Обобщающий урок-конкурс по литературному чтению Природа и мы

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Литературное чтение. 4 класс

Обобщающий урок - конкурс по теме: «Природа и мы».

ЦЕЛИ УРОКА: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»; развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. Учить работать в группах. Планируемые результаты: предметные :умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,увеличевать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слрв для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим). Оборудование: рисунок дерева на доске, листы с названиями секторов, жетоны, выставка книг, тесты.

Ход урока.

1.Организационный моме ΙΙ.Речевая разминка. Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! Не сыпьте на землю всякую гадость. И даст вам природа здоровье и радость! -Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения. Что вы прочитали? -Найдите глаголы, назовите их. С какой интонацией нужно прочитать это стихотворение? -Прочитайте, выделяя голосом глаголы. 2.Подготовка к восприятию нового. Самые замечательные писатели, большие знатоки природы напоминают нам, что охранять природу - наш долг. - Каких писателей вы знаете, которые с любовью и нежностью пишут о природе. (Дети называют писателей.) - Ребята, чьи произведения мы читали в этом разделе? (Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев.) - Обратите внимание на выставку произведений этих писателей, на портреты. - Какие их произведения вам известны? А сейчас, давайте, обратим свой взор на доску. Эпиграфом нашего урока будут замечательные строки. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни.

4. «Собери мозаику». Подберите к рисункам название произведения и его автора. 2Сообщение темы занятия. - Ребята, скажите, что вы видите на доске? (Рисунки растений, птиц, зверей, насекомых, рыб, объектов природы - озер, рек, гор) - А животных, растения, горы, моря, реки, как можно назвать одним словом? (природа) ΙΙΙ.Актуализация знаний. -Ребята, как вы думаете, почему наш сегодняшний урок мы начали с этого стихотворения? О чём оно? -Сегодня мы завершаем изучение раздела «Природа и мы». Урок «Обобщение» Даёт нам понять, Что мы умеем И что должны знать. Сегодня мы проведём конкурс на лучшего знатока этого раздела в форме игры «Дерево знаний». Выполняя задания, мы будем подниматься вверх, к вершине знаний. За правильные ответы вы получите жетончики. ΙV. Конкурс «Дерево знаний». 1Конкурс «Эрудит.» -Соедините фамилию автора с именем и отчеством. 1.Михаил Михайлович Чарушин 2 .Евгений Иванович Астафьев 3 .Виктор Петрович Пришвин 4. Александр Иванович Мамин-Сибиряк 5 Дмитрий Наркисович Куприн 2сектор «Найди пару». -Соедините фамилию автора с названием его произведения. (Запись на доске). Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка» А.И.Куприн «Кабан» В.П.Астафьев «Приёмыш» Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип» М.М.Пришвин «Барбос и Жулька» - Какие животные живут в нешем краю?(Работа с дополнительной литературой) 3. сектор «Назови произведение». -Какое произведение открывает раздел? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»). -В этом произведении сорока лишилась хвоста. ( М.М.Пришвин «Выскочка»). -Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. ( Е.И. Чарушин «Кабан»). -Этому герою пришлось учиться жить самому, без помощи родителей. (В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»). -Они были разными, но дружба их - крепкой. (А.И.Куприн «Барбос и Жулька»). -Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. ( Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»). 4. сектор «Трудные слова». Сталактит - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост. Яр-крутой берег, обрыв. Сайма -рыбацкая снасть. Фестон-один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. Заполошно- суматошно, неспокойно, взбалмошно. 5. сектор «Бюро находок». -Узнайте, из каких произведений эти предметы? (Рисунки предметов). Норка (« Стрижонок Скрип»). Рога («Кабан»). Хвост («Выскочка»). Миска («Барбос и Жулька»). Лодка («Приёмыш»). Метла («Кабан»). 6. сектор «Угадай-ка». -Ребята, какие средства художественной выразительности вы знаете? Автор какого текста: художественного или научно-познавательного - будет использовать эпитеты, сравнения и олицетворение при описании природы, животных, птиц и растений? С какой целью он будет их использовать? -Угадайте героев произведений. (Дети зачитывают описания героев).
  • Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок - суета
или драка, - он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник - птица! (Серый журавль из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).
  • Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька из рассказа «Барбос и Жулька» А.И. Куприна).
  • Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь из рассказа «Приёмыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка).
  • Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама-стрижиха из рассказа В.П. Астафьева» Стрижонок Скрип»).
  • Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка из рассказа «Выскочка» М.М. Пришвина).
  • Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос из рассказа «Барбос и Жулька» А.И. Куприна).
-Что помогло вам быстро догадаться, о каком герое идёт речь? Приведите примеры. 5.«Секрет здоровья». Физкультминутка: 6 Расположите слова пословицы в правильном порядке и объясните её смысл. Человек, пером, а, птица, умом, красна. (Красна птица пером, а человек умом.) 7.сектор «Это интересно». -Часто человека - его внешность, манеру поведения, характер - сравнивают с животными (птицами). Сейчас проверим, какие вы наблюдательные. Про кого так говорят: Длинноногий, как…(журавль). Мудрый, как…(сова, ворон). Надутый, как…(индюк). Каркает, как…(ворона). Разодетый, как…(павлин). Голосистый, как…(соловей). Походка плавная…(лебединая). Болтливый, как…(сорока). Большеглазый, как …(филин). 8. сектор «Найди лишнее» а)Кабаны Ягуар Марал Василий б)Тарас Приёмыш Соболько Выскочка в) Выскочка Вьюшка Стриж Сороки 9.сектор «Кот в мешке». (Дети выполняют тестовое задание по теме). 10. Составьте по два интересных вопроса по произведениям данного раздела, задайте их соперникам. 11.сектор «Домашнее задание». -Дома вам было задано подумать над вопросом 8 на стр. 112. -О чём пишет М.М. Пришвин? Что его интересует? -Какие важные мысли он высказал в рассказе «Родина»? -Зачем все авторы, чьи рассказы мы читали в этом разделе, создали свои произведения? -Как же им удалось убедить читателей в необходимости охранять природу? - А какие конкретные дела может каждый из нас сделать для охраны природы: - Сбор макулатуры. - Бережное отношение к бумаге, мебели. - Подкормка птиц. - Участие в посадке деревьев и кустарников около школы и дома. Любите родную природу - Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей. V. Итог урока. Рефлексия. -Погубив природу, мы погибнем сами. Ведь природа даёт нам очень многое. Нам есть чему поучиться у её обитателей. Но самая большая ценность, которую человек получает от природы - здоровье. Недаром в народе говорят: « Здоровому всё здорово»! - -Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой. И будьте здоровы! -Наш урок подошёл к концу. -Какой вывод вы сделали для себя? Кому было интересно? -Подсчитайте свои жетончики. Началась весна. Давайте оденем наше дерево в зелёный наряд. Прикрепите листочки на ту ветку, которая соответствует вашим знаниям на сегодняшнем уроке. VΙ. Домашнее задание. -Я советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов с нашей выставки.





© 2010-2022