- Преподавателю
- Начальные классы
- Пояснительная записка к рабочей программе Окружающий мир (3 класс)
Пояснительная записка к рабочей программе Окружающий мир (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трамбачева И.Н. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса на 2015- 2016учебный год составлена мной на основе ФГОС начального общего образования (Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой, планируемых результатов начального общего образования образования и требованиями Примерной основной образовательной программы МБОУ СОШ № 69 г. Новосибирска. Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Общая характеристика курса Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия. В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс - 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68 ч (34 учебные недели).
Результаты освоения курса Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета Время распределяю на прохождение следующих разделов:
«Радость познания» (12 ч)
«Мир как дом» (20 ч)
«Дом как мир» (24 ч)
«В поисках Всемирного наследия» (12 ч)
Тематическое содержание программы 3 класса посвящено теме «От родного дома - к всемирным сокровищам». Она еще больше расширяет круг общения детей: от родного дома - в мир города, родного края, своей страны, к поискам всемирных сокровищ. Любое путешествие начинается от родного порога. Любое путешествие - это открытие мира, это познание себя и окружающих людей. В течение года ведется разговор об уважении к родителям, родственникам, об умении быть гостеприимным, заботливым, внимательным к тем, кто слабее и младше тебя. Помимо развития этих важных нравственных качеств, следует продолжить знакомить ребят с особенностями этикета. Им полезно будет узнать о правилах знакомства, о том, как следует себя вести в гостях, или, напротив, когда твои друзья пришли в гости к тебе, в твой «отчий дом». Первый из разделов учебника «Радость познания» знакомит ребят с методами научного познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение, моделирование), с измерительными инструментами и лабораторным оборудованием, раскрывает роль книги, средств массовой информации, экскурсий и путешествий в знакомстве с природными объектами, фактами истории и общественно-политической жизни. В процессе изучения материала в классе проводятся практические работы «Измерение массы», «Измерение длины», «Туристические планы», «Вода - растворитель». Эти сведения являются базовыми при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся моего класса. Раздел «Мир как дом» направлен на формирование экологической ответственности. Развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки служат темы этого раздела «Лес - волшебный дворец», «Луг - царство цветов и насекомых», «Водоём - дом из воды». В разделе «Дом как мир» предусмотрены темы «Семейный бюджет», «Школа первой помощи», связанные с практической организацией домашнего хозяйства и заботой о безопасном поведении ребёнка в природном и социальном окружении. Заключительный раздел «В поисках Всемирного наследия», решая конкретную задачу знакомства детей с природными и культурными объектами мировой значимости, в то же время закрепляет сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия - личного, семейного, общечеловеческого. Все темы раскрыты в 58 уроках. Оставшиеся 10 часов распределяю на проведение экскурсий и учебных прогулок, посвящаю основам безопасности жизнедеятельности, обобщению по разделам, проектной работе. Часть резерва учебного времени предусматривает организацию игр и концертов в сотрудничестве со взрослыми. Работа на уроках строится с использованием учебной и научно-художественной книги, интерактивной доски, демонстрацией наглядных пособий. Электронное приложение содержит новый материал, тренажёры, проверочные работы. По результатам диагностик, наблюдений во втором классе видно, что у ребят моего класса недостаточно развиты навыки общения в коллективе, умение подчиняться правилам поведения в группе. Поэтому на уроках даю задания, которые предусматривают работу парами и в группах, включаю большое количество игр, которые традиционно учат детей общаться и разрешать конфликты, спорные ситуации. На примере сказок о животных демонстрирую образцы дружеских отношений и взаимопомощи (тема «Животные в народном творчестве»). В разделе «В поисках Всемирного наследия» обучающиеся знакомятся с изречениями мудрецов о различных проблемных социальных ситуациях. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Работа, начатая на уроках, продолжается в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Стараюсь, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Даю конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Запланированы проектные задания с участием взрослых «Любознательный пассажир», «Моя родословная», оформление «Альбома путешествий», составление фоторассказов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса В своей работе использую следующий УМК системы «Перспектива»:
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник в 2-х частях. Изд-во «Просвещение» 2014 г.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Изд-во «Просвещение» 2014 г.
- Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В.(Под ред. А.А. Плешакова) Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. Изд-во «Просвещение» 2014 г.
- Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М. и др. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. Изд-во «Просве-щение» 2014 г.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику. (DVD)
Дополнительная литература, Интернет-ресурсы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Изд-во «Просвещение» 2011 г.
2. Сборник рабочих программ «Перспектива». Изд-во «Просвещение» 2011 г.
3. [Электронный ресурс] Окружающий мир 2 класс: Уроки Кирилла и Мефодия.- М : ООО Кирилл и Мефодий, 2011. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). school2nv.ru/biblioteka/infores/92-mediares.html
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.ede.ru
5. Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа: prosv.ru/umk/perspektiva
6. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа:
http:/nachalka.school-club.ru/about/193/
7. Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа: festival.1 september.ru
8. Мультипортал. - Режим доступа: km.ru/education
Планируемые результаты Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» на конец третьего класса в соответствии с требованиями ФГОС
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
- представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
- мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
- интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
- понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни;
- представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
- представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов Сибири.
Метапредметные результаты
РегулятивныеОбучающиеся научатся:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
- моделировать различные ситуации и явления природы.
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
- определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
- работать с планом местности и его видами, с масштабом;
- ориентироваться относительно сторон света;
- показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
- перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
- перечислять правила ответственного туризма;
- перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
- определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
- приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
- характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
- характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
- показывать на карте водные объекты;
- характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
- характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
- характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
- приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
- перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
- различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
- характеризовать природные сообщества на примере леса;
- характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
- характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
- определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
- перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
- определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
- перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
- определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
- определять значение своего имени;
- характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
- характеризовать основные правила гигиены;
- характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
- оказывать себе и другим людям первую помощь;
- перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
- определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
- толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
- узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
- определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
- определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
- характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
- составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.