Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка (обучения грамоте) в 1 классе Тема: «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова). Цель: знакомство с признаками «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конные слова; становление орфографической зоркости; развитие фонематического слуха; воспитывать культуру учебного труда. Задачи: наблюдать за буквами, обозначающими парные по глухости-звонкости согласные; наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков на конные слов; формулировать с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам, т.к. на их месте есть выбор букв для их обозначения; рассказывать по таблице «об опасностях письма». УУД: Личностные: положительное отношение к урокам обучения грамоте (Л-1); интерес к работе, к выполняемым заданиям (Л-2). Регулятивные: Узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия (Р-1); коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия (Р-2); оценивание совместно с учителем результата своих действий (Р-3). Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную; (П-1.) осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение, группировку, классификацию по указанным и коллективно выявленным параметрам; моделировать, конструировать, совместно делать умозаключения, обобщения; (П-2.) Коммуникативные: участвовать в коллективной беседе, соблюдать правила общения; (К-1) (проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К-2)

Ход урока:


Этапы


Деятельность учителя

УУД

Деятельность детей Ориентировочно- мотивационный
Слайд 1 Настроить детей на хорошее настроение на уроке. Орешек знаний тверд, но все же Мы не привыкли отступать. Вам расколоть его поможет Желанье сильное все узнать. - Сначала садятся те ребята, чье имя начинается с гласного звука, затем - с согласного твердого, а теперь - с согласного мягкого. Л-1




Садятся на свои места с учетом задания. Речевая разминка
1. Массаж - Работу на нашем уроке как всегда я предлагаю начать с массажа. 2. Фонематическая гимнастика

(задавать вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал только отдельный звук)

Как жужжит жук? Ж-Ж-Ж

Как паровоз выпускает пар? Щ-Щ-Щ

Как зудит комарик? 3-3-3

Как рычит мотор? Р-Р-Р

Как шипит змея? Ш-Ш-Ш

Как выходит воздух из надувного шара? С-С-С 3. Работа над скороговоркой.

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома. Л-2
Выравнивание знаний.





























слайд 2. - Мы с вами на уроках обучения грамоте постоянно открываем секреты русского языка. - Какой секрет о некоторых звуках мы открыли на уроках обучения грамоте? - А каким звукам нельзя доверять? - Когда мы им не доверяем? - Почему им нельзя доверять? - Вспомним по таблице. Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаа е [Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаа] о [и] и Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словая - Значит, что мы делаем в словах, когда слышим безударные гласные звуки [а], [и]. - Какой вывод мы сделаем: безударным гласным нельзя доверять, т.к. можно написать не ту букву. Допустить ошибку. 3. - Мы повторили знания об «опасностях письма» на месте безударных гласных. - А теперь посмотрим это на конкретных примерах. - Вы все знаете, что такое ананас и арбуз. - Послушайте предложение вслушиваясь в звуки слов, скажите: какой гласный звук чаще всего повторяется. (произнести соблюдая нормы орфоэпии). Арбузы и ананасы - плоды. - Можно ли ему доверять? - Прочитаем эту запись с доски и ваших листочков: сначала как написано, а теперь так, как говорим. - Сравним, если звук и буква совпали, ставим «+», если не совпали «-». - Сделаем еще раз вывод: там, где безударные гласные, всегда есть «опасности письма», т.к. на месте одного и того же звука бывают разные буквы. П-1

Им нельзя доверять.
[а] [и] Когда они безударные. Потому что безударные звуки посылают вместо себя на письменную работу другие буквы.
Отмечаем их как опасные места.








Самый частый звук [а].
Нет.


Дети ставят «+» или «-».

