Конспект урока по русскому языку 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока русского языка в 4-м классе

по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)


З. В. Озерова,

учитель начальных классов Конырской средней школы с ДМЦ


Слайд 1

Тема: Настоящее, прошедшее и будущее время глагола

Цель урока: создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм

глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.

Задачи:

  • формировать умения определять время глагола, спряжение глагола;
  • развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
  • воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.

Оборудование: запись на доске, карта путешествия, карточки с заданиями, тест,

интерактивная доска.

Форма проведения: урок - путешествие

Методы: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый

Ход урока

  1. Организационный момент.

- В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

  1. Актуализация опорных знаний.

- На уроках литературного чтения, когда изучали устное народное творчество, то приводили много примеров пословиц и поговорок. Скажите, пожалуйста, зачем нужны пословицы и поговорки?

- Мы сегодня на уроке будем вспоминать пословицы и поговорки о дружбе. Прочитайте пословицы, которые написаны на доске. Объясните смысл.

Слайд 2

  • Дружбу за деньги не купишь.
  • Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга.

- Что за слова у меня подчёркнуты?
- Что такое глагол?
- На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе?
- Во множественном числе?
- Объясните правописание глаголов.

  1. Словарная работа.

- Запишите словарное слово ССОРА. Образуйте от него глаголы, используя разные приставки.


  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие по океану Глаголов.

- Прежде, чем отправиться в путешествие, вы должны вспомнить грамматические признаки глагола. (Вид, лицо, число, род).

- Пришло время познакомиться с ещё одним признаком - время глагола.

- Все готовы? Тогда в путь! Обязательно возьмём с собой уважение к друзьям, взаимопомощь, дружбу.

  1. Изучение нового материала. Первичное закрепление.
Слайд 3
  1. Наблюдение за глаголами настоящего времени.

- Наш корабль причалил к какому-то острову. Прочитаем его название. (Открывает название острова). Это остров глаголов настоящего времени. Здесь живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает и т.д. На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делает? Что делают?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас. Приведите примеры глаголов в форме настоящего времени.

- Измените по лицам глагол ПИСАТЬ и поставьте его в форму настоящего времени.

Вывод. Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.

Откройте учебник на странице 116, упражнение 2. (Коллективно, письменно). Слайд 4

  1. Наблюдение за глаголами прошедшего времени.

- Узнали о жизни жителей этого острова, отправляемся дальше.

- Следующий остров - это остров Глаголов прошедшего времени. Здесь живут глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовал, написали.

- На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходило до момента речи, т.е. вчера, на прошлой неделе или 5 минут назад и т.д. Приведите примеры глаголов в форме прошедшего времени.

- Жители этого острова приготовили для вас задание.

Задание.

- Образуйте от глаголов в начальной форме глаголы в форме прошедшего времени , единственного числа, мужского, женского и среднего рода.

СВЕТИТЬ, ПЛЫТЬ, ЦВЕСТИ . Например: блестеть - блестел (снег), блестела (луна), блестело (озеро). Работаем в парах, советуемся вместе.

Проверка.

- Измените глагол в форме прошедшего времени по лицам ЛЕТАТЬ

Вывод: В форме прошедшего времени глаголы не изменяются.

Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

- В форме какого времени употреблены глаголы? Слайд 5

  1. Наблюдение за глаголами будущего времени.

- Подплываем к последнему острову. Это остров Глаголов будущего времени. Здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть. На какие вопросы отвечают эти глаголы?

- Глаголы в форме будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи, т.е. когда - то. Приведите примеры глаголов в форме будущего времени.

Задание.

- В пословицах найдите глаголы в форме будущего времени и запишите их в тетрадь. (По вариантам).

  • 1 вариант. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.
  • 2 вариант. Дружба как стекло: расколешь - не соберёшь.

- Измените глагол нарисовать в форме будущего времени по лицам.

Вывод. Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам.

- На этом наше путешествие по островам времени глаголов завершилось.

- Какие формы времени вы сегодня узнали?

  1. Повторение изученного материала.
Тест.
  1. Какое из данных слов является глаголом?
  2. а) пробежка; б) пробегать; в) бег; г) беговой
  3. С какими глаголами частица не пишется слитно?
  4. а)(не)пишет; б) (не)доумевать; в) (не) боится; г) (не) взлюбить
  5. Укажи глаголы 1 спряжения.
  6. а)стро__ть ;б) слуш___ть; в) обид__ть; г) шаг__ть
  7. В каком ответе перечислены окончания только 2 спряжения.
  8. а) -ит, -ем, - ют б) -им, -ут, -ют в) -ат, -ешь, -ет г) -ите, -ишь, - ят

Самопроверка: 1- б), 2- б), г) 3 - б), г) 4 - г). Самооценка Слайд 6 Домашнее задание. Стр. 117, упр. 4

  1. Итог урока.
  • Чем занимались на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Какой вывод надо сделать о дружбе?
  1. Рефлексия.
Слайд 7

Допишите предложения:

Урок:

  • Привлёк меня тем, что……..
  • Показался интересным…..
  • Заставил задуматься……
  • Навёл меня на размышления……

а. Коныр

Алакольский район

Алматинская область



© 2010-2022