Доклад на тему: «Нетрадиционные уроки в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Доклад

на тему:

«Нетрадиционные уроки в начальной школе»




Выполнила:

учитель начальных классов

Филипченко Н.Н.











Содержание

Введение…………………………………………………………………..с. 3

Глава 1 Нетрадиционное обучение……………………………………… с.5

1.1. Урок в современной школе…………………………………………. с. 5

1. 2.Отличительные черты нетрадиционного обучения…………………………………………………………………….с.7

1. 3. Нестандартные системы и технологии обучения……………………с.9

Глава 2 Классификация уроков…………………………………………..с. 12

2.1. Уроки с изменёнными способами организации…………………….с. 12

2.2. Уроки, опирающиеся на фантазию…………………………………..с.

2.3 Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ………………………………………………………………………с. 26

2.4. Уроки с игровой состязательной основой…………………………..с.28

Глава 3. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Из опыта работы. ………………………………………………………………………………с. 42

Список литературы………………………………………………………..с. 59







Введение

В последнее время в педагогике происходит перестройка практики и методов работы, все более широкое распространение получают нестандартные уроки различных видов.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Решить эти задачи помогают нестандартные уроки.

Использовать такие формы работы можно на разных этапах обучения. Ученики всегда с интересом и удовольствием работают на таких уроках. Но особенно частое применение нестандартные уроки находят на начальном этапе обучения.

Тема данной работы «Нетрадиционные уроки в начальной школе».

Тема нестандартных уроков не является новой в педагогике.

Над вопросами нетрадиционного обучения работали Л. С. Выготский, Е.Н.Кабанова-Миллер, Н.А.Менчинская, И.С.Якиманская, И. П. Подласый и др.

Развивающие технологии Л.В.Занкова, Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, Н. Б. Истоминой сейчас признаны и используются многими педагогами.

Но вопросы применения нетрадиционного обучения, его значения остаются актуальными и сейчас. До сих пор нет единого мнения о роли таких уроков в процессе обучения, о необходимости их применения, нет единой точной их классификации.

Объектом исследования в данной работе является процесс нетрадиционного обучения в начальной школе.

Предмет исследования - нестандартные уроки на начальном этапе обучения.

Целью данной работы является изучение видов нестандартных уроков, и определение их места в урочной системе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Определить виды нестандартных уроков, используемых в обучении младших школьников.

3. Определить значение использования нетрадиционных форм работы на начальном этапе обучения.

Данная работа состоит из трёх глав. Первая главы посвящены теоретическим основам нетрадиционного обучения. В четвёртой главе дана классификация нестандартных уроков. В пятой главе показано применение нетрадиционных форм работы на практике.

При написании данной работы было использовано много различной литературы. Но основным источником являлось пособие С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина Не совсем обычный урок - Воронеж, 2006.













Глава 1. Нетрадиционное обучение в школе

1.1. Урок в современной школе

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие.

1.Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке.

2.Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты.

3.Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся,

4.Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса.

5.Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда.

6.Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.

7.Совершенствование типологии и структуры урока.

Общие требования к современному уроку кратко можно сформулировать так:

-вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

  • формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

  • повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

-формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

-вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

-формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Для того, чтобы уроки удовлетворяли данные требования, недостаточно использовать только традиционные формы их проведения

1.2. Отличительные черты нетрадиционного обучения

К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.1
Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в 6-9-летнем возрасте, который характеризуется повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Такое воздействие способно компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей).

Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять специфические развивающие упражнения в учебный процесс начальных классов, возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Возможность представления заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе первых месяцев пребывания ребенка в школе, смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной) способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности. Опыты введения в традиционные уроки в начальных классах элементов нетрадиционного обучения, показывают достаточную эффективность такого подхода.

1.3. Нестандартные технологии и системы обучения

Развивающее обучение - особый вид нетрадиционного обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Обучение академика Л.В.Занкова строится на следующих принципах: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении, быстрый темп в изучении программного материала, осознание школьниками процесса учения, развитие всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.

Новым содержанием наполняются такие принципы, как преемственность, наглядность и научность, в развивающей системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Структура урока в развивающей системе Л.В.Занкова будет, по-видимому, повторять структуру «слоеного пирога», реализованную в содержании обучения, т.е. для урока характерно решение нескольких разнопредметных задач. Для развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова структура урока будет совпадать со структурой учебной деятельности, основными компонентами которой являются введение в ситуацию и выделение учебной задачи, организация учебной деятельности по решению учебной задачи, состоящей из определенных учебных действий.

