- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие творческих способностей младших шкоольников
Развитие творческих способностей младших шкоольников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Путилова А.А. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
« Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
Для решения цели и задачи развития творческих способностей младших школьников нужно учитывать и исходные принципы:
1. Знания - фундамент творчества, так как творческая деятельность
ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний.
2. Строгий отбор учебного материала.
3. Многократность повторения по-разному организованного изуча-емого материала.
4. Разностороннее развитие ученика.
5. Формирование устойчивого интереса к учению.
6. Обучение грамотному выполнению заданий.
7. Постоянный контроль .
8. Индивидуальный подход.
9.Мотивация, самоактуализация
Иерархия потребностей по Маслоу (1968):
-биологические и физиологические потребности;
-безопасность;
-чувство принадлежности и любви - семья, взаимоотношения, сотрудничество;
-потребность в уважении;
-Самовыражение-личностный рост и самореализация. Программа развития личности, интеллектуальных и творческих способностей. Первая ступень
1)определение уровня творческого развития детей при поступлении в школу.
2)Изучение психических особенностей младшего школьника.
3)Обеспечение базового уровня знаний.
Вторая ступень - изучение мотивации обучения. Определение возможностей дальнейшего индивидуального развития учащихся.
Третья ступень - диагностика интересов. Профессиональная ориентация личности учащихся. Учет мнения родителей.
Система упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников
-
Постоянно и беспрерывно изучать труды: общепедагогические, дидактические, методические, логические, психологические и другие, которые вообще помогают учителю достигнуть высшего развития.
-
Учитель должен изучить и определить реальные возможности учащихся в зоне ближайшего (потенциального) развития и на этой основе строить дальнейшую работу на уроке
-
Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.
-
Проблема формирования творческих способностей в рамках средней школы усложняется самой ситуацией учебного процесса, которая предполагает для всех единое задание, стандартные алгоритмы подходов в решении задач. Необходимо введение в учебный процесс минуты творчества, на которых учащиеся безбоязненно могут фантазировать, сознательно искать нестандартные решения, соревноваться друг с другом в образном восприятии или воспроизведении происходящего.
-
Целеобразование, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, обобщение.
-
оставление задач по рисунку, о предметах в классе, о воображаемых вещах, решение задач шуток, что дает возможность включения учащихся в посильную творческую деятельность.
-
Творческие работы учащихся
-
Игровую форма (дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, составляют интересные задания для устного счета, волшебные квадраты) , викторины, загадки, предметные олимпиады
-
Специально выделенный урок один раз в неделю. Я веду кружок «Юный исследователь» раз в неделю. Достоинством такой формы является, прежде всего, достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Такие занятия отличаются тем, что ребенку предлагается задание не учебного характера, занятия принимают форму игровой деятельности, где ученик сам оценивает свои успехи, что создает положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания
Учить творчеству - это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд - самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности.
Мне хочется выделить некоторые рекомендации для стимулирования творчества:
- предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;
- воздерживаться от оценок;
- учить детей замечать противоречия;
- помогать детям, видеть аналогии;
- учить детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;
- преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;
- доверяться догадке, интуиции;
- воспринимать новшества и изменения, не противиться им;
- развивать потребность в учении и самообразовании;
- одним из условий в организации творческих учебных занятий Важным приемом и условием развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, принять нестандартную ситуацию. «Удивление - это начало творческого отношения к миру»
Ребенок - не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты.