Открытый урок по познанию мира на тему: Разнообразие растений на Земле

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Разнообразие растений на Земле.

Цель: Познакомить учащихся с новыми группами растений.,

Задачи:

1) Формировать умение конструировать и аргументировано

отстаивать свою точку зрения на основе наблюдений.

2) Систематизировать знания о разнообразии растений на Земле, развивать внимание, речь, мышление.

3) Воспитывать чувства ответственности в преобразовании природы

и сохранении здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с вопросами, открытки, иллюстрации, комнатные растения, карта Казахстана, слайды с изображением природа на компакт-диске.

Методы: объяснительно - иллюстративный, исследовательский, частично - поисковый, репродуктивный.

Ход урока:

I .Актуализация прежних знаний:

а) создание позитивной обстановки:

- Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя, гости! Ребята, повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь с ними.

б) психологический настрой:

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!

II Проверка домашнего задания

(Дети работают с тестом по теме прошлого урока «Почва»)

1.Почва - это…

а) плотные горные породы

б) рыхлые горные породы

в) верхний рыхлый плодородный слой земли

2.Основное свойство почвы, которое отличает ее от горных пород - это…

а) плодородие почвы

б) наличие воздуха и воды в почве

в) коричневый цвет почвы

3.Солончаки образуются там, где выпадает…

а) мало осадков, жарко

б) много осадков, прохладно

в) мало осадков, холодно

4. Как отличить плодородную почву от солончаковой?
а)по цвету по наличию влаги
б)по толщине слоя невозможно отличить

5. Чернозем - это …
а)наиболее плодородная почва , содержащая песок
б)неплодородная почва , содержащая глину

Взаимопроверка, оценивание.

III. Формирование новых понятий и способов действий:

а) вступительное слово учителя:

-Сегодня наш урок мы посвящаем растениям. Мы будем говорить о их разнообразии, о богатстве растительного мира и местах их произрастания. Растения занимают четвертую часть живой природы. Выдающиеся художники и поэты черпали свое вдохновение в поле и в лесу, среди деревьев и трав. Их неповторимые ароматы, сказочный шелест травы, завораживающее пение птиц и упоительный воздух- все это радует нас и волнует, разжигает у человека желание жить и жить. На территории нашей страны произрастает около 20 тысяч видов растений. Большинство из них-травы. Растительный покров нашей области разнообразен и характеризуется травостоем.

б) -Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

Вывод: Растения всюду!

в) -Все растения на Земле представляют собой царство, которое делится на отделы, а те, в свою очередь, на 5 больших групп. Это: водоросли, мхи и лишайники, папоротники, хвойные и цветковые растения.

(ребята получили задание кратко о них рассказать)

1.Водоросли - низшие растения. Обитают во влажных природных средах, в

(ученик) болотах, прудах, около горячих источников. Ими питаются животные водоемов, они очищают воду. Бурые, красные водоросли и фукус разводят промышленным способом для удобрений и питания.

Загадки:

1. Есть змеи стометровые

Зеленые, бордовые.

А капитану в море

От них большое горе.

Ноги нам опутали.

Учитель: Водоросли- бывают одноклеточными и многоклеточными. Синезеленые водоросли имеют специальные пигменты, которые

придают им особенный красивый цвет. Бурые водоросли прикрепляются ко дну морей. Обитают вблизи берегов и имеют длину нескольких десятков метров. Красные водоросли обитают в морях. Содержат красные и синие красящие вещества. Значение их огромно. Они являются пищей для животного мира рек, озер, морей, океанов. Их используют в сельском хозяйстве. Некоторые виды употребляют в пищу, делают лекарства.

(демонстрируются картинки, рисунки, гербарии с водорослями)

2. Мхи и лишайники -сложные растения без корней. Мхи живут во влажных

(ученик) зонах, под деревьями, в расщелинах скал. Лишайники принимают различные формы: напоминают листья, кустарники, кору. Живут они на стволах деревьев, на камнях стен.

Загадка:

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

Учитель: Мхи и лишайники- высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Типичные представители: кукушкин лен и сфагнум. Встречаются они повсеместно. Мхи впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см. Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф- полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение.