Методика Н. Б. Истоминой формирует и развивает все мыслительные операции (классификацию, аналогию, обобщение; творческие способности учащихся; обеспечивает самостоятельность мышления детей в эмоционально благоприятной доверительной атмосфере. И главное, гарантирует преемственность со средней школой.

Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо.

Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей.

Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.

Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний - как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.

Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.2

Главным отличием проблемного и традиционного обучения следует считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса.

Цель сложившегося типа обучения: усвоение результатов научного познания, вооружения учащихся знанием основ наук, привития им соответствующих знаний и навыков.

Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.

Обучение не должно быть полностью проблемным. Под проблемным обучением можно иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником.

Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения



Глава 2. Классификация уроков

С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. А другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не умеющих и не желающих серьёзно трудиться.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

2.1. Уроки с измененными способами организации

В эту группу входят такие уроки: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча.

Урок-лекция

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей ёмкостью, чем рассказ большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

Основные условия организации урока в форме лекции.

  • Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.

  • В случае использования укрупненной дидактической единицы.

  • Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.

  • Введение в тему.

Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.

Применение знаний для решения практических задач.

Урок вдвоём

Данный урок проводится с гостем- специалистом в какой-то области. Особенность данных уроков - тщательная подготовка. На занятии идет диалог учителя и специалиста. Иногда гость оценивает различные ситуации из жизни. Важна заключительная часть урока (примерно треть времени), когда ученикам предоставляется возможность задавать вопросы, свободное общение с гостем.

2.2. Уроки, опирающиеся на фантазию

Урок-сказка

Цель данных: уроков привить учащимся любовь к вдумчивому чтению; вызвать радость от общения с книгой; внимание к слову; отработка навыков выразительного чтения; воспитание внимательности, ответственности.

Ход урока:

  1. Рассказ-беседа о сказках.

  2. Конкурс названий. Каждая команда должна придумать себе название, пояснить свой выбор.

  3. Конкурс «Сказка-мудрость народная». К доске прикрепляется ромашка с шестью лепестками. Участники крутят ромашку; на какой лепесток укажет стрелка, то задание выполняет команда.

  4. Конкурс «Угадай героя сказки». Каждая команда выбирает героя, а другие, задавая вопросы, должны его отгадать.

  5. Конкурс «Верни в сказку!». Увидев на рисунке предмет, дети должны назвать сказку, где о нём говорится.

  6. Конкурс «Радиосказка». Чтение в лицах. Ребята должны озвучить сценку из сказки. Учитель предлагает командам или готовые, отобранные эпизоды, или просто называет команде сказку, а участники сами выбирают эпизод, распределяют роли. Побеждает та команда, которая лучше других «сказывает» сказку.

  7. Викторина по сказкам.

  8. В конце урока - возвращение к вопросу, заданному в начале работы, подведение итогов.



2.3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ

Урок-экскурсия

Планируется учителем. Во время подготовки и проведения могут быть использованы: наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация и т.д. В практике работы современной школы широко используются экскурсии в учебном процессе. По некоторым предметам являются обязательными, предусмотренными учебными программами.

Виды:

  • по содержанию учебного материала;

  • по месту проведения;

  • по основной дидактической цели и месту, которое занимает экскурсия в изучении темы.

  1. Вводные.

  2. Предварительные.

  3. Текущие.

  4. Сопровождающие.

  5. Итоговые или заключительные.

  6. Комплексные.

Организация.

  1. Класс делится на группы.

  2. Учитель излагает каждой группе задания, связанные с изучением объектов.

  3. Краткое сообщение о предприятии и технике безопасности.

  4. Поход по маршруту, знакомство, сбор необходимых сведений. Решение поставленных задач.

  5. Оценка полученных результатов.

Урок - заочная экскурсия

Цель: знакомство учащихся с производственными объектами, развитие наблюдательности.

  1. Учитель заранее готовит комплекты фотографий.

  2. Класс разбивается на три группы, каждая из которых получает необходимый комплект фотографий.

  3. Каждая группа ведёт экскурсию по «своим» объектам.

  4. Аукцион деловых идей. Учащиеся предлагают варианты решения конкретных проблем, стоящих перед руководителями данных объектов.

  5. Подведение итогов.

Урок - защита туристических проектов

Весь класс - это туристическое бюро, которое должно как можно интереснее рекламировать свой туристический пункт в какой - либо стране.

