«Реализация самообразования в системе работы педагога с целью улучшения качества знаний»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ «Беловская средняя общеобразовательная школа»









Доклад «Реализация самообразования в системе работы педагога с целью улучшения качества знаний»







Учитель начальных классов Старченкова Ирина Геннадьевна







2014-2015 уч. год Моя тема самообразования: «Формирование орфографической зоркости у младших школьников»

(слайд 1) По данной теме я работаю второй год. С детьми работаю с 3 класса. После проведения входных контрольных работ в 3 классе было выявлено, что успеваемость по предмету русский язык составляет 75 %, качество знаний-25%. Большую часть ошибок составляли слова на корневые орфограммы, где 56% из них на правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Такие результаты меня насторожили. После проведения работы над ошибками, выяснила, что большинство детей могут воспроизвести изученное правило и привести примеры. В чём же дело? Ответ очевиден: ученики не видят «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила. «Орфографическая слепота» школьников - одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок. Кроме того, выяснилось, что 6 из 18 учащихся имеют дефекты в речи. Эти дети допускают много субъективных ошибок (искажения, замена, пропуск, вставка лишних букв)

Такая ситуация подтолкнула к определению направления и темы самообразования.

Направление - методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) Актуальность этой темы вижу в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека.

Цель: повышение уровня грамотности учащихся и выявление эффективных способов формирования орфографической зоркости.


Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- провести теоретический анализ лингвистической, методической и психолого-педагогической литературы по данной теме;

- определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;

- изучение и использование педагогом в своей профессиональной

деятельности современных педагогических технологий;

- изучить приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся и

применять их на уроках; - создание методической «копилки» приёмов, упражнений, развивающих орфографическую зоркость;
С первых уроков при проведении звукобуквенного разбора слов я выяснила, что дети испытывают серьёзные затруднения. У них слабо развиты такие фонетические умения как: -умение слышать звучащее слово в правильном орфоэпическом режиме; -умение интонационно выделять и называть по порядку звуки в слове; -умение ориентироваться в звуках- «соседях»; -умение характеризовать звуки; (слайд 2) Я предположила, что несформированность этих умений в должной степени - одна из главных причин «орфографической слепоты» моих учеников. Чтобы определить новые подходы в изучении орфографии в начальных классах мною была проанализирована система изучения орфограмм в учебниках по программе «Перспективная начальная школа». Также на первом этапе работы я стала искать в методической литературе ответ на вопрос: чего же не достаёт в орфографической подготовке моих учащихся? Возможно, я найду подтверждение своему предположению относительно фонематических умений. (слайд 3-4) В настоящее время четко определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая. Пишущий человек всегда отправляется от слышимого. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Ученые - психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, он запомнит его зрительно и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так хорошо, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. Известные педагоги М.С. Соловейчик и О.О. Харченко говорят о том, что «работу по формированию орфографической зоркости нужно начинать заблаговременно, до изучения основных орфографических правил, поскольку применение правила - это решение уже обнаруженной и поставленной перед собой орфографической задачи». Становление орфографической зоркости начинается в 1-м классе в период обучения грамоте. Орфографическая зоркость и определяется учёными как «умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая, какой из них в сильной позиции, а какой - в слабой и, значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании». Условия успешной работы над формированием орфографической зоркости (слайд 5)

  • на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, достаточное развитие всего комплекса фонематических умений;
  • познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;
  • систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения
  • Немаловажным фактором формирования орфографической зоркости является «рукодвигательный» фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроках необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает», а затем пишет его уже автоматически. Большую роль в формировании орфографического навыка играет проговаривание. Именно орфографическое проговаривание - так как надо писать. У младших школьников следует формировать четыре собственно орфографических умения (слайд 6)

  • ставить орфографические задачи, т. е обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью)

  • устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи)

  • применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи)

  • проверять написанное (осуществлять орфографический самоконтроль)

