Конспект урока по русскому языку на тему Слова, называющие признаки и действия предметов (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по русскому языку

(программа «Начальная школа XXI века» 2 класс, Иванов С. В. И др.)


Тема урока: «Слова, называющие признаки и действия предметов».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению слов, которые называют признаки и действия предметов.

Задачи: предметные - содействовать усвоению понятия «имя прилагательное», «глагол»; научиться характеризовать части речи: что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является; развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся; обогащению и активизации словаря учащихся; внимательного отношения к слову; активного отношения к приобретенным умениям на уроке.

Планируемые результаты: личностные УУД - способствовать формированию интереса к учебному материалу и представлению о причинах успеха на учебе;

метапредметные задачи - способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных - принимать и сохранять учебные задания, соответствующему этапу обучения; проговаривать вслух последовательность действий, составляющих основу освоенной деятельности;

б) познавательных - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения; находить слова по заданному обоснованию;

в) коммуникативных - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).

Оборудование урока: учебник «Русский язык» ав. Иванов С.В. и др.; записи на доске; плакат «Сиди правильно»; презентация на уроке, карточки с ребусами.

Ход урока:

Этапы урока

Время

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формы и приемы

1. Орг.

момент

2-3 мин.

1.Проверить готовность к уроку.

2. Напоминает учащимся о правилах посадки, положении тетради при письме.

3. Показывает упражнение для кистей и пальцев рук.

Показывают готовность к уроку.

Показывают правильную посадку.

Выполняют вращательные движения кулачками в разные стороны под счет учителя; массируют пальцы, сопровождая речевкой.

Плакат «Сиди правильно».

Речевка: «Этот пальчик - дедушка (большой палец)!

Этот пальчик - бабушка (указательный)!

Этот пальчик - папочка (средний)!

Этот пальчик - мамочка (безымянный)!

Ну а этот пальчик - я (мизинец)! Вот и вся моя семья (сжали кулачок и показали его)!».

2.Каллиграфическая работа

5 мин.

1. Мотивация:

- Ребята, почему нужно стараться писать красиво в тетради? Что для этого мы должны знать?

2. Просит определить тему каллиграфической работы:

- Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав данную запись:

6 8 10

е ж .. (и).

3. Просит сформулировать цель работы в тетради, выяснить закономерность в расположении букв, предложенных в образце:

Иие, Ииж, Ииз.

4. Контролирует выполнение работы:

- Поменяйтесь тетрадями, найдите ошибки в выполненных работах и оцените ее по заданным критериям.

Отвечают на вопросы учителя; повторяют правила красивого письма.





Выявляют закономерность, выполняют задание в тетради.

Правила красивого письма.

Слайд №2

Запись на доске.





Критерии оценки.

Слайд №3:

1-2 - высокий;

3-4 - средний;

5 и более - низкий.

3. Словарно-орфографическая работа

5 мин.

1. Предлагает словарный диктант (картинный): горох, заяц, капуста, собака, морковь, петух, корова. Распределите слова в два столбика, в первый со значение «огород», во второй - со значением «животные».

2. Контролирует выполнение работы: - Проверьте правильность записанных слов в тетради и оцените свою работу.

Рассматривают иллюстрации и записывают слова в тетрадь, обозначая ударения и буквы, которые нужно запомнить.

Выполняют самооценку (проверка работы и самооценка).

Картинный диктант на слайдах.

Слайд №4.

Фронтальный опрос.

Критерии оценки.

Слайд №5:

0 шибок - «5»;

1 - «4»;

2 - «3».

Шкала самооценки.

4. Самоопределение к деятельности: формулирование темы урока, постановка цели и задач урока, мотивация к учебной деятельности

5-7 мин.

1. Выдвигает проблему:

- Прочитайте написанные слова, что в них общего, на какие две группы их можно разделить: теплый, ходит, красивый, спит, сильный, летает.

2. Просит сформулировать тему урока:

- На какие вопросы отвечают слова из первой группы, а на какие из второй.

3. Предлагает сформулировать цель и задачи урока:

- Прочитайте, как называется тема в учебнике. Поработайте в группах и определите цели и задачи урока.

4. Мотивация:

- Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны знания по этой теме? Они пригодятся нам в жизни?

Распределяют слова на 2 группы, в зависимости от того, на какой вопрос отвечают данные слова и записывают в тетрадь.

Формулируют тему урока. Работа в группах.

Цель: узнать о том, что называют слова: признак предмета и действие.

Задачи: …

Мы узнаем …

Мы научимся …

Будем выполнять… и т.д.

Высказывают свое мнение.

Слайд №6.

Работа в парах.







Фронтальный опрос.

5. Физкультминутка

1 мин.

Предлагает и показывает действия, которые нужно выполнить с данными словами.

Внимательно слушают слова, если звучит слово, отвечающее на вопрос какой, какая - хлопают в ладоши, если слово отвечает на вопрос что - приседают, если слово не отвечает на данные вопросы - стоят на месте.

6. Актуализация опорных знаний

3-5 мин.

