Открытый урок по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

« Станционно- Ребрихинская СОШ»

Алтайского края

Ребрихинского района

Литературное чтение - КВН по теме "Набираемся житейской мудрости"

Учитель начальных классов: Чупикова Любовь Федоровна

Цели и задачи урока:

  • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

  • способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;

  • способствовать развитию креативности мышления учащихся;

  • совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: слайды, карточки с заданиями для работы в группе, учебник, хрестоматия, карандаши цветные.

Ход урока

1.Организационный момент.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок!

- Ребята прикоснитесь ладошками , улыбнитесь и подарите тепло своих сердец друг другу.

Объявление целей урока

Учитель:

- На уроках литературного чтения мы с вами прошли одну большую тему. Как называется эта тема? («Набираемся житейской мудрости»»

- Как вы понимаете выражение «житейская мудрость»?

( жить в согласии, не поддаваться лести, не винить обстоятельства, если сам не можешь этого сделать…)

- Какой житейской мудрости вас научили?

- Какие темы вошли в эту главу?

- Расшифруйте запись на доске.

- Вам знакомо это слово?

-Произведения какого жанра собраны в этой главе?

- Что такое басня?

- От какого древнего слова происходит это слово?

-( от слова «баять», значит говорить)

- Если мы с вами прошли эту главу, как вы думаете какой у нас сегодня будет урок? ( обобщающий)

Басни с вами мы читали

Сколько нового узнали

Сколько басен разных есть

Всех их нам не перечесть!

- Я предлагаю провести урок провести в форме КВН,

- Сегодня соревнуются 3 команды:

1 команда- «Любознательные»

2 команда «Квартет»

3 команда «Чтецы»

Учитель:

Очень верно в своем стихотворении Петр Вяземский отозвался о творчестве

Ивана Крылова, который имел прозвище "дедушка Крылов", данное ему народом, что было лучшим свидетельством его популярности. В 2014 году 15 февраля исполнится

245 лет со дня рождения И.А.Крылова, великого русского баснописца. Этот год 2015 объявлен годом литературы.

Прошло много лет, а в каждом доме знакомы с его произведениями, могут прочитать наизусть его басни.

Сегодня мы посвятим нашу встречу этому замечательному человеку. Также мы вспомним басни других баснописцев.

Слайд1

Конкурс "Разминка"

(Каждая команда получает по 2 вопроса).

Когда и где родился Иван Крылов? (13 февраля 1769 года в Москве).

Какие языки знал писатель? (Французский и древнегреческий).

В какую настольную игру он любил играть в детстве? ( В шашки).

Кто научил читать и писать Ванюшу? (Отец, который очень любил книги)

Кто является родоначальником басен? (Эзоп).

Кто басни писал стихами? (Лафонтен).



  1. Конкурс "Ты - мне, я - тебе"

(Команды задают поочередно друг другу вопросы).

Любознательные.

- Первые басни-современницы, каких сказок?

(Просто древние сказки)

- Чем отличаются басни Эзопа от басен Крылова? ( У Эзопа в прозе, у Крылова в стихотворной форме)

- Где в басне находится мораль, которая содержит вывод?( Или в конце или в начале басни)

Чтецы.

- Когда появились первые басни?

- Что такое басня?( краткий иносказательный рассказ поучительного характера)

- Назовите басни Эзопа и И. Крылова, которые имеют один сюжет?

Квартет.

- Из скольких частей состоит басня?

- Сколько героев в басне И.Крылова "Квартет"?

- Как называются басенные истории, которые путешествуют во времени?( бродячие сюжеты)

2.Конкурс "Угадай басню".

Учитель: В шкатулке спрятаны слова с фразами из басен. Вы, ребята, должны прочитать эти слова и назвать басню.

(Учащиеся выходят, достают карточку с фразами, читают и называют ответ.)

Из кожи лезут вон, а возу нету ходу.

Вертит очками так и сяк.

Какие у нее ужимки и прыжки!

Видит око, да зуб неймет.

С похвал вскружилась голова

А вы, друзья, как не садитесь…

3.Конкурс капитанов.

(По иллюстрации определить название басен ).

Слайд 2

Работа в группах:

4.Кроссворд.

Открытый урок по литературному чтению

По горизонтали:

3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
4. У него к зиме под листом "был готов и стол и дом".
6. Кто без драки "хотел попасть в большие забияки"?
7. Кого по улицам водили, как будто на показ?

По вертикали:

1. Кто смеялся "вперед чужой беде"?
2. Один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись"?
5. Осталась она без обеда из-за своей глупости.

Ответы:

По горизонтали:

3. Обезьяна.
4. Муравей.
6. Моська.
7. Слон.

По вертикали:

  1. Голубок.
    2. Рак.
    5. Ворона.

5.Конкурс "Мозаика"

(Из карточек собрать названия басен)

Лев (быки), лисица (виноград), отец (сыновья), волк (журавль), рыбак (рыбешки), волк (ягненок), стрекоза (муравей), ястреб (соловей), лисица (ворона).

6.Конкурс "Загадочные животные".

Учитель: Здесь даны названия животных - героев басен. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия данных животных.

На доске:

КВОЛ

ПУХЕТ

РАЙВЕУМ

ГУБОЛЬ

ЁСОЛ

ЛСОН

(Дети выполняют задания.)

Учитель: Что у вас получилось?

(Волк, Петух, Муравей, Голубь, Осел, Слон.)

7. Конкурс "Найди пару"

Ворона

Куры

Волк

Огонь

Орел

Ягненок

Роща

Лисица

Обезьяна

Моська

Слон

Очки

8.Конкурс "Чей предмет?"

(Показать предметы из басен. Надо вспомнить названия произведений)

Очки ("Мартышка и Очки").

Зеркало ("Зеркало и Обезьяна").

сыр ("Ворона и лисица").

9.Конкурс "Фотоглаз"

(По иллюстрации определить название басен Лафонтена, выбрать вывод, который подходит к басням).

Вывод:

  1. Люди бывают очень неблагодарными;

  2. Сколько злому человеку добра не делай, благодарности не получишь;

  3. Волк - очень злое неблагодарное животное;

  4. Не надо просить благодарности, если ты помог кому-то;

  5. Не все то золото, что блестит;

  6. Наряд соколий, а походка воронья;

  7. Старый друг лучше новых двух;

  8. От ворон отстала, а к павам не пристала;

10.Конкурс "Домашнее задание"

(Инсценировка басни: "Зеркало и обезьяна", "Ворона и Лисица", "Стрекоза и Муравей".

Итог урока.

Учитель:

- Полезным ли для вас оказался урок?

-Чем? Нужно ли изучать басни?

- Чему они учат?

- Какое настроение у вас после сегодняшнего урока?

- Сейчас мы с вами соберем букеты цветов?

Если вам понравился урок и у вас отличное настроение - соберите букет из красных цветов, хорошее - из желтых, а если вам было скучно и непонятно и настроение плохое - из синих.

(На доске нарисованы три вазы с букетами.)

Учитель: Итак, ребята, вы показали очень хорошие знания басен . Молодцы!

Слово жюри

Давайте подсчитаем жетоны.

Самыми лучшими знатоками басен оказались… (называются имена учащихся).

(Победители награждаются медалями "Лучшему знатоку" .)

Домашнее задание:

сочинить басню с моралью: Любишь кататься, люби и саночки возить.( можно в прозе, а можно в стихах)

Подведение итога.

Наша встреча позволила прикоснуться к жизни и творчеству удивительного человека, которого каждое новое поколение не перестает нежно называть "дедушка Крылов", и с удовольствием читает его произведения.



© 2010-2022