Урок-исследование по окружающему миру на тему Вода и её свойства. Три состояния воды (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок-исследование по окружающему миру во 2классе Тема. Вода и её свойства. Три состояния воды. Цели урока: познакомить учащихся со свойствами воды, с тремя состояниями воды, показать возможность перехода из одного состояния в другое; учить наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе, водным богатствам. Оборудование: Для опытов: пробирки, соль, чай, песок, глина, молоко, стаканы, деревянная палочка, чайник, ложка. Глобус, карта полушарий. ТСО - магнитофон, звукозапись (живая вода). Энциклопедии «Я познаю мир. Медицина», «Я познаю мир. Экология», «Я познаю мир. География». Выставка книг о природе.

Ход урока

  1. Приветствие класса.
  2. Изучение нового материала.
  • Сегодня на нашем уроке мы почувствуем себя в роли учёных- исследователей. Будем ставить опыты, наблюдать, делать выводы, высказывать научные соображения.
Темой нашего исследования станет вода. Мы должны будем узнать свойства воды в разных её состояниях.
  • Посмотрите на глобус. Какого цвета больше, каким кажется глобус?
  • Голубым цветом изображена на глобусе вода - все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. На нашей планете 4 океана. Назовите их.
  • Да верно. Самый большой - Тихий океан, затем - Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
  • Кроме этого, участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера - это всё водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь небольшая часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках, озёрах, её совсем немного на Земле. В морях и океанах вода горько-солёная. Таким образом, водоёмы можно поделить на 2 группы. (На доске появляется схема.)

Водоёмы Естественные Искусственные (созданы самой природой) (созданы человеком для своих нужд)

  • Отгадаем загадки, узнаем, какие существуют естественные водоёмы? (Дети отгадывают загадки, схема дополняется таблицами.)

Не проедешь, не пройдёшь - Обойдёшь сторонкой.

И водицы не попьёшь С зеленоватой плёнкой.

(болото)

Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.

(река)

Шириною широко, Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся, Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна.

И горька и солена.

(море, океан)

К маме - речке я бегу И молчать я не могу.

Я её сын родной А родился весной.

(ручей)


  • К искусственным водоёмам можно отнести - пруд, водохранилище, канал.
  • Вода есть и в глубине Земли, и в атмосфере. Благодаря воде возникла и сохранилась жизнь на нашей планете.
  • Я знаю, что вы у меня очень интересующиеся дети, много читаете, смотрите различные телепередачи. И некоторые из вас к сегодняшнему уроку подготовили интересные справки - историческую, географическую, медицинскую. (Дети выступают с заранее подготовленными научными сообщениями по темам.)
  • Более подробно узнаем обо всём постепенно на уроках истории, географии, биологии и т.д.
  1. Практическая работа.
  • Давайте исследуем воду и узнаем её удивительные качества и свойства.
  • Настоящие учёные в ходе своего исследования делают много записей, которые потом анализируют, делают выводы. Мы с вами попробуем сделать то же самое. Заготовим таблицу, которую будем заполнять по мере изучения свойств воды в разных её состояниях.

Свойства

Состояние воды

Жидкое

Твёрдое

Газообразное






  • Вода в природе может находиться в 3 состояниях. В каких, давайте определим.
  1. Если перельём воду из стакана в стакан, то получим жидкое состояние. (Запись в таблицу.)
Б) Если мы нальём воду в блюдо, поставим в морозильник, что произойдёт? Твёрдое состояние. (Запись в таблицу.)
  1. Летом можно наблюдать такую картину: прошёл летний дождь, выглянуло солнце, лужи высохли. Куда делась вода? Она испарилась. Мы говорим испарилась, то есть превратилась в пар, это и есть газообразное состояние. (Запись в таблицу.)
-Таким образом, вода может находиться в 3 состояниях. Начинаем определять свойства жидкой воды. Для этого проведём ряд опытов. Опыт № 1. (Заполняется графа в таблице: цвет, вкус, запах.) Нальём в 1 стакан воду, а в другой - молоко: а) При помощи какого органа чувств мы определяем цвет? б) При помощи какого органа чувств мы определяем вкус? в) При помощи какого органа чувств мы определяем запах? г) Опустим ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Сделаем вывод о прозрачности этих жидкостей. д) Капнем воду на поверхность. Посмотрите на форму. Добавим ещё воды. Что произошло? Капли растеклись. Это свойство называется текучестью. Им обладают все жидкости.
  • Кроме этих свойств, вода обладает рядом необычных свойств:
а) способность удерживать тепло; б) вода - растворитель. Опыт № 2.
  • Приготовим 4 пробирки с водой. В первую добавляем соль, во вторую - чай, в третью - речной песок, в четвёртую - глину. Размешиваем палочкой. Наблюдаем.
  • Зачем добавляют сахар в чай, соль в суп?
  • Чем больше в воде растворённых примесей, тем больше изменяются её вкус и свойства.
  • Растворение - это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.
  • Какие органы чувств помогают нам определить, что в воде есть посторонние вещества? (обоняния, осязания, вкуса, зрения)
  • Как можно очистить воду от нерастворимых веществ? Ответить на этот вопрос поможет следующий опыт.
Опыт № 3. а) из пробирки с водой, в которую добавлен речной песок, пропустить воду через воронку с фильтровальной бумагой. Сделаем вывод. (Вода слилась в стакан, песок остался на фильтре.) б) пропустить через фильтр воду с растворённым в ней чаем. Сделать вывод. в) сравните 2 результата. Фильтрование - это очистка воды от нерастворимых примесей.
  • Подумайте, почему родниковая вода чистая?
  • Если вы пойдёте в лес, откуда будете брать воду для приготовления пищи?
  • Почему в жаркий день очень хочется пить?
  • Если не поливать стоящие на подоконнике комнатные цветы, они засохнут. Объясните, почему.
  • Вода - единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях. Может переходить из одного состояния в другое. При помощи следующего опыта мы это проверим.
Опыт № 4. а) Доведём до кипения чайник. Вода при кипении превращается в прозрачный водяной пар. Процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением. Невидимый водяной пар находится у носика чайника, остывая в воздухе, пар превращается в туман. Туман - это мельчайшие капельки жидкой воды. Его мы видим, когда он струйкой вырывается из носика чайника и поднимается вверх. б) Поднесём к носику чайника холодную ложку. Она покрылась мельчайшими капельками воды. Если мы ложку ненадолго положим в морозильник, то она покроется ледяной коркой. Если мы ложку вновь внесём в тёплую комнату - на ложке окажется вода. Мы вернули воду в начальное состояние.
  • Попробуем определить свойства пара. Данные заносим в таблицу. (Определяем пар по цвету, запаху, вкусу, прозрачности, текучести.)
  • Подводим итог нашей совместной работы. На основании данных таблицы обобщите свойства воды.
  • С какими новыми терминами мы познакомились? Что они означают? (прозрачность, текучесть, растворитель, растворение, фильтрование, испарение)
  1. Зачётная работа.
Ответить на вопросы: 1. Где человек использует воду?

Хозяйственные нужды, гигиена

Отдых

Транспорт






  1. Домашнее задание.
  1. Устно ответить на вопросы по материалу учебника стр. 95-107.
  2. Закончить заполнение таблицы.
  3. Нарисовать несколько запрещающих и предупреждающих знаков об охране водоёма.
© 2010-2022