План описания пункта:

  1. Географическое положение. 2. Кто освоил эти территории, кто там жил раньше? 3. Рельеф. 4. Полезные ископаемые. 5. Климат. Что надеть, взять с собой. 6. Природные зоны. 7. Население.

2.4.Уроки с игровой состязательной основой

Такие формы уроков распространены в начальной школе. Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребёнка. К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований:

  • стремление к общественно значимой деятельности;

  • способность управлять своим поведением;

  • уметь делать простые обобщения;

  • практическое овладение речью;

  • умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

С этими новообразованиями ребёнок переходит в следующий возрастной период.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка - поступлением в школу. К 6-7 годам ребёнок в основном уже готов к систематическому обучению в школе. О нём нужно говорить уже как о личности, так как он уже осознаёт своё поведение, может сравнивать себя с другими. Будущий школьник уже отдаёт себе отчёт в том, какое место он занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу). Таким образом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения ребёнка с окружающими.

Старые побудительные мотивы заменяются новыми. Всё то, что связано с учебной деятельностью (прежде всего отметки) оказывается более ценным, чем например игра. Школьник продолжает играть в игры, как это было в дошкольном возрасте, но игра уже перестаёт быть содержанием его жизни.

Хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Главнейшим является значение игры для развития мотивационно - потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры.3

Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.4

К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и т. д. игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях.

Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, их коммуникативные способности. В процессе игры возникает определённый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: "Кто быстрее?", "Не зевать!", "Отвечай сразу", "Кто вернее?" и так далее.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе,, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.5 Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Виды дидактических игр:6

Игры-упражнения. Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.

Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх - путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр - упражнений и игр - путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.

Игра - соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Существенной особенностью игры - соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра - соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом её основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимодополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Требования к проведению дидактических игр:

  • игра - это форма деятельности учащихся, в которой осознаётся окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;

  • игра должна быть построена на интересе;

  • обязателен элемент соревновательности между участниками игры.7

Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребёнка (да и взрослого), не участвующего в определённый момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик-учитель-ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее.

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» ученика, его мышление.

Этапы игры включают:

1. Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.

2. Игру.

3. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.

Урок - проверочный кроссворд

Ученики получают карточку, размером примерно 2,5x3,5 см, вырезанную из листочка «в клеточку» и имеющую 5-7 строк. Они пронумерованы по горизонтали, как в обычном кроссворде, а внизу написаны вопросы.

В течение определённого времени (обычно 20-30 секунд на каждый вопрос) ученик заполняет карточку - «решает» кроссворд, вписывая в клетки нужные буквы, а на обороте прописывает свою фамилию. Если работа сделана верно, в последней колонке читается «проверочное» для учителя слово. Одного взгляда на заполненную карточку достаточно, чтобы определить, справился ученик с заданием или нет, а где допустил ошибку.

Урок в форме игры «Лото»

Ученикам предварительно сообщается тема и дата проведения урока, общая направленность выносимых на него вопросов, методика организации занятия и оценка работы. Далее ученикам даются карточки с заданиями, дифференцированные по сложности работы; карточки имеют порядковые номера. Предлагается на листках подготовить ответы в течение 10 или 15 минут на эти задания. Затем начинается игра в лото: в произвольном порядке из конверта учитель достаёт небольшие картонные квадратики с номерками и объявляется «вынутый» номер; ученик, имеющий карточку-задание с таким же номером, даёт ответ.

Основные правила:

  • нельзя допускать паузы, чтобы не поощрять невнимательность учеников и не снижать темпа игры;

  • оценивается только прочтённая запись на листке, а не число доставшихся ученику в ходе урока «номерков»;

  • ответ должен быть написан кратко и чётко, так, чтобы ученику было предельно ясно содержание вопроса;

  • если ответ полный и верный, то «номерок» отдаётся «хозяину» и тот прикрепляет его к своей карточке;

  • если необходимо уточнение или дополнение, то предлагается сделать это желающим, которые выражают своё намерение поднятием руки; номерок в этом случае получает тот, кто дал лучший ответ; если же такого ответа не последовало, то номерок остаётся у учителя.

Игру в «Лото» целесообразно проводить по темам программы, содержащим большой объём материала.

Игра-обобщение

Цель: повторение и обобщение пройденного материала в конце учебного года.

Ход урока:

  1. Постановка проблемы.

