Урок по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру

Муниципальное образовательное учреждение

«Лицей города Вольска Саратовской области»








ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Образовательная Система «XXI ВЕК»




учителя высшей квалификационной категории

Макаровой Любови Ивановны




2010 - 2011 уч. год.

«Первое знакомство со звёздами».

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: «урок-эврика» () Цель: учащиеся должны получить представление о звездах, созвездиях, солнечной системе.
Задачи:

  1. Сформировать у детей элементарные представления о звездах, созвездиях, о Солнечной системе.
  2. Содействовать интеллектуальному развитию учащихся: развитию познавательного интереса, речи, памяти, мышления, внимания.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантность, формировать культуру речи.

Необходимые ресурсы:
  • Затемненный класс.
  • Компьютер - 1 шт.
  • Мультимедийная установка - 1 шт.
  • Проектор - 1 шт.
  • Презентация к уроку - 1 шт.
  • Колонки для звука - 1 комплект.
  • Карта звездного неба - 24 для каждого ученика небольшие на парте.
  • Карта Солнечной системы.
  • Звезды каждому ученику по 2 большие: голубого и красного цвета.
  • Звёзды для групповой работы по проекту - в конвертах разного цвета и размера.
  • «Рабочий лист» - по количеству учащихся каждому.
  • Изображение Барона Мюнхгаузена.

Учебный комплект:
  1. Учебник «Окружающий мир» - 2 класс, Н.Ф. Виноградова.
  2. Рабочий лист «Листок исследователя».











Ход урока.

  1. Организация класса.
Дети зашли в класс. Стоят.
  • Здравствуйте. Я рада вас видеть.
  • Меня зовут Любовь Ивановна.
  • Я проведу у вас урок окружающего мира.
  • Садитесь.

Окна кабинета затемнены. Через проектор на потолок выносится слайд 1 «Звездное небо» из м/ф «Умка» на фоне музыки «Колыбельная медведицы».
  • В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели на небо и удивлялись: над их головами в вышине сверкали бесчисленные точки.

  1. Актуализация знаний.
Включается свет.
  • Ребята, а что за точки на «небе» увидели вы? (Это звезды).
  • Так что же видели наши предки каждую ночь? (Звезды).
  • Почему сейчас их не видно? (Они исчезли, так как появился свет, наступил день…Днем мы не видим звезды на небе, потому что атмосфера Земли рассеивает солнечный свет и делает дневное небо очень ярким. А на этом ярком фоне теряются звезды, ведь они находятся очень далеко и до нас доходит лишь очень маленькая часть излучаемого ими света.)
  • А знаете ли вы, какая наука изучает звезды? (Астрономия - наука, изучающая звезды.)
  • Звёзды с давних времён помогали указывать правильный путь мореплавателям, путешественникам и даже птицам, которые улетали на юг.
  • Люди, занимающиеся сельским хозяйством, по звездам узнавали, плодородным ли будет год.

  1. Постановка темы и цели урока, определение плана работы.
    1. Создание проблемной ситуации.
Появляется Барон Мюнхгаузен.
  • Ребята, как зовут этого сказочного героя? (Барон Мюнхгаузен).
  • Барон Мюнхгаузен на пушечном ядре летал в космос. Он утверждает, что все звезды одинаковые.
  • А вы с ним согласны? (Дети высказывают).
  • Так на какой вопрос мы хотим найти ответ? (Дети высказывают). (или Какое противоречие у нас возникает?)

  1. Постановка проблемного вопроса.
  • Одинаковые ли звезды?
На доске открывается проблемный вопрос.
  1. Формулирование темы урока.
  • Назовите тему урока? («Знакомство со звездами»)
Открывается тема урока на доске.
  1. Составление плана работы (слайд).
  • Сегодня на уроке:
  • Вы узнаете «Что такое «звезда»?»
  • Станете создателями «звездного неба».
  • Побываете в «Солнечной «семье».
  • В этом нам поможет «Листок исследователя».

  1. Открытие новых знаний.
  1. Понятие «звезда». Открытие знаний на основе полученной информации.
  • Положите его перед собой.
  • Найдите первое задание.
  • Прочитайте текст.
Читают.
  • Кто готов, покажите фонарик.
  • Выполните задание к тексту.
  • Поднимите руку, кому не понятно задание.

