Конспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставках

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставках

Конспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставкахКонспект урока по русскому языку Безударные гласные в приставках

Урок русского языка в 3 классе по теме

«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ». Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках. Цель: - развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания; - формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках.


  1. Организационный момент

Проверьте друзья,
Готовы ли вы начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили, садитесь! - Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа».

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

(Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока)

« Всегда - учиться, все - знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький)

- Почему сегодня у нас такой девиз? - А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…) - Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.) - А вы хотите стать сильнее? (Да) - Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи! (хлопают друг друга в ладоши)

- Вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности. - Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности (1 шаг - что я не знаю; 2 шаг - сам найду способ)

  1. Минутка чистописания.

Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число, кл. раб. С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.)

Обратите внимание на экран. Внимательно посмотрите на слоговое поле и найдите буквосочетание, которое встречается в каждой строчке этого поля?

( на)

Пропишите сочетание на на следующей строчке в тетради. (обратить внимание на соединение букв). Подчеркните простым карандашом лучшее на ваш взгляд сочетание.


- Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

- Какую часть слова напоминают вам буквосочетания в тетради? (приставку)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем. - Повторять будем всё подряд? - Нет, только то, что нам необходимо. - Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

- Какую часть слова напоминают вам буквосочетания в тетради? (приставку)

Поработаем в парах.

-У каждого из вас на парте таблица. Заполните первую колонку в таблице. Напишите всё, что вам уже известно о приставке (время 1 мин.)

  1. Приставка это часть ………….

  2. Приставка стоит …..

  3. Приставка служит для ……..

  4. Со словами пишется …….

проверка


- Какие умения мы формировали?


- Как обнаружить в слове приставку?
- Приведите примеры слов с приставками по- и под-.(показываю карточки с приставками по- и под) - Какое слово с приставкой под- из тестового задания № 2, тема 4 в рабочей тетради вы выбрали? (Подснежник.) - Докажите, что в этом слове есть приставка.

  1. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- Спишите слова. Поставьте ударение

Долетел, забежал, надписал, обласкали, поплясали

-Прочитайте слова. Чем похожи эти слова? (это глаголы)

-Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в каждом слове.

Подчеркните буквы гласных в безударных слогах. В какой части слова она находится? Обозначьте эти части слова.

Какие написания вы можете объяснить, а какие нет? Эту проблему нам необходимо сегодня решить на уроке. - Сформулируйте тему урока. (Буквы безударных гласных в приставках.)


  1. Постановка проблемного вопроса.

Сейчас мы выступим в роли исследователей. Откроем учебники, найдем упр. 147

Для того, чтобы оно было выполнено достаточно быстро и успешно, выполним задание в парах.

- Каждый ряд исследует четыре слова Выполняется (если необходимо) с консультацией учителя. Каждая пара сделает вывод: где могут находиться буквы безударных гласных, какие написания можно объяснить. Вывод: безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках. В корне их можно проверить. - А как быть с безударными гласными в приставках? - Сформулируем основной вопрос урока (высказывают свои предположения) - Сравните свои предположения с учебником на с. 171 - Давайте определим цели нашего урока (поочередно прикрепить на доску карточки) 1) Научиться правильно писать слова с безударной гласной в приставке. 2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке. - На какой вопрос нам предстоит сейчас ответить? (Как проверить безударную гласную в приставке)

Заполним вторую колонку в нашей таблице


  1. Приставка это часть слова

  2. Приставка стоит перед корнем

  3. Служит для образования новых слов

  4. Со словами пишется слитно

Как проверить безударную гласную в приставке?

- А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/. - Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
7. Поиск решения. а) Работа по учебнику. - Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке?

- У кого есть какие предложения?

- Как проверить наши предположения?

1. Проверим ваши предположения, выполняя упр. 148

-Что общего между приставками под ударением и безударными? ( они одинаковые) - Какой вывод можем сделать? (приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково, значит, для написания буквы безударного гласного в приставке можно подобрать проверочное слово с такой же приставкой, где бы гласный был под ударением.

Физкультминутка.

Проверим, верны ли наши предположения. Прочитаем правило в учебнике на с.123. Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется ещё одна буква гласного о - для удобства произношения: обновил/обозвал, откусил/оторвал, подбежал/подошёл.) - Предположение, выдвинутое вашими одноклассниками о правильном написании безударных гласных оказалось верным или нет? Докажите свой ответ. - Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить или запомнить) - Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной). - Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет). - Когда для проверки нужны обязательно однокоренные слова? (Для проверки написания букв безударных гласных в корне.) - На данном этапе урока, какую цель достигли? (Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке). -Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках). - Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.

в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках. - С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке? - Прочитать слово - Поставить ударение - Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием. - Что это значит? (Выделить в слове его части). - Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной. - Если проверочное слово подобрать нельзя, то это слово нужно запомнить, обратиться к словарю, использовать слово-шаблон, или посмотреть в интернете - Записать слово. - Подчеркнуть безударную гласную в приставке. - Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке? - Какую цель достигли на этом этапе?

Запишем ключевые слова в 3 столбик нашей таблицы


  1. Приставка это часть слова

  2. Приставка стоит перед корнем

  3. Служит для образования новых слов

  4. Со словами пишется слитно

Как проверить безударную гласную в приставке?

  1. Подобрать слово с такой же приставкой под ударением

  2. Запомнить

  3. Обратиться к словарю

  4. Использовать слово-шаблон

  5. Интернет

- Вернёмся к упражнению. Составьте предложение с любым словом из этого упражнения.

Запишите предложение самостоятельно.

Возьмите листочки, лежащие у вас на партах. Кто догадался, что нужно сделать?

а

о

Назовите приставки, в которых пишется гласная О? гласная А? Молодцы!

-Почему остались пустые стрелочки? (Не все приставки записали)

- Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о правописании приставок? Почему вы так думаете?

-И снова остались пустые стрелочки? Почему? Приставок очень много, на одном уроке мы со всеми приставками познакомиться не сможем. Продолжим знакомство и заполнение наших карточек на следующих уроках.

ФИЗМИНУТКА:

Игра « Да, нет»

Хлопни и присядь разок,

Если в слове есть предлог.

А приставку услыхали.

Хорошо её назвали.

Поехали, до школы, перешёл, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота, отбросить, подлить, за окном.
8 . Первичное закрепление - Теперь мы получили новые знания. а) Игра "Хлоп - топ ". - Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними - хлопаете, если не согласны - топаете.

  1. Корень- это главная часть речи

  2. Корень- это главная часть слова

  3. Приставка всегда пишется слитно со словом

  4. Приставка может писаться как слитно со словом, так и раздельно

  5. Приставка может стоять после корня

  6. Приставка всегда стоит перед корнем
  7. Безударные гласные бывают только в корне. (топ).
  8. Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).
  9. Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).
  10. В слове замок есть приставка -за

  11. В слове записка есть приставка -за


б)Выборочная запись слов с изученной орфограммой. - Выпиши слова с орфограммой «Буква безударного гласного в приставке», обозначьте её. (слова на слайде) Зазвенела птичья трель, Закружилась карусель. Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять.
РАБОТА В Р.Т.с.24 №3,4 Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
  1. Итог урока

- Давайте вспомним цели нашего урока - Достигли мы поставленных целей? - Где можно использовать эти знания?( - Не только на уроках русского языка, но и в обычной жизни, где необходимо будет применить следующее правило)

Самооценка .
  1. Рефлексия

На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание. - Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая. (Ты молодец! Так держать!) - Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!) - Если ничего не получилось, то звёздочка розовая. (Я верю в тебя!)

- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения. Домашнее задание: д.м. упр.99

Спасибо за урок!


© 2010-2022