  2. Класс (пассажиры ракеты) делятся на 3 команды, каждая из которых получает задание с определёнными условиями.

  3. Работа каждой группы обсуждается. Определяется наиболее удачный вариант решения проблемы.

  4. Подведение итогов, выставление оценок.

Подобные уроки в конце учебного года позволяют в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные за год знания (при решении проблемных ситуаций).

Урок типа КВН.

Цель: повторение тем или разделов.

Организация урока:

  1. Разминка. Могут быть предложены загадки по данной теме.

  2. «Домашнее задание» (готовится за 2-3 дня до урока).Это может быть сценка, в которой необходимо отобразить основное содержание темы или раздела.

  3. Решение и выполнение различных заданий.

  4. Конкурс «Угадай-ка». Один ученик выходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намёками показывают понятие или явление, входящее в тему, которое должен угадать ученик.

  5. Конкурс «артистов» и «художников». В каждой команде выбираются «артисты» и «художники». «Художник» команды выходит из класса, команда выбирает карточку, на которой записано какое-либо явление или понятие по заданной теме. Когда «художник» возвращается в класс, для него «артист» показывает «пантомиму» по выбранной карточке. «Художник» должен узнать и изобразить всё рисунком.

Аналогично этому заданию может быть проведён следующий конкурс: команды выбирают карточки с заданиями. Даётся время на подготовку, потом команда показывает пантомиму, соперник отгадывает.

  1. Подведение итогов.

Подобные уроки позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умение выделять различные признаки явлений. Закрепляют знания учащимися понятий.

Урок - эстафета

Цель: повторение изученного материала по теме или разделу.

Подготовительный этап:

Учитель сообщает тему следующего урока и даёт учащимся задание придумать вопросы по заданной теме или разделу.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Вопрос ученикам по теме.

  2. Вызванный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос, подготовленный дома. Вопрос адресуется конкретному ученику.

  3. Названный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос следующему ученику. Правильность ответов оценивается задающим вопрос, классом и учителем.

  4. Подведение итогов, выставление оценок. Оценивается вопрос и ответ.

При подобной организации урока стимулируется познавательная активность учащихся, развивается внимание, умение формулировать вопросы, осуществляется двойной контроль - со стороны учителя и со стороны класса.

Урок - игра «Восхождение»

Форма занятия: индивидуально - групповая (командная).

Оборудование: 6 фигурок человека (размер 5-6 см) разного цвета, жетоны.

Оформление класса: большой настенный рисунок горы на доске.

Правила игры: играют шесть команд по 4-5 человек. Каждой команде задаётся по одному вопросу или заданию на каждом привале. Если команда не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, имеет право ответить другая команда. За правильный ответ команда получает жетон и поднимается в гору на 100 метров (для этого предназначены 6 разноцветных человеческих фигурок, заранее вырезанных). В команде ребята сами решают, кому отдать жетон, то есть отдают тому, кто был ближе к правильному ответу. Выигрывает та команда, которая первой взойдёт на вершину или поднимется выше всех.

После завершения игры ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки.

Урок - игра «Крестики - нолики»

Игра может быть проведена как итоговый урок по теме.

В начале путём жеребьёвки определяются две команды - участницы: «Крестики» и «Нолики», по 5-8 игроков в каждой.

На доске вывешивается таблица - обычная «сетка» (3х3) для игры. В каждой из 9 ячеек записано название конкурса.

Обычно команда «Крестики» первой выбирает по желанию любой из девяти предложенных конкурсов. В дальнейшем право выбора конкурсов принадлежит победителю. В каждом конкурсе участвуют две команды. Жюри оценивают выступления, после чего в соответствующей ячейке прикрепляется карточка с символом «крестика» или «нолика» - в зависимости от того, какая команда победила. (По 9 карточек с символами «Х» или «О» готовятся заранее).

Как правило, редко бывает так, чтобы какой-либо команде удалось выиграть в обычном понимании - закрыть своим символом по горизонтали, по вертикали или по диагонали три клетки подряд. Обычно победа присуждается команде, выигравшей большее количество конкурсов.

Для каждого конкурса, учитывая сложность заданий, можно установить конкретное время на обдумывание ответа. Возникающие при этом паузы можно заполнить либо музыкальными фрагментами, либо игрой со зрителями, предлагая им загадки по теме урока или вопросы. При этом можно раздавать жетоны, которые могу выступать в роли эквивалента оценки.

