- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-исследование по окружающему миру на тему Вода и её свойства. Три состояния воды (2 класс)
Урок-исследование по окружающему миру на тему Вода и её свойства. Три состояния воды (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гибадуллина И.Г. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Урок-исследование по окружающему миру во 2классе Тема. Вода и её свойства. Три состояния воды. Цели урока: познакомить учащихся со свойствами воды, с тремя состояниями воды, показать возможность перехода из одного состояния в другое; учить наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе, водным богатствам. Оборудование: Для опытов: пробирки, соль, чай, песок, глина, молоко, стаканы, деревянная палочка, чайник, ложка. Глобус, карта полушарий. ТСО - магнитофон, звукозапись (живая вода). Энциклопедии «Я познаю мир. Медицина», «Я познаю мир. Экология», «Я познаю мир. География». Выставка книг о природе. Ход урока
- Приветствие класса.
- Изучение нового материала.
- Сегодня на нашем уроке мы почувствуем себя в роли учёных- исследователей. Будем ставить опыты, наблюдать, делать выводы, высказывать научные соображения.
- Посмотрите на глобус. Какого цвета больше, каким кажется глобус?
- Голубым цветом изображена на глобусе вода - все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. На нашей планете 4 океана. Назовите их.
- Да верно. Самый большой - Тихий океан, затем - Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
- Кроме этого, участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера - это всё водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь небольшая часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках, озёрах, её совсем немного на Земле. В морях и океанах вода горько-солёная. Таким образом, водоёмы можно поделить на 2 группы. (На доске появляется схема.)
Водоёмы Естественные Искусственные (созданы самой природой) (созданы человеком для своих нужд)
-
Отгадаем загадки, узнаем, какие существуют естественные водоёмы? (Дети отгадывают загадки, схема дополняется таблицами.)
Не проедешь, не пройдёшь - Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьёшь С зеленоватой плёнкой.
(болото)
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
(река)
Шириною широко, Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся, Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна.
И горька и солена.
(море, океан)
К маме - речке я бегу И молчать я не могу.
Я её сын родной А родился весной.
(ручей)
- К искусственным водоёмам можно отнести - пруд, водохранилище, канал.
- Вода есть и в глубине Земли, и в атмосфере. Благодаря воде возникла и сохранилась жизнь на нашей планете.
- Я знаю, что вы у меня очень интересующиеся дети, много читаете, смотрите различные телепередачи. И некоторые из вас к сегодняшнему уроку подготовили интересные справки - историческую, географическую, медицинскую. (Дети выступают с заранее подготовленными научными сообщениями по темам.)
- Более подробно узнаем обо всём постепенно на уроках истории, географии, биологии и т.д.
- Практическая работа.
- Давайте исследуем воду и узнаем её удивительные качества и свойства.
- Настоящие учёные в ходе своего исследования делают много записей, которые потом анализируют, делают выводы. Мы с вами попробуем сделать то же самое. Заготовим таблицу, которую будем заполнять по мере изучения свойств воды в разных её состояниях.
Свойства
Состояние воды
Жидкое
Твёрдое
Газообразное
- Вода в природе может находиться в 3 состояниях. В каких, давайте определим.
- Если перельём воду из стакана в стакан, то получим жидкое состояние. (Запись в таблицу.)
- Летом можно наблюдать такую картину: прошёл летний дождь, выглянуло солнце, лужи высохли. Куда делась вода? Она испарилась. Мы говорим испарилась, то есть превратилась в пар, это и есть газообразное состояние. (Запись в таблицу.)
- Кроме этих свойств, вода обладает рядом необычных свойств:
- Приготовим 4 пробирки с водой. В первую добавляем соль, во вторую - чай, в третью - речной песок, в четвёртую - глину. Размешиваем палочкой. Наблюдаем.
- Зачем добавляют сахар в чай, соль в суп?
- Чем больше в воде растворённых примесей, тем больше изменяются её вкус и свойства.
- Растворение - это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.
- Какие органы чувств помогают нам определить, что в воде есть посторонние вещества? (обоняния, осязания, вкуса, зрения)
- Как можно очистить воду от нерастворимых веществ? Ответить на этот вопрос поможет следующий опыт.
- Подумайте, почему родниковая вода чистая?
- Если вы пойдёте в лес, откуда будете брать воду для приготовления пищи?
- Почему в жаркий день очень хочется пить?
- Если не поливать стоящие на подоконнике комнатные цветы, они засохнут. Объясните, почему.
- Вода - единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях. Может переходить из одного состояния в другое. При помощи следующего опыта мы это проверим.
- Попробуем определить свойства пара. Данные заносим в таблицу. (Определяем пар по цвету, запаху, вкусу, прозрачности, текучести.)
- Подводим итог нашей совместной работы. На основании данных таблицы обобщите свойства воды.
- С какими новыми терминами мы познакомились? Что они означают? (прозрачность, текучесть, растворитель, растворение, фильтрование, испарение)
- Зачётная работа.
Хозяйственные нужды, гигиена
Отдых
Транспорт
- Домашнее задание.
- Устно ответить на вопросы по материалу учебника стр. 95-107.
- Закончить заполнение таблицы.
- Нарисовать несколько запрещающих и предупреждающих знаков об охране водоёма.