- Преподавателю
- Начальные классы
- Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений
Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дьячкова С.В. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений.
В статье рассматривается проблема общения учащихся с учебниками риторики, анализируются особенности учебных пособий по риторике и определяются их возможности в организации общения школьников, в формировании у них необходимых коммуникативно-речевых умений.
Ключевые слова: риторика, учебники, общение, коммуникативно-речевые умения, язык учебника, обратная связь и мотивация, эмоции, коллективно-расспределённая деятельность. «…современная риторика - самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи - обучение умелой, искусной, а точнее - эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики - обучение эффективному общению, человек, который общается.… Эффективное общение - это общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана»[7,с.212]. Основной целью изучения риторики в школе является обучение эффективному общению, что предполагает формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений. Поэтому при изучении этого предмета учебник должен быть одним из главных средств достижения основной цели данной дисциплины. И, на наш взгляд, авторам учебных пособий по риторике (Ладыженская Т.А. и др. «Риторика в рисунках и рассказах» 1-4 классы)[2-6]удалось создать учебник, который обеспечивает реализацию этой цели. Проблема общения школьников с учебниками ставится и решается в исследованиях различных авторов. Так, Граник Г.Г. и Борисенко Н.А. рассматривают проблему общения школьника с современными учебниками по русскому языку[1,с.3]. Они называют учебником нового типа учебник, который отвечает всем требованиям создания условий, реализующих одну из главных потребностей человека - потребности в общении и рассматривают целый ряд аспектов, связанных с решением названной проблемы: язык учебника, обратная связь и мотивация, эмоции и их роль в обучении русскому языку, коллективно-распределённая деятельность. Опираясь на предложенные авторами подходы, проанализируем особенности учебных пособий по риторике и определим их возможности в организации общения школьников, в формировании у них необходимых коммуникативно-речевых умений. Любой учебник, несомненно, выполняет свою коммуникативную функцию, то есть является источником информации. Но необходимо отличать общение от коммуникации, хотя между ними, конечно, есть общее: и то, и другое - взаимодействие, передача какой-то информации. Но есть и принципиальное различие в содержании этих понятий. Коммуникация - это передача сообщения другому объекту, но как объекту, потому что он интересен как адресат, получатель, реципиент. При этом не предполагается равенство общающихся, передавать информацию можно вообще, не ориентируясь на какое-то конкретное лицо, безадресно, вообще всем. Коммуникация чаще всего ассиметрична, в ней практически невозможен диалог. Главной целью коммуникативного акта является процесс передачи информации. Коммуникация не обязательно предполагает духовную связь. «Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания»[8,с.122]. Одним из основных свойств общения является диалог. В диалоге общающиеся стороны всегда являются равноправными, равноценными субъектами. Целью диалогового общения становится установление общности, контакта, общего смысла разговора. Общение всегда связано с приобщением к ценностям, которые переживаются вместе. Это ещё и духовный контакт, который осуществляется в учебнике по риторике через содержание курса риторики, в основе которого лежит нравственная составляющая, отражённая в программах как риторическая идея, например: «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой). Рассмотрим более подробно те компоненты учебника, которые обеспечивают развитие у школьника способности общаться.
- Язык учебника .
-
Чтобы твою просьбу выполнили:
-
говори вежливым тоном
-
используй волшебные слова
-
смотри на собеседника
-
объясни свою просьбу
-
помог другому
Слушал выразил своё отношение
внимательно узнал о чём-нибудь новом, интересном
Или рекомендация-вывод.
Эти добрые советы помогают учащимся выработать алгоритм своей речевой деятельности, стать ориентиром их речевых поступков. В учебниках вопросы и задания опираются на материал, знакомый учащимся, связанный с их личными отношениями в семье или школьной жизни. Ребёнку легко проанализировать свой опыт, полученный в близкой ему среде. Приведём пример таких вопросов и заданий. Кому - кто адресат - адресант Когда тебя мама утром будит, кто отправитель, а кто получатель информации? Когда ты отвечаешь в классе урок, кто тебя слушает, кто твой адресат? Слушаем на уроке Как ты думаешь, нужно ли на уроке слушать ответы других ребят? Почему? Как видно из приведённых примеров, вопросы становятся не только способом активизации учебной деятельности школьников, но и средством взаимодействия с ними. Они формулируются по-доброму, с учётом опыта и возможностей учащихся. Каждый урок начинается с проблемного вопроса. Учебник не сообщает учащимся готовой информации, а предлагает подумать, поработать с текстом, выполнить задание, обращённое к личному жизненному опыту младшего школьника, ориентирует их не на зубрёжку, а на понимание риторических ситуаций, понятий, терминов. Проиллюстрируем сказанное примером. Вежливая просьба Наверное, тебе уже приходилось о чём-то просить - о серьёзном, большом или, может быть, о пустяке? Всегда ли выполняли твою просьбу? Не приходилось ли тебе слышать такие слова: «И попросить-то толком не умеешь!»? Эти примеры, как представляется, хорошо иллюстрируют реализацию интересного равноправного диалога автора учебника и ученика, что стимулирует у школьников возникновение познавательного интереса к изучению темы.