Варианты конспектов нестандартных уроков, виды игровых заданий предложены в практической части данной работы.

Глава 3. Нестандартные уроки в начальной школе. Из опыта работы.

Чтобы облечь урок в игровую форму в школьной практике, необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

1) ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по предмету (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игры на уроках русского языка и литературного чтения

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

1. Скороговорки - эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

  • Чтение скороговорки громко, тихо, с вопросом, с восклицанием.

  • Кто скажет быстро и правильно.

  1. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь.

  • «Дополни слово»: ведущий называет часть слова (кни...) и бросает мяч. Ребёнок должен поймать мяч и дополнить слово (га). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочерёдно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ

Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий - Острый, Громкий - Тихий, и т. д.

  • «Кто больше сочинит»: подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.

Огурец - молодец. Заяц - палец. Очки - значки. Цветок - платок и т.д.

  • «Перевернутые слова»: ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример: бааксо - собака

  • «Из слогов - слова»: 8

се

ро

ги

бо

Примеры слов по данной таблице: долина, семена, сапоги, сани, досада, медали, пони, синица, лисица, сирена, сирота, рота, сито, дороги, лоси, гуси, рыси, лосята, гусята, лисята, поросята, лица, даты, работа, гусеницы.

ме

ко

ты

ры

гу

са

до

ни

ра

ся

то

ло

по

на

ца

та

да

ре

ли

си

Виды работ по таблице:

  • Учитель по очереди называет слова. Задача вызванного к доске ученика - отыскать в таблице слоги, из которых состоит слово, названное учителем, в порядке их следования в слове.

  • Учащиеся из данных слогов самостоятельно составляют слова.

  • Добавление букв к данным слогам так, чтобы получилось слово.

  • Добавление слога не из таблицы, чтобы получилось слово.

    • Соедини половинки слов:

Газе сос

Пыле та

Фона радь

Жи ри

Тет РАФ

  • Составь как можно больше слов из слова.

Например: ФОТОГРАФИЯ: РИФ, ТИР, ГОРА, ТОРГ, ГРОТ, ТЯГА, ГРАФ.

Добавлять другие буквы запрещается.

  1. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения.

  2. Составление предложений: Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад три слова, не связанных по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (Медведь упустил в озеро карандаш); сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов (Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере); и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь).

  1. Исключение лишнего: берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному.

  2. Поиск аналогов: называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

  3. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).

  4. Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф,...).

  5. Называние общего слова (стол, стул, шкаф,...).

10.Завершение рассказа: детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям: - законченность рассказа; - яркость и оригинальность образов; - необычность поворота и сюжета; - неожиданность концовки.

11.Составление рассказа с использованием различных слов: Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Дидактическая игра на уроке математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Немаловажная роль здесь отводится современному и признанному методу обучения и воспитания - игре на уроках математики.

Игры и игровые формы должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей.

  1. Решение рифмованных задач. (см. «Праздник числа» В. В. Волина).

  2. Часто трудности у учащихся возникают при анализе и решении задач. Чтобы их преодолеть, можно использовать следующие виды дидактических игр:

  • «Дикторы»: от грамотного чтения, правильной постановки логического ударения, громкости, четкости, внятности произношения, зависит восприятие прочтенной задачи в целом. Плохое прочтение задачи понижает и интерес к ней. Поэтому можно использовать игру «Дикторы». Каждый ребенок может быть диктором на разном канале (музыкальном, детском, взрослом) и в разных программах («Новости», «Звездный час», «Ток-шоу» и так далее). От характера передачи зависит и способ прочтения.

  • «Любопытный»: при решении любой задачи одному из учеников дается роль «любопытного». Его задача заключается в том, чтобы он смог задать как можно больше вопросов по ходу решения: «Зачем?», «Почему?», «Каким образом?» и так далее. Развивается умение анализировать, рассуждать.

  • Блиц - турнир: Учитель читает 4 - 5 простых задач в прямой и косвенной форме, а дети при помощи рук и глаз показывают действие, которым они будут решать задачу.

Сложение - « + » (перекрестить руки).

Вычитание - « - » (выставляют перед собой одну руку).

Умножение - « х » (закрывают один глаз).

Деление - « : » (закрывают оба глаза).

