лиса. Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

Медведь. Без работы, без тревоги спал медведь в своей берлоге, спал всю зиму до весны.

Еж. И, наверно, видел сны?

Медведь. Вдруг проснулся косолапый, слышу - каплет- вот беда! А темноте пошарил лапой и вскочил - кругом вода!

Еж. Заспешил медведь наружу

Медведь. Заливает! Не до сна!

Еж. Вылез он и видит лужи, тает снег… пришла весна.

6. Обобщение знаний по теме

Учитель Мы сегодня много говорили о признаках весны в природе, о том, какие цветы появляются первыми, какие птицы прилетают весной в наши края.

А теперь давайте поиграем. Слушаем внимательно и если я называю правильные признаки весны, вы хлопаете в ладоши.

Медведь спит в берлоге

Белка запасает пищу

Тает снег

Мороз

Жарко

Ледоход

Опадают листья

идут дожди

метут метели

ярче светит солнце

солнце светит, но не греет

земля покрыта снегом

Появились почки на деревьях

журчат ручьи

7. Самостоятельная работа.

Учитель

А итогом нашего занятия станет работа, которую мы выполним вместе. Каждой группе будет дано определённое задание. Выполнив это задание, вы формируете картину, которую мы назовём «Здравствуй весна!».

На доске вывешивается лист ватмана. Ученики делают из цветной бумаги траву, цветы, тучки, солнце, деревья, птиц.

На предыдущих уроках труда дети знакомились с техникой выполнения различных видов аппликаций. Во время работы тихо звучит музыка.

Любите природу,

Все люди планеты.

Не дайте погибнуть-

В одной все семье мы!

Любите ромашку,

Кувшинки и мяту

Любите касатку,

Улитку и галку!


© 2010-2022