- Мотивация изучения риторики при работе с учебником
УченикСодержание общения автора учебника и ученика схематично можно представить следующим образом:
Герои сказок, рассказов, стихов, мультфильмов, кинофильмов
Интересные люди
Риторик, Оля, Коля
Автор
Так в упражнении №61 [3, с.49] предлагалось учащимся рассмотреть рисунки и прочитать диалог.
- -Мальчик, уступи место бабушке, - сказала девочка.
- Развитие эмоциональной сферы школьников с помощью учебника
- Не запутайся в звуках!
- Произноси правильно!
ТÁЛ
МÉТРСанти Деци Квар Кило Эти шрифтовые выделения помогают учащимся обратить внимание на сложности, связанные с правильностью произношения, формированием относительной нормы. Таким образом, оформление учебника, введение в его содержание ярких иллюстраций, различных способов дифференциации изучения материала с помощью цветовых и шрифтовых выделений, рисунков, таблиц и схем, обеспечивающих усвоение инструментальных знаний, текстов с ярко выраженной эмоциональной окраской позволяет развитию эмоциональной сферы школьников, сделать стойким проявление интереса к предмету.
- Роль учебника в организации коллективно-распределённой деятельности.
Слово _______________________________
Слово _________________________________
С помощью слова можно_________________
_______________________________________
Учащиеся, выполнив несколько подобных упражнений, постепенно самостоятельно приходят к выводу, чему учит риторика и почему необходимо изучать риторику. Работу по учебнику риторики нельзя рассматривать как одну из составных частей урока. Этот учебник - активный участник коллективно - распределённой деятельности, именно вокруг него разворачивается всё, что происходит на уроке. В первую очередь учебник отвечает за понимание и усвоение учебного материала учениками, за выработку у них речевых умений. И результаты этого усвоения учащиеся могут продемонстрировать прямо в учебнике в письменной форме, а также в устной форме, выступая перед своими одноклассниками. Учитель руководит взаимодействием между участниками педагогического процесса. Высвобождая творческие силы учителя, учебник позволяет ему организовывать разнообразные выступления, рассуждения учеников, в ходе которых формируются коммуникативные умения школьников, развивается их устная речь, снижается страх перед ответом. Изменяется позиция и ученика в классе: «из пассивного объекта педагогического воздействия ученик становится активным соучастником совместной деятельности с учителем и товарищами по классу» [10,с.251]. Таковы особенности современных учебников по риторике для учащихся начальной школы, которые обеспечивают целенаправленную работу над формированием коммуникативно-речевых умений. Литература
- Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Особенности построения учебников нового типа, позволяющих реализовать функцию общения./ / Русский язык в школе. - 2011. - №4. -С.3-8. -2011. - №5. - С.3-7
-
Ладыженская Т.А. , Ладыженская Н.В. ,Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина Г. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс ч.1,ч.2 - М.:Баласс,2006.- по 64 с.: ил.
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учеб. тетр. для 2 кл. Ч.1 - М.: Баласс,1999. - 96 с.
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учеб. тетр. для 2 кл. Ч.2 - М.: Баласс,1999. - 96 с.
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учеб. для 3 кл. - М.: С-инфо, Баласс, 1995. - 208 с.: ил.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учеб. тетр. для 4 кл. - М.: Ювента, Баласс,2004. - 192 с.: ил.
- Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. - 528 с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - Изд.2-е, испр. и доп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. - Флинта, Наука, 1998. - 312 с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.,1987.
- Скаткин М.Н. Проблема учебника в современной дидактике // Справочные материалы для создания учебных книг / Сост. В.Г. Бейлинсон. - М.,1991.