  • «Защита»: Ребенок получает задачу и три дня готовит ее защиту. Ученик выступает в роли учителя, т.к. должен объяснить всем задачу. Для этого он использует все, что считает нужным (рисунки, схемы, краткую запись, практическую работу, кубики и так далее)

  • «Моя задача»: дети очень любят оформлять на альбомном листе свои собственные задачи, которые они предлагают решить всему классу. Задачи могут быть произвольными, а могут быть направлены на отработку определенного вида задачи. Используются тематические задачи: «Магазин», «Возраст», «Игрушки» и так далее.


  1. "Математический телефон": у детей игрушечные телефонные трубки, «разговаривая по телефону», дети обращаются друг к другу, предлагая решить примеры.

  2. «Счастливого перелёта!»: на вырезанных картинках птиц написаны примеры. Детям предлагается помочь птицам в перелёте. Помочь можно, решив пример.

Используется при формировании навыков устного счёта.

  1. «Весёлый гном»: у гнома мешочки разной формы. По форме мешочка нужно определить, что там лежит. Используется при формировании понятий о геометрических фигурах.

  2. «Угадай-ка»: водящему завязывают глаза. Учитель показывает цифру на наборном полотне, дети начинают счёт со следующей, водящий должен угадать названную цифру. Проводится при закреплении навыков счёта.

  3. «Великаны и гномы»: учитель показывает однозначные и двузначные числа. Если число однозначное, то дети гномы, если двузначное, то великаны.

  4. «Чей это домик?»: на доске прикреплены или нарисованы домики с номерами, рядом игрушки (или картинки). Под каждой игрушкой пример, который надо решить, чтобы вернуть игрушку в её домик. Используется при закреплении навыков сложения, вычитания, умножения, деления.

  5. «Поймай рыбку»: На доске изображён аквариум с рыбками, на каждой рыбке написан пример, два ученика работают у доски, решая примеры. Кто больше решит примеров, тот больше поймает рыбок. Остальные дети в классе работают в тетради. Эту игру можно использовать при изучении табличного сложения и вычитания с переходом через десяток.

10. «Самый быстрый почтальон»: учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне которых записано выражение на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10).

Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).

Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

В своей работе я часто использую нестандартные уроки. Наиболее часто я использую уроки - соревнования и уроки - КВН. Детям очень нравится такая форма работы. Элемент соревнования повышает интерес и мотивацию.

Урок - соревнование.

Конспект урока по математике (1 класс)

Тема: Математический футбол.

Цели: повторение и закрепление материала по теме «Сложение и вычитание в пределах 10», развитие навыков устного счёта, развитие умения сравнивать числа в пределах 10.

Оборудование: карточки с примерами, футбольный мяч.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы поиграем в необычную игру. Она называется «Математический футбол». Для игры вам нужно разделиться на две команды. (Учитель делит класс на команды).

  1. Решение задач.

Учитель кидает команде мяч, кто ловит мяч тот, решает задачу, которую учитель читает устно. Команда может помогать. За каждую правильно решённую задачу засчитывается гол противнику.

- На грядке выросло 7 помидоров и 8 огурцов. Чего выросло больше: помидоров или огурцов и на сколько?

- У Кати 5 кукол, у Лены на три меньше. Сколько кукол у Лены?

- У Саши три машинки, у Вовы на три больше. Сколько машинок у Вовы?

- В поход пошли 8 мальчиков и шесть девочек. Кого было меньше: мальчиков или девочек и на сколько?

- Перед светофором остановились 5 легковых машин и 2 грузовые машины. Сколько всего машин остановилось?

После каждого задания подводится итог, какая команда сколько забила голов.

  1. Решение примеров.

К доске выходят по 1человеку от команды, решают пример, возвращаются к команде, передают мяч следующему игроку, который выходит к доске. Каждый правильно решённый пример - это гол команде соперника.

З+1-2= 6+2+2=

8-1-3= 9-1-3=

4+2-3= 8-4+2=

9-4-5= 4+1+3=

6+1-2= 10-5-2=

8+2-0= 5+1+4=

7-1+4= 7-2-5=

2+2+3= 3+0-2=

3-1-2= 2-2+1=

V.Сравнение чисел.

По одному человеку от команды. Коллективная проверка.

Подсчёт «забитых голов».

2 * 8 3 * 3

4 * 6 5 * 8

5 * 1 9 * 7

6 * 2 2 * 3

8 * 7 1 * 4

9 * 6 6 * 2

VI. Работа в группах.

В командах объединяются в группы по 3-4 человека. Каждая группа получает карточку с заданием.

Карточки первой команды:

  1. Поставь знаки, чтобы равенство оказалось верным.