(демонстрируются образцы мхов и лишайника на коре дерева, рисунки)

3.Папоротник - высшее сосудистое растение. Размножается спорами. На всей (ученик) земной поверхности насчитывается около 10 тыс. видов. Многие виды папоротников - экзотические, их разводят специально.

Загадки:

Есть в лесу трава-краса.

Листья, словно паруса,

А в цвету красу-траву

Не увидишь наяву.

Учитель: Папоротник-группа высших споровых растений. Растут во влажных тенистых местах. В основном они травянистые и бывают всего лишь несколько мм, но в тропических районах встречаются в виде деревьев и достигают 20 м. В нашей стране обитают: орляк и пузырник. А это- экзотический папоротник «щитовник мужской».

(демонстрируется комнатное растение, а также рисунки, гербарии)

Физминутка: (Музыкальная )

4. Хвойные - высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены

(ученик) к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов.

Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности.

Загадки:

1. У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви- только на макушке. (сосна)

2. И зимой, и летом

В зеленую шубу одета. (ель)

3. В Крыму, над морем

Как в дозоре

Стоят колоннами

Всегда зелеными,

На диво стройными. (кипарис)

Учитель: Хвойные- представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это- лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса- хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.

( демонстрируются образцы хвойных, рисунки, видеозаставки)

5.Цветковые - наиболее распространенные, высшие растения. Встретить их

(ученик) можно в любой части света, в любой природной среде.

Загадки:

1. Стоит в лесу кудряшка-

Белая рубашка.

Сердечко золотое,

Что это такое? (ромашка)

Учитель: Цветковые- наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые- культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок- знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

(демонстрируются гербарии, рисунки, комнатные цветковые растения)

* Параллельно на доске выстраивается цепочка блоков. Дети рисуют ее в тетрадях.

Царство растений:

водоросли

мхи и лишайники

папоротники

хвойные

цветковые

IV Формирование умений и навыков:

а) -Откройте учебники на стр.80-81 прочитайте информацию которую дает нам учебник. Чем различаются деревья, кустарники, травы?

б) Слово учителя: Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок.

в) - А знаете ли вы правила поведения в природе: Ваши знания проверим в виде игры. (Дети сигнализируют: зеленый- да, можно; желтый- осторожно; красный- нет, нельзя)

Экологический светофор

Красный свет- природе вред!

Желтый- осторожно!

Свет зеленый- так красиво,

Лес сказал тебе спасибо!

1. Можно ли в лесу собирать лекарственные растения? (осторожно)

2. Можно ли разорять муравейники? (нет)

3. Можно ли собирать в лесу грибы? (осторожно)

4. Можно ли с поля, луга уносить букеты цветов? (нет)

5. Нуждаются ли в защите хвойные деревья? (да)

6. Можно ли из леса выносить яйца птиц, птенцов и детенышей животных? (нет)

7. Уходя из леса после похода, экскурсии, нужно ли убирать за собой мусор? (да)

V Рефлексия:

а) - Все свои сокровища природа отдает человеку и за все это просит только одного: беречь ее! Давайте же будем беречь нашу природу! Старайтесь не уносить из природы ее сувениры: растения, насекомых, птиц, зверушек. Они должны жить на воле, радовать нас. А от общения с природой старайтесь уносить здоровье и бодрость, хорошее настроение, хорошие впечатления, желание помочь природе. Это зависит от каждого из нас.

б) Чтение стихотворений учащимися:

1. Ты-человек. Любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

2. В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она- твой добрый давний лекарь,

Она- союзница души.

3. Не жги ее напропалую.

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую

Нас много, а она одна.

в) - Понравился ли вам урок? О чем расскажете дома?

Домашние задание: стр 80-81 читать и пересказывать

1-ряд - написать реферат о деревьях

2-ряд - написать реферат о кустарниках

3-ряд - написать реферат о травах

Всем спасибо за урок.
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подровняйтесь,
Со всеми попрощайтесь.



© 2010-2022