Использование инновационных технологий в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование инновационных технологий в начальной школе

«Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.» Б.Т. Лихачёв. В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновации, со стремлением человека реализовать себя, и свои идеи. Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока в современной школе и современный учитель - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Сейчас перед учителем открываются широкие возможности применения компьютерных презентаций, применение иных электронных ресурсов, возможностей Интернета, всё это является гарантом эффективности учебного процесса. Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников. При этом содержание образования рассматриваем не только как стандартный набор ЗУН, но также как совокупность общественно значимых компетенций и реализации личностных образовательных интересов. Изменения должны быть достаточно большими, чтобы серьезно изменить ход учебного процесса. Уже в начальной школе детей необходимо учить: алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, самостоятельной постановке задач, выбору эффективных инструментов, оценке качества собственной работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования, умению работать в коллективе. В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями обучающихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Основными направлениями нашей работы при использования ИКТ являются: - дистанционные олимпиады и конкурсы; - телекоммуникационные проекты; - уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, докладов обучающихся. Практика использования ИКТ позволяет сделать следующий вывод: использование ИКТ на уроках имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением: 1. Современность и актуальность учебного материала. 2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала. 3. Эстетичность и наглядность. 4.Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы. 5. Обучение через игровую или практическую деятельность. 6. Повышение интереса обучающихся к учёбе. 7. Более чёткая организация деятельности учителя. Организация исследовательской деятельности младших школьников. В эпоху информатизации общества особое значение приобретают умения собирать информацию, обрабатывать её для личного пользования, умение выдвигать гипотезы и проводить исследования. В настоящее время одним из основных путей развития творческих способностей и одаренности учеников считается организация исследовательской деятельности учащихся. В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. При организации научно-исследовательской деятельности меняется функция педагога: он перестаёт быть основным источником информации для учеников, становится координатором их собственной познавательной деятельности. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Необходимо учить видеть проблему и самостоятельно искать пути её решения. Учёные отмечают, что научная ценность исследовательской работы школьников относительно невелика. Однако она важна для самих учащихся, как более высокая ступень в самообразовании. Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками возможна как на уроках, так и во внеурочное время. Конечно, в рамках урока невозможно провести полноценное исследование, но вполне реально отрабатывать отдельные этапы исследовательской работы. Например, вопрос «Как вы думаете…?» учит детей выдвигать гипотезы по различным вопросам , на разных уроках. Работа со словарями, хрестоматиями, Интернетом - это сбор информации по теме. Опыты на уроках окружающего мира и технологии это экспресс-исследование, в ходе которого учащиеся приобретают новые знания практическим путём. Одной из форм приобщения младших школьников к элементарной исследовательской деятельности являются экскурсии в природу, которые могут быть проведены как на уроках, так и во внеурочное время. Основным методом познания при проведении экскурсии является метод наблюдения. Особое место в учебниках второго поколения занимает проектная деятельность. Уже с 1 класса учащиеся выполняют проекты по разным дисциплинам. Например, «Математика вокруг нас» - создание мини-книги с пословицами и поговорками, в которых есть числа, или «Моя семья» - альбом с рисунками и фотографиями о своей семье. Уже несколько лет мы занимаемся учебными исследовательскими проектами младших школьников. Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом обучающиеся участвуют в самых разных видах исследовательской работы. На конкурсах научных проектов школьников в рамках Малой академии наук школьников мои ученики занимают призовые места. В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день. Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм из компонентов системы образования. Проектный подход применён к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен, когда ребята открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Я, как и другие педагоги начальной школы, стараюсь учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. И передо мной, как учителем начальных классов, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий. Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я стараюсь отбирать наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий. Также в преподавании окружающего мира, литературного чтения использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Благодаря применению данной технологии на уроках литературного чтения и музыки, музыки и изобразительного чтения ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний. Сейчас очень востребованы в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта. Однако основной организационной формой образовательного процесса остаётся урок. И только в том случае, если здоровьесберегающим станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. Чтобы сделать учение интересным, развивать творческую активность и способности детей, необходимо создать в классе такие условия, чтобы ребенок самостоятельно искал путь к знаниям, подходил к решению задач творчески. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результат. При разработке уроков обращаю внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдая принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использую дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей, включаю выполнение творческих заданий на различных этапах урока. Элементы занимательности, игра, использование логических игр и упражнений, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал, развивает творческую активность младших школьников. Применение технологии проблемного обучения учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы, что является важнейшим фактором роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. Активно применяю метод моделирования: устанавливается соответствие между предметными, вербальными, графическими, схематическими и символическими моделями. Широко использую метод сравнения. Иногда сравнение выступает как самостоятельная проблема, а то и помогает глубже понять предметы и явления. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие предметов и явлений по определенным признакам. В начальной школе работаю уже 28 лет и за годы практики могу с уверенностью сказать, что для стабильности качества и обученности учащихся необходимо использовать в своей работе различные инновационные технологии, а так же различные формы и методы обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста. Детей необходимо научить не только правильно усваивать полученную информацию, но и научить самостоятельно ее добывать. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.











Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. 2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. - Журнал «Начальная школа» №1, 2008. 3. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1987. 4. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе 5. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.







5


© 2010-2022