8*6*4=6 4*5*7=2

9*1*5=5 3*2*3=8

  1. Поставь знаки, чтобы равенство оказалось верным.

5*3*1=7 1*0*6=7

4*5*1=8 7*3*3=0

  1. Поставь знаки, чтобы равенство оказалось верным.

4*1*2=8 10*8*1=1

5*5*3=7 2*7*4=5

Карточки второй команды:

1.Поставь знаки, чтобы равенство оказалось верным.

3*7*1=9 1*6*5=2

4*6*2=8 7*3*5=5

2. Поставь знаки, чтобы равенство оказалось верным.

4*3*1=0 8*2*6=4

1*7*4=4 6*0*5=1

3. Поставь знаки, чтобы равенство оказалось верным.

3*6*5=4 6*4*6=4

2*7*8=1 1*6*0=7

Каждый правильно решённый пример даёт гол команде противника.

VII. Итог

Подведение итогов урока, подсчёт «голов», вручение грамоты выигравшей команде.

Наиболее часто в своей работе я использую уроки - соревнования и уроки - КВН. Детям очень нравится такая форма работы. Элемент соревновательности повышает интерес и мотивацию.

Урок - КВН по русскому языку (2 класс)

Урок - сказка

Конспект урока чтения (2 класс)

Тема: Русские народные сказки. Обобщение.

Цели: развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность, прививать интерес к чтению, воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке у нас будет проводиться игра КВН. Деление на команды.

III. Конкурсы.

  1. Придумать сказочное название команде, выбрать капитана.

  2. Отгадай сказку по отрывку.

    • - Я - Мышка-норушка, а ты кто?

- А я - Лягушка-квакушка.

  • Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

  • - Речка-матушка, спрячь меня!

- Поешь моего простого киселька с молочком!

  • - По щучьему веленью, по моему хотенью, ступайте, вёдра, домой сами!

  • - Несёт меня лиса за синие леса! Котик, братик, спаси меня!

  • Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

  1. Дополни названия сказок. Названия записаны на доске, за правильный ответ команда получает очко.

Курочка -… Гуси -…

Баба - … Ковёр - …

Жар - … Скатерть -…

Иванушка - … Сапоги - …

Царевна - … Сивка - …

  1. Викторина.

  • Чем угощала лиса журавля?

  • Чем подавился петушок?

  • Из чего варил кашу солдат?

  • Что обещали купить родители девочке в сказке «Гуси - лебеди»?

  • Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси - лебеди»?

  • Кто разрушил теремок?

  1. Отгадайте сказку по опорным словам и покажите пантомиму. Команда - соперник угадывает.

1 команда: солдат, старуха, топор. (Каша из топора)

2 команда: Бабушка, внучка, мышка, курочка. (У страха глаза велики)

6. Из какой сказки вещи?

Туфелька

Стрела

Невод

Печка

7. Тест. Команда делится на 3 группы. Каждая группа получает тест. Вопросы одинаковые. Даётся время на обсуждение. Проверка коллективная: зачитывается вопрос, даётся ответ, оценивается правильность.

  • Что относится к устному народному творчеству?

Загадка, пословица, рассказ, повесть, песня, скороговорка

  • Найди пословицы о Родине.

Своя земля и в горсти мила.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Друг в беде - настоящий друг.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

  • Произнеси скороговорку.

На дворе трава,

На траве дрова.

Раз дрова, два дрова,

Три дрова.

  • Сказать хором считалку.

  • Ответить на вопросы:

  • Найди героя сказки «Теремок»:

Гуси-лебеди, Петушок золотой гребешок, Мышка-норушка.

  • Найди героя сказки «У страха глаза велики»:

Солдат, Медведь, Курочка.

  • Кто помогал девочке в сказке «Гуси - лебеди»?

Берёза, яблоня, груша

  • Кто помог зайчику в сказке «Избушка лубяная и ледяная»?

Лиса, кот, петушок.

IV. Итог урока.

Подводятся итоги игры. Награждение команды, выставление оценок.

Такие нестандартные формы уроков проводить постоянно невозможно, чтобы не превращать учебный процесс в игру. В таком случае усвоение новых знаний, их отработка и применение на практике было бы не полным. Но дидактические игры можно применять частично на любых этапах урока. Такая форма работы показана в следующем конспекте урока.

Конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема: Знаки препинания в конце предложения

Цели: развитие умения правильно оформлять предложение в письменной речи, употреблять заглавную букву в начале предложеня, точку, вопросительный и восклицательный знаки - в конце; ознакомление с логическим ударением.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Чистописание

Отгадайте загадки:

- Пять ступенек - лесенка, - На пальце одном

На ступеньках - песенка. (Ноты) Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)

Над какой буквой будем работать?

Н н

На Ни ун ан он на но вн Ну Не

Нина, коньках, и, Николай, катаются, на.


  1. Словарно - орфографическая работа.

1. Вставь в слова пропущенные буквы, спиши, исключив лишнее слово.

С_рока, в_р_бей, л_сица, к_р_ндаш.

2. Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк. (собака)

Запись слов. Слова, составление предложений с разной интонацией.

  1. Сообщение целей урока.

Узнаем, какие знаки препинания ставятся в конце предложения.

  1. Новая тема урока

1. От чего зависит знак в конце предложения?

С. 69 правило.

2. упр. 124

  1. Закрепление.

Работа по карточкам. Коллективная проверка.

У меня есть хомяк его надо кормить в клетке нужно чаще убирать он очень забавный я часто наблюдаю за ним я очень люблю своего хомячка

  1. Итог

-какие знаки могут стоять в конце предложения? Приведите примеры.

- с. 69 правило, упр. 126.


Использование компьютерных технологий на уроках тоже является нестандартной формой обучения. На этом уроке представлен пример использования презентации.

Конспект урока Окружающий мир 2 класс

Тема: Дикие и домашние животные.

Цели: учить различать диких и домашних животных, расширять кругозор детей, воспитывать любовь к природе, к животным.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний.

1. Кто такие животные?

2. На какие группы делятся животные? (слайд 2) (птицы, звери, рыбы, насекомые).

  1. Постановка цели урока.

Наш урок сегодня называется «Наши друзья - животные». Как вы думаете, о ком будем говорить?

  1. Новая тема.

1. Загадки (слайд 3) На какие группы можно ещё разделить животных? (домашние, дикие)

2. Загадки о домашних животных (слайд 4, 5)

Назови домашних животных. Учебник.

3. Загадки о диких животных (слайд 6, 7)

Назови диких животных. Учебник.

4. Найди лишнее животное.

Объяснить выбор (слайд 8,9)

  1. Закрепление.

1. Узнай животное по его описанию.

(слайд 10,11)

2. Правда это или нет?

(Слайд 12)

3. Кто чем питается?

(слайд 13)

4. Собери и произнеси скороговорку.

(слайд 14,15)

5.Наши домашние питомцы.

(слайд 16) Расскажи о своём домашнем животном.

6.Как можно и как нельзя обращаться с животными?

Чтение стихотворения (слайд 17)

  1. Рефлексия.

(слайд 18)

  1. Итог урока.

Заключение В процессе работы над темой на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу были сделаны следующие выводы:

  • в педагогике в настоящее время большое внимание уделяется нетрадиционным формам обучения;
  • нестандартные формы уроков чаще всего используются на этапе закрепления знаний, но некоторые элементы таких уроков могут использоваться и на других этапах урока;
  • большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
  • дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

  • использование нестандартных уроков повышает мотивацию учения, помогает учащимся закрепить собственные знания, способствует развитию интеллектуальных качеств личности;
  • использование нестандартных форм работы не должно превращать процесс обучения в игру.







Список литературы

  1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 1987
  2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа, 1998, № 4.

  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии,1966.-№6. с.46.

  4. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа, 1997, №6

  5. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина Не совсем обычный урок - Воронеж, 2006.

  6. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики.
    Начальная школа. 1997, №2

  7. Минский Е. М. От игры к знаниям; М., 1982.

  8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.

  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие; М.: Педагогическое общество России,2000, с. 312-336.

  10. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учебное пособие; М, ВЛАДОС, 2001 с

  11. Юсупова А. Ф. Звуковой анализ и синтез на уроках обучения грамоте // Начальная школа 2007 № 8




1 С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина Не совсем обычный урок - Воронеж, 2006.

2 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.

3 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии,1966.-№6. с.46.

4 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие; М.: Педагогическое общество России,2000, с. 312-336.

5 Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики.
Начальная школа. 1997, №2

6 С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина Не совсем обычный урок - Воронеж, 2006.

7 Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа, 1997, №6

8 Юсупова А. Ф. Звуковой анализ и синтез на уроках обучения грамоте // Начальная школа 2007 № 8


© 2010-2022