1. Предлагает послушать слова и записать только те, которые не являются именами существительными.

Дорога, поле, летний, зеленый, лесной, опушка, птица, черный, тополиный, медведь.

2. Контролирует выполнение задания и подводит к выводам:

- Какие слова вы записали?

- На какие вопросы они отвечают?

- Какую роль выполняют данные слова?

Работают в тетради и записывают слова, называющие признаки предметов.

Учащиеся работают у доски по очереди, с комментированием.

7. Первичное усвоение новых знаний

5-8 мин.

1. Предлагает прочитать правило на странице 55:

- Какие слова называют именем прилагательным?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

2. Предлагает изучить учебную задачу в упражнении 2 на стр. 54.



3. Уточняет, какую учебную задачу нужно выполнить и предлагает самостоятельно выполнить упражнение 3 на стр. 55 в тетради, прежде ознакомившись с заданием.

4. Контролирует выполнение задания:

- Прочитайте слова (имена прилагательные), которые вы выписали.

- Что они называют?

5. Просит еще раз прочитать правило в учебнике и повторить его вслух.

Ответы детей:

именем прилагательным называют слова, которые называют признак предмета;

они отвечают на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Изучают задание к упражнению: читают каждую пару слов, объясняют лексическое значение слов, определяют, что называют слова, к которым задают вопросы, называют признаки окружающих предметов.

Изучают задание, работают в тетради, выписывая имена прилагательные по образцу. Определяют, что они называют.



Читают правило и рассказывают его наизусть.



Лексическая работа: уточнение словаря учащихся; устное комментирование.

Самостоятельная работа.

8. Первичная проверка понимания нового материала

8-10 мин.

1. Предлагает учащимся познакомиться с учебной задачей в упр. 4 на стр. 55.

2. Уточняет:

- Все ли задачи выполнены в упражнении?

- Какие еще задания нужно выполнить?

3. Контролирует выполнение работы и подводит к выводам:

- Какие пары слов вы выписали?
- Как образовали данные словосочетания?
- Что сегодня мы узнали об именах прилагательных?

- Кто уже запомнил это правило?

4. Предлагает прочитать четверостишие И.А. Бунина со слайда.

- Найдите и прочитайте в стихотворении имена прилагательные?

- Что они обозначают?

5. Раздает карточки

с ребусами.

6. Контролирует выполнение задания:

- Какие же слова были «спрятаны» в ребусах?

- Что объединяет все эти слова?

- Что они называют?

Находят имена существительные и имена прилагательные; доказывают свой выбор; задают вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Выписывают пары: имя прилагательное + имя существительное.

Устно подбирают имена прилагательные к существительному цветы.

Высказывают свое мнение и вспоминают правило.



Читают четверостишие, объясняют лексич. значения слов пестрый, багряный, лиловый

Отвечают на вопрос учителя и вспоминают правило.

Работают по карточкам, разгадывая ребусы, определяют «спрятанные» слова.

Договариваются, кто будет участвовать в обсуждении выполненной работы и отвечают на вопросы учителя.

Устная работа с комментированием.

Работают по учебнику и в тетради. Устное комментирование.

Фронтальный опрос.



Лексическая работа, уточнение словаря учащихся. Слайд 7.

Фронтальный опрос.

Работа в парах.

Прилож. 1.

Фронтальный опрос.

9. Рефлексия

1-2 мин.

1. Предлагает закончить фразы.

Высказывают свое мнение, выбирают одну из фраз и оценивают свою деятельность на уроке.

Слайд №8.

Сегодня я узнал …

Я научился …

Теперь я умею …

Мне было трудно …

10. Итог урока

1-2 мин.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке:

- Ребята, как вы думаете, знания, которые мы сегодня получили на уроке, пригодятся в жизни?

- А в каких случаях мы можем их применить?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Слайд №9.

Приложение №1.

Конспект урока по русскому языку на тему Слова, называющие признаки и действия предметов (2 класс)







Конспект урока по русскому языку на тему Слова, называющие признаки и действия предметов (2 класс)



Подсказка: цвет - черный.

Конспект урока по русскому языку на тему Слова, называющие признаки и действия предметов (2 класс)



Конспект урока по русскому языку на тему Слова, называющие признаки и действия предметов (2 класс)



Подсказка: цвет - серый.

Конспект урока по русскому языку на тему Слова, называющие признаки и действия предметов (2 класс)

Подсказка: цвет - красный.

Конспект урока по русскому языку на тему Слова, называющие признаки и действия предметов (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему Слова, называющие признаки и действия предметов (2 класс)

Подсказка: цвет - черный.

Конспект урока по русскому языку на тему Слова, называющие признаки и действия предметов (2 класс)

Подсказка: в центре - чеснок.

Конспект урока по русскому языку на тему Слова, называющие признаки и действия предметов (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему Слова, называющие признаки и действия предметов (2 класс)

Ответы: белый, сильный, золотой, быстрый, ясный, чистый, солнечный, лесной, ловкий, жаркий.



© 2010-2022