Технологическая карта урока по музыке на тему Кантата Александр Невский С. С. Прокофьева. УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьев

Цель: знакомство детей с понятиями «кант» и «кантата»; создать единый музыкальный образ России на примере кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева.

  • Задачи: познакомить с музыкальным и литературным содержанием кантаты «Александр Невский»;

  • научиться определять событие в кантате по музыкальными фрагментам;

  • в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

  • воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

Средства обучения: Учебник «Музыка» 3 класс Критская, ПК, наглядные пособия.

Музыкальная литература:

  • Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»;

  • Хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский»;

  • «Осень постучалась к нам» сл. Т.Прописнова, муз. И.Смирнова;

  • Сергей и Екатерина Железновы - Королевский марш (физкультминутка).















Технологическая карта

Этапы урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогические приемы

Ожидаемые результаты

Организационный момент

Эмоциональный настрой учащихся на работу

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Здравствуйте, ребята.

Приветствуют учителя


Положительный настрой на урок.

Актуализация знаний

Закрепить материал, пройденный на прошлом уроке.

Для начала, давайте вспомним, что вы проходили на прошлом уроке?

Что такое кант?

Когда они появились?

Кант- род бытовой многоголосной песни, распространённой в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально К. создавались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства и в монастырях.


Активное участие, умение слушать, анализировать ранее полученные знания

Основная часть

Изучение нового материала. Осмысление учащимися жанровых особенностей кантаты на примере фрагмента из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева.



Ребята, у вас на столах лежат листочки, откройте их и прочитайте.

О чем или о ком этот отрывок?

Кто такой Александр Невский?





Чем он прославился?

Биография Александра Невского знаменательно большим количеством много побед. Так, в июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы князь получил почетный псевдоним «Невский».

За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения.

Его именем называли улицы, о нем писали повести. Так же великий русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал кантату «Александр Невский».

Кантата-это большое музыкальное произведение для симфонического оркестра, хора и солиста.

И сейчас, мы с вами прослушаем хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский», а после вы ответите на вопросы:

1) Что происходит в этом музыкальном фрагменте?







2) Как композитор передаёт состояние тревоги, взволнованности во вступлении к хору?

Древнерусский обычай возвещать о важных событиях ударами набатного колокола отражён в оркестровом вступлении, а позже в сопровождении хора. В мелодии хора слышны энергичные, восклицательные и призывные интонации. Ритм марша подчёркивает героический величавый характер хора. Интересно то, что данное произведение слушали солдаты во время Великой Отечественной войны, в качестве призыва к бою за Русь Матушку.




(Дети читают)





Об Александре Невском.



Александр Невский-великий князь Владимирский, великий русский полководец.

15 июля 1240 года Невская битва и 5 апреля 1242 года Ледовое побоище на Чудском озере.





























В песне призывают русских людей на смертный бой за матушку Русь.



Звон колоколов

Раздаю листочки с текстом

















































Слушание фрагмента из кантаты























Умение слушать. Умение анализировать полученные знания, умение анализировать музыкальное произведение. Умение доказательно высказывать свое мнение.

Музыкально-ритмические движения

Развить музыкально-ритмические чувства.

Ребята, в старину полководцы чтобы поддерживать свою форму и быть сильными занимались спортом и много тренировались. Давайте и мы, что бы всегда оставаться сильными, спортивными и здоровыми, проделаем упражнения под музыку.

Исполняют движения под музыку

Музыкальная физкультминутка

Научить выполнять движения в соответствии с мелодией.

Вокально-хоровая работа

Развитие вокальных навыков. Разучивание новой песни.

А теперь давайте распоемся.

На прошлых занятиях вы выучили песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и мы сейчас ее повторим.

Ребята, кто знает когда бывает призыв в армию?

Вам нравится осень?

Почему?

Многие великие люди посвятили этому времени года свои произведения. Так же, любимым временем года А.С. Пушкина была осень. И сегодня мы с вами разучим песню, которая называется «Осень постучалась к нам»










Осенью и весной



Да (Нет)

Нравится потому что природа обретает яркие краски. (Не нравится потому что холодно, грязно, идут дожди)








распевка



Поют песню «Солдатушки»









разучивание песни по фразам
(прил. 1)

Формирование исполнительских навыков, умения слушать, умение интонировать мелодию новой песни.

Рефлексия

Закрепление и обобщение нового материала.

Итак, а теперь я буду говорить вам высказывание, а вы, если высказывание верное встаете, а если нет-остаетесь на месте.

Сергей Сергеевич Прокофьев в кантате «Александр Невский» раскрывает образ Великого русского князя с помощью музыки. Музыкальное произведение позволяет не забывать о подвиге Великого князя. А с другими фрагментами из этого произведения вы познакомитесь в старших классах.












(прил.2)

Умение обобщать полученные знания. Формировать собственное отношение к изучаемому материалу.





© 2010-2022