Задания даны по рядам, читаются одновременно, самостоятельно: 1 ряд.
  • Прочитайте текст «Звёздное небо».
«В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звёзд. Они кажутся нам маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезда - это огромный раскаленный газовый шар, похожий на Солнце. А самая большая звезда, которая появляется самой первой в небе называется Полярная звезда. Она всегда указывает на север.» Найдите и подчеркните в тексте предложение, в котором сказано, что такое «звезда», а также какая звезда указывает на север?
2 ряд.
  • Прочитайте текст «Звёзды имеют разный цвет».
«Звезды бывают самые разные: сверхгиганты, гиганты и карлики. Голубые и белые звёзды - самые горячие, жёлтые звезды - теплые, а оранжевые и красные - наиболее холодные. Но даже самые холодные звезды горячее любого раскаленного металла.» Найдите в тексте, какие бывают звезды по размеру?
3 ряд.
  • Прочитайте текст «Звёзды имеют разный цвет».
«Звезды бывают самые разные: сверхгиганты, гиганты и карлики. Голубые и белые звёзды - самые горячие, жёлтые звезды - теплые, а оранжевые и красные - наиболее холодные. Но даже самые холодные звезды горячее любого раскаленного металла.» Найдите в тексте, какие бывают звезды по цвету, от чего это зависит?
Индивидуально-парная работа.
  • Прочитайте текст «Сколько звёзд мы видим в небе?».
«Многие звезды человек для своего удобства объединил в группы - созвездия - и каждому присвоил название. Ведь легче найти созвездие, чем одну звезду.» Найдите и подчеркните в тексте ответ на вопрос «Как называются группы звезд?».
  • Кто выполнил задание, покажите «фонарик».
  • Пришло время узнать, какие открытия вы сделали.
  • Обратимся к 1 ряду.
  • На какой вопрос вы искали ответ? (читают)
  • Ваш ответ.
  • Обратимся ко 2 ряду.
  • Что нужно было найти вам? (читают)
  • Ваш ответ.
  • А что значит «сверхгиганты», «гиганты» и «карлики».
  • А на какой вопрос искал ответ 3 ряд? (читают)
  • Ваш ответ.

Микроитог работы по рядам.
  • Так прав ли был Барон Мюнхгаузен, когда сказал, что все звёзды одинаковые?
  • По каким же признакам можно различать звезды? (По цвету, по размеру, по температуре).

Микроитог индивидуальной работы.
  • Давайте послушаем ребят, которые получили задание от Барона Мюнхгаузена.
  • Прочитайте вопрос.
  • Давайте ответим.

После того, как все ответили, учитель обращает внимание детей на книгу, показывая ее:
  • Те ребята, кого особенно заинтересовали звезды и созвездия, могут обратиться к книге «Звёзды», автор которой профессор Хейнц Хабер.

  1. Решение проектной задачи: «Звёздное небо» (на фоне музыки «Париж-Франция-Транзит»).

Заранее, перед уроком раздать заготовки созвездий (Лебедь (1 большая звезда, 7 средних звезд, 4 маленьких), Большая медведица (7 звезд средней величины), Маленькая медведица (7 маленьких звездочек), Дракон (1 большая, 1 средняя, 13 маленьких), Жираф (2 средние, 2 маленькие), Рысь (2 средние, 2 маленькие)).
  • Ребята, сегодня у вас есть уникальная возможность стать создателями звездного неба.
  • Для этого разделимся на группы.
  • Не вставая с мест, ребята за первыми партами повернитесь ко вторым, сидящие за третьими партами повернитесь к четвертым.
  • Возьмитесь за руки.
  • Протяните их в центр.
  • У вас получилась маленькая звездочка.
  • А теперь сделайте большую звезду.
  • Улыбнитесь друг другу.
  • Я желаю вам удачи в совместной работе.
  • Положите перед собой модели созвездий.
  • Составим план нашей работы и распределим обязанности в группе:
    • Перед вами 4 конверта. Возьмите каждый по одному.
    • Поднимите конверты со звездами.
    • Вам нужно прикрепить их к макету созвездия по указанным цветам.
    • У кого конверт с письмом, прочтите его. Подготовьтесь рассказать о своем созвездии.
  • Приступите к работе.
  • Кто не понял, обратитесь к плану в «Листке исследователя».
Включается музыка «Париж-Франция-Транзит».
Письма: 1. «Наше созвездие «Малая Медведица». В нём находится Полярная звезда.» 2. «Наше созвездие «Большая Медведица». Семь звёзд созвездия составляют фигуру, похожую на ковш с ручкой.» 3. «Наше созвездие «Дракон». В нём есть звезда - точная копия нашего Солнца.» 4. «Наше созвездие «Лебедь». Самая яркая звезда в созвездии относится к голубым гигантам.» 5. «Наше созвездие «Жираф». Это большое тусклее созвездие Северного полушария». 6. «Наше созвездие «Рысь». Лучше всего его видно зимой.»
Выполняют работу в группах. Дифференцированный подход заключается в том, что, несмотря на то, что задание одно, заготовки у ребят разные. Некоторым учащимся достаются макеты созвездий, где необходимо сделать созвездие полностью (рысь и жираф), а некоторым только доделать. После выполнения работы. На доске вывешивается ткань - «небо» с названиями созвездий, на которое ученики прикрепляют свои модели.
  • Заканчиваем.
  • Садитесь на свои места.
  • А теперь давайте расположим модели созвездий, которые у вас получились на небо, чтобы оно стало ясным и Барон Мюнхгаузен смог по нему путешествовать дальше.
  • Попросим первую группу (Имя, читающего письмо) рассказать нам про свое созвездие.
Проходит «защита» и прикрепление.
Микроитог.
  • Удалось ли нам создать небо?
  • Эти звезды будут светить нам, излучая добро и дружбу.
  • Сколько созвездий на нашем небе?
  • Но на самом деле их 88.