Основываясь на этих сведениях и убедившись в правильности предположения относительно фонетических умений, на уроках русского языка я систематически стала включать работу по совершенствованию этих умений ( были указаны выше). Затем ученики отмечали орфограммы по объективному признаку (упражнения с «окошечками»), называли вид орфограммы, вспоминали правило, подбирали проверочное слово. На этом этапе я столкнулась с проблемой подбора проверочных слов, так как у многих детей скудный словарный запас. Следовательно, в урок я стала включать упражнения в подборе однокоренных слов. Помня о нарушениях в речи некоторых моих учеников, мне ещё нужно было проводить работу и в этом направлении. Хорошую помощь оказывают курсы по внеурочной деятельности учащихся «Занимательная риторика» и «Театральный кружок», где отводится место для логопедических упражнений. Курс «Занимательная риторика» ведёт учитель русского языка и литературы, работающий в среднем и старшем звене. В 5 классе мои ученики продолжат обучение у этого же учителя. Сейчас мы ведём совместную работу по возникающим проблемам в изучении предмета (преемственность). В результате нам удалось добиться того, что у детей снизилось количество ошибок на искажение, перестановку, замену, пропуск, вставку лишних букв. Один из таких учеников Сухарев Константин в этой четверти имеет по русскому языку «4». Очень помогает работа со словарями (орфографический, обратный или грамматический, орфоэпический, словообразовательный, этимологический, толковый, фразеологический), размещёнными в учебнике «Русский язык». На уроках окружающего мира, литературного чтения, математики я всегда обращаю внимание учеников на написание научных терминов, они проговаривают их по слогам и записывают в тетрадь. Помогает в работе по данной проблеме посещение уроков коллег, проведение и обсуждение открытых уроков. Хочется заметить, что в 3 классе в школьной предметной олимпиаде по русскому языку пожелали участвовать только 2 человека из класса, а в 4 классе участвовали половина учащихся. Работая над проблемой формирования орфографической зоркости, использую следующие приёмы, упражнения, памятки, алгоритмы, карточки- подсказки (приложение и слайды). «Складываю» в эту копилку упражнения для 1-2 класса, которые мне пригодятся в скором времени. Наглядно увидеть повышение качества знаний учащихся с начала 3 класса по 3 четверть 4 класса можно увидеть по диаграмме (слайды 7-8). Большую помощь в работе оказывают использование компьютера и мультимедийного оборудования (интерактивные диктанты, тесты, презентации и т.д.), а также осуществление системно-деятельностного подхода в обучении. В портфолио учащихся имеются таблицы, в которые они вносят результаты диктантов, контрольных тестов, проверочных работ и записывают, над чем предстоит работать.

Успехи в орфографической подготовке придают ученику уверенность в собственных силах и повышают уровень мотивации к изучению предмета.

В дальнейшем планирую продолжить работу над этой темой. В настоящее время я прохожу дистанционное обучение в педагогическом университете «Первое сентября», г. Москва. Тема курса повышения квалификации «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». Лекторы: М. С Соловейчик и О.О. Харченко. Мною уже изучены лекции «Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников», «Формирование орфографической зоркости как базового орфографического умения», «Обучение сознательному пропуску буквы как путь к безошибочному письму», сведения из которых мне очень помогут в обучении первоклассников.

Мне предстоит пополнить запас теоретических знаний о новых подходах в изучении следующих вопросов:

- Использование словарей как способ решения орфографической задачи.

-Учим решать орфографические задачи в корне слова.

-Обучение решению орфографических задач в окончании имён существительных.

- Обучение решению орфографических задач в личных окончаниях глаголов.

-Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения.

Также необходимо продолжить формирование методической «копилки» по данной проблеме.

В следующем учебном году мне предстоит работать с 1 классом. Я знаю о возможных причинах «орфографической слепоты» школьников. Имея теоретическую подготовку о новых подходах, я смогу их применять в период обучения грамоте и в дальнейшем.

