Формирование патриотизма у младших школьников через организацию проектно - исследовательской деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование патриотизма у младших школьников через организацию проектно - исследовательской деятельности.

О.Ж. Еремеева, учитель начальных классов,

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа№118», город Омск, eremeeva14_1968.mail.ru

Дети нового столетия… Сегодня наиболее спорны вопросы их образования, воспитания, общения. Как непохожи они на своих сверстников, которые приходили в школу ещё 5-6 лет назад. Заметьте, раньше изменения в образовательном процессе мы считали десятилетиями. И, дело даже не в том, что наша жизнь стремительно меняется. В школу приходят другие дети, а значит и школа должна становиться другой.

Именно сегодня необходимо искать новые методы и приемы, по другому организовывать учебный процесс, причём делать это достаточно быстро, ведь дети не могут ждать.

Сегодня необходимо построить процесс обучения так, чтобы сформировать у детей способность самостоятельно мыслить, находить и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Безусловно, всё это первоочередные задачи, но учитель, особенно в современном обществе не должен забывать о том, чтобы социализировать ребёнка, научить его уважать не только родителей, но и свою школу, свою страну. Сделать это сегодня необычайно сложно! Этим обусловлено введение образовательных методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Эффективность применения проектной деятельности заключается в следующем:

  • происходит развитие творческого мышления ;

  • меняется роль учителя ему необходимо направлять познавательную деятельность ребёнка;

  • формируются способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.

Организовывая исследовательскую деятельность, необходимо помнить, что любая образовательная технология имеет свои «плюсы» и «минусы». Наряду с большим количеством положительных моментов надо учесть, что исследовательская деятельность имеет свои негативные стороны, а именно:

1) неравномерность нагрузки учащихся и учителей на разных этапах работы;

2) сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя (если в разработке темы принимает участие несколько человек);

3) риск неудачного окончания работы;

4) невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

Я работаю с младшими школьниками и для меня важны все аспекты этой работы так опыта у детей, а зачастую и их родителей нет совсем. Поэтому, неоценимую помощь оказывают родители, которых тоже нужно научить. Этапы работы над проектами давно разработаны и апробированы. Учителям практикам необходимо делиться опытом организации конкретных проектов, которые особенно удачно проведены.

Расскажу об опыте работы над проектом, посвященному дню Великой Победы.

Я считаю её большой победой не только своей, но и семьи Баяновых. Возможно, если бы не проектная деятельность, всё не получилось бы таким ярким и запоминающимся! Для меня открылась ещё одна грань проектно - исследовательской деятельности, которая помогает не только научить и сплотить детей, но и может объединить семьи, а ещё, немаловажно, повернуть сознание не только детей, но и взрослых!

Итак, всё началось с того, что одно из наших занятий проходило накануне 9 мая. И , конечно, я не смогла обойти тему Великой Победы. На мой вопрос «Что для вас праздник 9 мая» Ученики 3 класса ответили: « Выходной! Салют! Что там могут быть за проекты?» И всё? А как же война прошла через каждую семью? Я ужаснулась! Было решено сделать подарок для семьи альбом на память «История войны в моей семье» Впервые за всё время проектно - исследовательской деятельности дети получили домашнее задание организовать родителей , бабушек, дедушек и рассказать об истории войны в семье, ребятам необходимо было поработать с документами, фотографиями, которые хранятся дома.

Честно сказать, такого я не ожидала! Дети принесли массу фотографий, газет, разных документов военных лет, которые запросто могли бы украсить любой музей воинской славы. В довершении всего на занятие пришла мама Насти Баяновой и принесла настоящие боевые ордена своего дедушки Орлянского Якова Григорьевича. Нужно было видеть глаза детей, когда они прикасались к наградам военного времени, невозможно передать это ощущение гордости и восторга за наших ветеранов!

Виктория Валерьевна попросила разрешения присутствовать на занятии, именно с этого и начался наш семейный проект. Нужно заметить, что все документы, справки, военные книжки и выписки из госпиталей хранились в семье в беспорядке. Никто в семье толком не знал, какой путь прошёл дедушки, за что получил боевые ордена, где был ранен. Не только ребёнок, но и родители учились сканировать документы, составлять таблицы, подбирать музыку, вырезать нужные кадры из фильмов. Кроме того, пришлось звонить сестрам в Красноярск, с просьбой выслать магнитофонные записи с воспоминаниями о войне. В день защиты проектов пришла вся семья: мама, папа, младшая сестра и бабушка! Как все волновались!

В группе из 5 проектов 4 были посвящены войне!

После защиты мы не хотели расходиться. Долго разговаривали, спорили, обсуждали. Родители радовались, что школа может предложить детям такие формы обучения, которые способны поменять отношение к жизни не только детей, но и взрослых!

Мы не остановились только на военных проектах. В своём классе организовали конкурс рассказов о своих воевавших родственниках! Целый месяц со стен нашего класса на нас смотрели люди, чьи жизни опалила война.

На следующий год Настя и её семья приняли участие в акции «Бессмертный полк»

Проект был успешно завершён. Главным для меня оказалось, что правильная организация проектной деятельности может соединить семьи, рассказать обучающимся об истории своей страны, помочь обрести новые знания, изменить своё отношение к происходящему. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что те обучающиеся, которые открывают для себя историю страны, семьи, через исследовательскую деятельность по другому относятся к окружающему миру. Им не нужно объяснять, почему нужно вставать, когда звучит гимн России, зачем уступать место в транспорте пожилым людям, как относится к нашему хрупкому миру, который мы храним уже 70 лет.

Литература:

  1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М., БАЛЛАС, 2008;

  2. Гилярова М. Г. «Проектная деятельность». - М., 2007.

  3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. - М., 2007.


© 2010-2022