  1. Сказка о «Солнечной «семье».
    • Ребята, а какую звезду мы видим днем? (Солнце.)
    • Солнце - это звезда-карлик, то есть маленькая, по сравнению с остальными звездами.
    • Солнце - глава большой Солнечной «семьи».


Для сказки заранее заготовить «шапочки» с планетами и их названиями: Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Когда начинается сказка, учитель проходя по рядам надевает их ребятам.
В нашей солнечной системе… Автор: Настя Доброта

Знайте, дети, наше Солнце,

Что нам светит сквозь оконце -

Шаровидная звезда,

А не как сковорода.

А планеты-шалунишки,

Словно мячики-малышки,

Рядом с солнышком всегда,

Как праматерь им звезда.

Самый первый к Солнцу мячик -

Очень шустрый мальчик-с-пальчик,

То Меркурий, младший сын,

Самый быстрый из детин.

Дальше девочка-Венера.

За вуалью-атмосферой

Прячет личико свое.

Полюбуйтесь на нее!

Третьей мчит планета наша.

В целом мире нету краше!

Это милая Земля,

Мы живём на ней, друзья.

А за ними - красный Марс,

Грозный, как могучий барс.

Следом катится Юпитер -

Самый рослый небожитель.

А за ним Сатурн, Уран.

Каждый - тоже великан.

За планетою Ураном

Мчит Нептун орбитой странной.


  • У доски поработает Вика? (вызвать)

  • (слайд «Кирилл и Мефодий») Расставь планеты по порядку. Слушай нас.

Выходи скорее Солнце,

Что нам светит сквозь оконце.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас: (по очереди выходят названные «планеты»)

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.


  • Встаньте все. Повторяем.

Физминутка:

В нашей солнечной системе (марш)

Все устроено по теме. (руки к солнцу)

Вы запомните, друзья, (руки, опуская по очереди в стороны)

Это дружная семья! (хлопаем в ладоши)
Микроитог.

  • Давайте проверим индивидуальную работу.
(учитель нажимает рычаг проверки).
  1. Обобщение, первичное закрепление, систематизация знаний.

  • Что же входит в Солнечную «семью»? (Планеты)
  • А Солнце это Планета или Звезда? (Звезда)
  • Человечество всегда мечтало дотянуться до звёзд.
  • Получилось ли человеку приблизиться к звёздам?
  • А вы знаете имя человека, полетевшего в космос первым? (Ю.А. Гагарин) (слайд)
  • 2011 год в нашей стране объявлен «Годом российской космонавтики» в честь 50-летия полета в космос первого человека (слайд с эмблемой).
  • Он совершил оборот вокруг нашей планеты на космическом кораблем «Восток» и приземлился в Саратовской области (слайд, слайд).
  • На этом месте поставлен памятник.



  1. Итог урока. Игра «Хлоп-Стоп».
  • Барон Мюнхгаузен очень многое узнал сегодня на уроке.
  • А вот, что узнали вы?
  • Давайте покажем в игре, которая называется «Хлоп-Стоп».
  • Если утверждение Мюнхгаузена верное - вы хлопаете в ладоши, а если не верное - кричите коротко «стоп» и показываете ладонь.
Игра.
  • Звезда - это огромный раскаленный газовый шар. (Хлопок)
  • Солнце - это планета. (Стоп. Солнце это звезда.)
  • У Солнца есть «семья». (Хлопок)
  • Наша планета - Марс. (Стоп. Наша планета Земля.)
  • Звезда, которую мы видим днем, называется Солнце. (Хлопок)
  • Созвездия - это одна звезда. (Стоп. Созвездие - это группа звезд)

  • Обратимся к плану нашей работы.
  • Все ли вопросы мы рассмотрели? (слайд) (Я с вами согласна)

  1. Домашнее задание.
  • Ребята, в «Листке исследователя» вам дано домашнее задание.
  • Вам предлагаются задания по выбору:
  • запомнить планеты по порядку,
  • подготовить рассказ о звёздах,
  • а также выполнить тест «Звезды и созвездия», который расположен на моем персональном сайте, адрес которого вам указан lubovmakarowa.narod.ru/

  1. Рефлексия.
  • Кто доволен своей работой на уроке, поднимите синюю звезду.
  • Кому требовалась помощь - поднимите красную звезду.
  • Я рада, что большинство справились с работой.
  • В чем испытывали затруднения ребята, которые подняли красные звёзды?

  1. Оценивание класса.
  • Спасибо за урок, ребята.
  • Мне очень понравилось работать с вами: энергичными, активными, эрудированными.
  • Очень жаль с вами расставаться…

Показ «Звездного неба», как в начале урока (слайд «Спасибо за урок!») на фоне музыки «».
  • До новых встреч!

Отметки: 2 человека - индивидуально-парная работа 1 человек - индивидуальная работа. 4 человека - активных. Всего до 7 человек.
© 2010-2022