Приложение

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

1. Списывание. Алгоритм, который я применяю на своих уроках: *внимательно прочитай предложение; *повтори его не заглядывая в текст; *найди, объясни и подчеркни все орфограммы в предложении; *прочитай предложение орфографически; *повтори ещё раз предложение, орфографически проговаривая все звуки; * закрой предложение; начинай писать, диктуя себе по слогам орфографически; * сверь записанный текст, особое внимание обращая на орфограммы, подчеркни их;

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию списать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того, рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет слово из прочитанного орфоэпически (как говорим), а ребёнок диктует его орфографически. Время для списывания отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями. Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания: *выпиши предложения, выражающие основную мысль текста: восклицательное, побудительное, повествовательное, вопросительное; предложение, соответствующее схеме и т.д. *выпиши слова - синонимы, слова - антонимы, родственные слова и т.д *выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм *выпиши слова с пропущенными буквами, определите, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слова; *выпиши слова определённой части речи; * выпиши словосочетания;

2. Комментированное письмо. Перед учеником - комментатором ставится задача - объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим (объяснить орфограммы);

3. Письмо с проговариванием. Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок.

3. Письмо с пропуском орфограмм. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5. Какографические упражнения. Предусматривает исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

6. Скоростное письмо. Самым эффективным приёмом для выработки скоростного письма является списывание на время.

Методика его проведения такова: *чтение текста хором с учителем (орфоэпически); *самостоятельное чтение хором; *объяснение орфограмм (коллективно); *чтение по предложениям; *орфографическое чтение; *запись текста на время; *проверка написанного;

7. Письмо по памяти. Схема проведения письма по памяти такова: *чтение текста (орфоэпически), работа по содержанию *орфографическое чтение учителем, детьми, орфографической разбор; *упражнения в запоминании; *орфографическое чтение слов с орфограммами; *запись; *проверка;

8. Диктант . *Предупредительный диктант . *Объяснительный диктант. *Выборочный диктант . *Свободный диктант . *Самодиктант . *Зрительно - слуховой диктант; Цель - предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно прочитывается. Затем выделяются интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза, прочитать и написать). Текст на время закрывается, и дети ещё раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память.

*«Проверяю себя!» Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

*Словарный диктант (с различными видами проверки)

Использование занимательного материала на уроках по развитию орфографической зоркости (1-2 классы): *Игра «Буквы спорят и побеждают». На карточках написаны слова на определённую орфограмму, нужно выбрать букву и доказать её написание. «гр(о,а)за» - объяснение « в слове «гроза» спорит две буквы А и О, я выбираю О, проверочное слово «грОзы»;

* «Найди лишнее слово и докажи!»: водяной, водичка, водитель, водопад;

* «Весёлые рифмовки»: «Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки? Он в тетрадке написал: «Корондаш, портфел, пинал, ручька и титратка у меня в порятке» Быстро Васе помогайте, все ошибки исправляйте!

*Выбери букву, объясни и запиши предложение: Серёжа (М,м)орозов не боится (М,м)орозов. Толя (О,о)гурцов собрал больше всех (О,о)гурцов.

*Работа с пословицами и поговорками. Прочитать пословицу, объяснить её смысл, орфограммы, прочитать орфографически, записать: Кошке игрушки, а мышке слёзки. Больше верить своим очам - нежели чужим речам. На чужой сторонушке, рад своей воронушке.

*Использование загадок, метаграммы. «С «у» я птицею бываю, в поле в сумерки летаю. С «и» в пруду меня найдешь, на сазана я похож»

*Задачи - шутки. На пути я вижу сорок резво скачущих сорок. Этот вид мне очень дорог средь неведомых дорог.

*Хитрые слова. Подождём под дождём; поднёс поднос под нос; замкнул замок на замок;

*Омофоны: лес - лез, занос - за нос; население - на селение, забег - за бег;

*Придумать рифмовку со словами «задача - удача» и т.д.



© 2010-2022