- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку 4 класс
Конспект урока по русскому языку 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Озерова З.В. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока русского языка в 4-м классе
по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
З. В. Озерова,
учитель начальных классов Конырской средней школы с ДМЦ
Слайд 1
Тема: Настоящее, прошедшее и будущее время глагола
Цель урока: создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм
глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.
Задачи:
- формировать умения определять время глагола, спряжение глагола;
- развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
- воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.
Оборудование: запись на доске, карта путешествия, карточки с заданиями, тест,
интерактивная доска.
Форма проведения: урок - путешествие
Методы: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый
Ход урока
- Организационный момент.
- В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.
- Актуализация опорных знаний.
- На уроках литературного чтения, когда изучали устное народное творчество, то приводили много примеров пословиц и поговорок. Скажите, пожалуйста, зачем нужны пословицы и поговорки?
- Мы сегодня на уроке будем вспоминать пословицы и поговорки о дружбе. Прочитайте пословицы, которые написаны на доске. Объясните смысл.
Слайд 2
- Дружбу за деньги не купишь.
- Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга.
- Что за слова у меня подчёркнуты?
- Что такое глагол?
- На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе?
- Во множественном числе?
- Объясните правописание глаголов.
- Словарная работа.
- Запишите словарное слово ССОРА. Образуйте от него глаголы, используя разные приставки.
- Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие по океану Глаголов.
- Прежде, чем отправиться в путешествие, вы должны вспомнить грамматические признаки глагола. (Вид, лицо, число, род).
- Пришло время познакомиться с ещё одним признаком - время глагола.
- Все готовы? Тогда в путь! Обязательно возьмём с собой уважение к друзьям, взаимопомощь, дружбу.
- Изучение нового материала. Первичное закрепление.
- Наблюдение за глаголами настоящего времени.
- Наш корабль причалил к какому-то острову. Прочитаем его название. (Открывает название острова). Это остров глаголов настоящего времени. Здесь живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает и т.д. На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делает? Что делают?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас. Приведите примеры глаголов в форме настоящего времени.
- Измените по лицам глагол ПИСАТЬ и поставьте его в форму настоящего времени.
Вывод. Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.
Откройте учебник на странице 116, упражнение 2. (Коллективно, письменно). Слайд 4
- Наблюдение за глаголами прошедшего времени.
- Узнали о жизни жителей этого острова, отправляемся дальше.
- Следующий остров - это остров Глаголов прошедшего времени. Здесь живут глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовал, написали.
- На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходило до момента речи, т.е. вчера, на прошлой неделе или 5 минут назад и т.д. Приведите примеры глаголов в форме прошедшего времени.
- Жители этого острова приготовили для вас задание.
Задание.
- Образуйте от глаголов в начальной форме глаголы в форме прошедшего времени , единственного числа, мужского, женского и среднего рода.
СВЕТИТЬ, ПЛЫТЬ, ЦВЕСТИ . Например: блестеть - блестел (снег), блестела (луна), блестело (озеро). Работаем в парах, советуемся вместе.
Проверка.
- Измените глагол в форме прошедшего времени по лицам ЛЕТАТЬ
Вывод: В форме прошедшего времени глаголы не изменяются.
Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
- В форме какого времени употреблены глаголы? Слайд 5
- Наблюдение за глаголами будущего времени.
- Подплываем к последнему острову. Это остров Глаголов будущего времени. Здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть. На какие вопросы отвечают эти глаголы?
- Глаголы в форме будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи, т.е. когда - то. Приведите примеры глаголов в форме будущего времени.
Задание.
- В пословицах найдите глаголы в форме будущего времени и запишите их в тетрадь. (По вариантам).
- 1 вариант. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.
- 2 вариант. Дружба как стекло: расколешь - не соберёшь.
- Измените глагол нарисовать в форме будущего времени по лицам.
Вывод. Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам.
- На этом наше путешествие по островам времени глаголов завершилось.
- Какие формы времени вы сегодня узнали?
- Повторение изученного материала.
- Какое из данных слов является глаголом?
- а) пробежка; б) пробегать; в) бег; г) беговой
- С какими глаголами частица не пишется слитно?
- а)(не)пишет; б) (не)доумевать; в) (не) боится; г) (не) взлюбить
- Укажи глаголы 1 спряжения.
- а)стро__ть ;б) слуш___ть; в) обид__ть; г) шаг__ть
- В каком ответе перечислены окончания только 2 спряжения.
- а) -ит, -ем, - ют б) -им, -ут, -ют в) -ат, -ешь, -ет г) -ите, -ишь, - ят
Самопроверка: 1- б), 2- б), г) 3 - б), г) 4 - г). Самооценка Слайд 6 Домашнее задание. Стр. 117, упр. 4
- Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Какой вывод надо сделать о дружбе?
- Рефлексия.
Допишите предложения:
Урок:
- Привлёк меня тем, что……..
- Показался интересным…..
- Заставил задуматься……
- Навёл меня на размышления……
а. Коныр
Алакольский район
Алматинская область