- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок основ православной культуры по теме: «Заочная экскурсия в православный храм»
Урок основ православной культуры по теме: «Заочная экскурсия в православный храм»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жерлицына И.В. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок основ православной культуры
Форма урока: урок-экскурсия.
Тема:
«Заочная экскурсия в православный храм»
Цель занятия: дать представление о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов.
Задачи:
-
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
-
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
-
Познакомить с понятием «храм - дом Божий».
-
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
-
Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
-
Подготовить учеников к посещению храма
УМК: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация слайдов, фрагменты аудиозаписи колокольного звона, музыкальный центр,
раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Сообщение темы занятия.
На земле благословенной,
Где течёт Оскол-река,
Божий храм стоит смиренно-
Купол…Небо…Облака…
(слайд № 1) Ребята, сегодня нас ждет необычный урок. Мы совершим экскурсию в православный храм.
Можно ли представить себе современный русский город или станицу без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм - источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое. (слайд № 2) (учитель сообщает цель и задачи урока)
II. Повторение
Попробуем дать определение слову «храм».
(учащиеся дают определения слову «храм») (слайд № 3)
Ученик 1: Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.
Ученик 2: Храм-это центр нашей духовной жизни. В нём совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение на семейную жизнь, здесь нас провожают в путь вечной жизни.
Что чувствует человек, посещающий храм?
Ученик 3: В храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в церкви, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укреплённым духовно. III. Изучение нового материала.
1.Беседа с учащимися.
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.
Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.
Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? (слайд № 4)
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
(слайд № 5)Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, маковка-форма луковицы). Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Давайте поразмышляем, что символизирует разное количество куполов:
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав ( семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
(слайд № 6)Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
2.Выполнение задания.
Прослушивание фрагментов колокольных звонов.
Вы услышите несколько видов колокольных звонов. Назовите их, что они обозначают?
Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Назовите, в честь кого названы эти храмы.
(слайд № 7)
Учащиеся отвечают:
1. Храм Софии в Новгороде;
2.Храм Покрова на Нерли;
3.Храм Христа Спасителя;
4. Храм Успения Божией Матери во Владимире;
5.Собор Василия Блаженного.
3.Заочная экскурсия в храм.
Давайте перенесёмся в храм на некоторое время. (слайд № 8)
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
(слайд № 9)Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
(слайд № 10) В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. (слайд № 11)
(слайд № 12) Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть- место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик - каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.
(слайд № 13) Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.
(слайд № 14) Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица.
4.Выполнение задания.
На партах у вас раздаточный материал « Интеллектуальное лото», ваша задача, прослушав мои комментарии и рассмотрев фотографию предмета, подобрать термин к данному определению.
(слайд № 15) Антиминс - главный священный предмет храма, без него нельзя совершать богослужение.
(слайд № 16) Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. У северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником.
(слайд № 17) Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом.
(слайд № 18) Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.
Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).
(слайд № 19) Что отделяет алтарь от центральной части храма? Иконостас.
Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. "возвышение посреди храма"), а ее середину солеи - амвоном (греч. "восхожу"). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников "клирошане", то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. "жребий, надел"). (слайд № 20) У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.
(слайд № 21) В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса катапитасма. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.
(слайд № 22) В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.
Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа -икону Спасителя Иисуса Христа, правее - местную икону. Правее южной двери могут быть другие иконы. Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы.
Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.
Третий ряд - это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов.
Четвертый ряд - пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.
IV. Проверка усвоения нового материала.
В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны.
(Учащиеся зачитывают определение и называют термин).
(слайд № 23)
V. Коллективная работа.
(слайд № 24)Часто ли вы бываете в храме? Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм: (слайд № 25)
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам -
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Учитель:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь? Как мы заходим в храм? Как мы стоим во время богослужения? Как оканчивается божественная литургия?
VI. Итог занятия.
Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
(слайд № 26)Храм божий - небесный островок на грешной земле.
Ваше домашнее задание будет нарисовать храм вашей мечты и подобрать стихотворение о храме.
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают -
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко Небо там к земле,
Что потом печально возвратиться
В грешный мир, лежащий весь во зле.
Но душа опять будет вновь стремиться
В чудный мир, обратно, к тишине,
В мир святой, где может возродиться
Та любовь, что спит еще во мне.
Учебно-методическое обеспечение
-
Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;
-
УМК «Православная культура» Скоробогатов
-
Закон Божий, «Оранта», -2008;
3. old-rus.narod.ru/prav.html
4. rus-sobori.ru/info/
5. rustrana.ru/