Физминутка. Чебурашка. К-3 Создание проблемной ситуации. Постановка темы урока.
слайд



слайд 1. - А как вы думаете, только ли на месте гласных звуков есть «опасности письма»? - Нет ли их на месте согласных звуков? - Так, как вы думает, какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке? 2. - Правильно, мы сегодня откроем еще один секрет нашего языка. Узнаем, есть ли «опасности письма» на месте согласных звуков. Р-1


Есть ли «опасности письма» на месте согласных звуков. Операцио нально-испольни тельный.












































слайд
































слайд











1. - Произнесите еще раз слова арбуз, ананас. - Выделите последние звуки в этих словах. - Дайте им характеристику. (на доске) Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце слова - К какой группе согласных относится согласный звук [с]? - Тогда, могу ли я оба этих наших звука обозначить одним вот таким значком? Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце слова
Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце слова
Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце слова
Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце слова
Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце слова
- А теперь посмотрим, как пишутся эти слова. (на листочках). - Какой буквой обозначили согласный звук [с] в слове ананас? - А в слове арбуз? (на доске) Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словас
Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаз - Какими же буквами может обозначаться при письме парный согласный [с], у которого есть звонкая пара? - Посмотрите на схему, когда так бывает?
- Как вы думаете, можно ли доверять на письме такому звуку и писать так, как слышим? Почему?
- Какой же вывод мы с вами можем сделать: на месте согласных звуков бывают «опасности письма»? - Как это показать на нашей схеме? - Я предлагаю поступить так. Раз мы говорим об опасностях допустить ошибки, как и на месте безударных гласных, то не придумывать новый знак, а воспользоваться тем, который уже есть, - такой как сигнал светофора, «маячком». Согласны? - Как же завершим нашу схему? Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаЗ Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце слова Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце слова Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце словаС Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце слова
- Только, ставя сигнал, будем ещё раз определять, когда на месте согласных есть «опасности письма», а именно «опасность» есть тогда, когда этот звук глухой парный, потому что у него есть звонкая пара; когда такой звук находится на конце слова. Вывод: «опасность» есть тогда, когда этот звук глухой парный, потому что у него есть звонкая пара, когда такой звук находится на конце слова. П-1 П-2 К-1
[с] [с] Звуки согл., тв., оба глух. Обозначают один и тот же звук.
ОКонспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце слован глух. и парный. Конспект урока по обучению грамоте (с презентацией) Опасности письма на месте парных согласных на конце слова
Можно, т.к. этот звук относится к парным.





Буквой «эс».
Буквой «зэ».



Буквами «зэ» и «эс».
Когда звук находится на конце слова. Нет. Можно допустить ошибку. Написать не ту букву. Да.
У детей вопрос. Поставим точку под знаком парного согласного звука и под буквами.












Физминутка. Смешной человечек. К-3 Этап применение знаний










слайд




















слайд 1. - Откроем букварь. - А теперь давайте посмотрим, так ли выглядит обозначение «опасных мест» на месте согласных у авторов учебника? - Уточним, какое задание мы будем теперь выполнять, когда нам встретится вот такой значок? (на слайде). - Прочитайте задание авторов, данное над столбиками слов. - Как будем его выполнять? 1. Прочитаем так, как написано. 2. Теперь так, как говорим. 3. Слушаем согласный на конце слова. 4. Посмотреть на букву и узнать: они такие же, как звуки или нет. (выполняем задание: слова в столбиках читаем, отмечаем «опасные места»). После выполнения задания учитель делает вывод: на конце слова всегда произносим глухой согласный (если он парный), а буквы могут быть разные - иногда такие, как звук, а иногда другие - звонкого согласного звука. 2. - Ребята, а как вы думаете, только ли звуку [с], который может обозначаться буквами «зэ» и «эс» нельзя доверять? - Есть ли «опасные места» на месте других парных согласных звуков? - Для этого выполним задание «Наблюдай за звуками и буквами». - Обращаем внимание на последние звуки в парах слов. (каждый раз делается вывод: звуку [ ] нельзя доверять, т.к. он может обозначаться разными буквами. Заполняем таблицу). Л-2 Р-2



Искать и отмечать «опасные места» среди парных на конце слова.


Дети отмечают «опасные места» в словах, следуя плану.







Выслушать ответы детей. Рефлексивно-оценочный
- Подведем итог нашего урока. М (мизинец) - Какие знания, опыт, вы сегодня получили? Б (безымянный) - Что мы сегодня делали и чего достигли? С (средний) - чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников? У (указательный) - Что вы сегодня сделали для своего здоровья? Б (большой) - Какое у вас настроение? Р-3


© 2010-2022