Урок русского языка. 2 класс. Наблюдение случаев написания Ъ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Русский язык. 2 класс.

Тема: Наблюдение случаев написания Ъ.


Цель: сформировать умение писать слова с Ъ и Ь знаками (6 часов)

Задачи:

Предметные:

- выявить роль Ъ и его место в слове.

Личностные:

- формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности.

Метапредметные:

- учить принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- создать условия для формирования умения анализировать и обобщать языковой материал;

- формировать умение пользоваться таблицей;

- развивать умение выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- способствовать формированию умения оценивать ответы товарища.


  1. Организационный момент.

Прочтите пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.

Ум хорошо, а два лучше.

Эта пословица будет эпиграфом сегодняшнего урока.

Почему? (Потому что мы будем работать в парах)


  1. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Прочтите буквы в первой строке и найдите среди них лишнюю. (При затруднении обращаться за помощью к соседу по парте)

а к о э

Найдите лишнюю букву во второй строке.

н д м р

Если найдете лишнюю букву в третьей строке, то сможете определить тему урока.

в а ъ ы

Будем работать с Ъ.

Если кому-то при выполнении задания помог сосед, поблагодарите его.

Ъ - это орфограмма. Что в связи с этим нам надо узнать о Ъ?

(где, зачем, как проверить)


  1. Открытие нового знания.

Чтобы ответить на возникшие вопросы предлагаю провести исследование.

Упр. 119. Выполняют в парах.

А) запишите приставки, после которых возможно написание Ъ.

Об, вы, до, под, раз, за, на, с.

Проверяем.

Б) запишите слова перед корнем которых возможно написание Ъ.

Ехать, явление, этаж, есть, окно, единение, учить, ёжиться (корни выделены).

Проверяем.

В) проверьте себя: используя подчеркнутые слова и приставки, образуйте новые слова с ъ.

Я начинаю: приставка ОБ слово ЕХАТЬ. Вставляю Ъ. Получается слово ОБЪЕХАТЬ.

Работа в парах.

Проверяем (записываю на доску выделяя приставки и корни)

После проведения исследования необходимо зафиксировать результаты и сделать выводы. Предлагаю заполнить таблицу.


Место в слове

Пишется

Роль

Пример

После букв

Перед буквами

Ъ


Сначала обсудите в парах, а потом заполним общую на электронной доске.

Для того чтобы выяснить роль Ъ, произнесите слова с этой буквой.

Последний столбец не заполняем.

Заполняем таблицу на электронной доске.

Это наше предположение. Давайте сверим его с мнением ученых.

Правило с.60.

Разделительный Ъ пишется после приставки на согласный перед буквами Е, Ё, Ю, Я. Разделительный Ъ показывает, что следующая буква гласного обозначает 2 звука.

Верно ли было наше предположение?

Аплодисменты нам!

Что нового узнали из этого правила?

Разделительный Ъ (вписываю в таблицу)

Встаньте. Вы работали в парах. Оцените работу друг друга: похвалите за что-то и, если нужно, дайте совет на будущее.

Заполните таблицу у себя в справочнике (начиная со 2 класса ведутся накопительные справочники по принципу Ментальной карты). Не забудьте заполнить последний столбец. Слова возьмите из предыдущего задания (переписывают с электронной доски).


  1. Первичное закрепление.

Может быть Ъ не очень важен и его можно не писать?

Посмотрите что бывает, когда Ъ не пишут.

Упр. 122.

В лесу обявлен

Всезвериный сезд.

Сегодня никто

Никого не сест.

Всё понятно?

Обсуждаем верное написание. Здесь есть слова в которых пропущен Ъ. Как определить где? В этом нам поможет таблица из справочника. Произнесите слово. Помните про роль Ъ. Где пишется Ъ? Выделяю корни и приставки (Текст этого стихотворения вынесен на электронную доску для визуального восприятия объяснения орфограммы написания ъ)

После разбора доску отключаю, записывают из учебника в соответствии с правилами русского языка.

Проверяют по образцу (на электронной доске).


  1. Самостоятельная работа.

В разных местах класса развешаны карточки со словами, в которых выделены приставки и корни и пропущена буква. Первый вариант выбирает слова, в которых надо писать Ъ, а второй - где не надо.

Слова: раз ( ? ) единить, коп ( ? ) ё, в ( ? ) ехал, весел ( ? ) е, с ( ? ) ел, руч ( ? ) и, под ( ? ) езд, вы ( ? ) ехать, об ( ? ) елся, под ( ? ) учить, об ( ? ) езд, на ( ? ) езд, раз ( ? ) ярён, вороб ( ? ) и.

После выполнения задания становятся у доски в 2 группы. Разбиваются в пары и доказывают друг другу правильность своего выбора.

На доску помещаем слова с Ъ и ещё раз проверяем нужен ли он в них.


  1. Рефлексия.

Вернемся к вопросам которые поставили в начале урока (где пишется Ъ, зачем и как проверить).

Отвечают на поставленные вопросы и обобщают полученные знания. Открытым остался вопрос о проверке орфограммы. Это тема следующего урока.


  1. Домашнее задание.

Упр.26 по тетради. Задание А, В или А, Б, В.

а) Прочитай монолог. Впиши подходящие по рифме слова. Подчеркни разделительные Ь и Ъ.

толк | Говорит барану ______ :

друзья | - Ну какой от дружбы _______ ?

нельзя | Если мы с тобой _________,

волк | Значит, с _ ест _ тебя _______ !

б) Зачем тебе нужен друг?_________________

в) Напиши однокоренные слова к слову ДРУГ.

© 2010-2022