Конспект урока по развитию речи 4 класс (ОС «Школа России») на тему: «Пусть птицы выводят своих птенцов» (Изложение)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по развитию речи

4 класс (ОС «Школа России»)

Тема: Изложение. «Пусть птицы выводят своих птенцов».

Цель: отрабатывать навык написания изложения по составленному плану.

Задачи:

1. Продолжать работу над развитием умения писать изложения по составленному плану;

2. Развивать орфографическую зоркость учащихся;

3. Воспитывать бережное отношение к природе, любви к ней, учить охранять природу.

Технология: деятельностный подход.

Оборудование: пластинка с записью голосов птиц, иллюстрации птиц.

Структура урока:

  1. Организационный момент. 1 мин.

  2. Актуализация ЗУН. 5 мин.

Постановка учебной задачи.

  1. Работа над изложением.

Знакомство с текстом (чтение учителем). 2 мин.

Беседа по содержанию. 4 мин.

Работа над составлением плана. 4 мин.

Орфографическая подготовка (на доске). 2 мин.

  1. Физкультминутка. 1 мин.

  2. Продолжение работы над изложением.

Запоминание текста и пересказ по частям. 5 мин.

Чтение текста учителем последний раз. 2 мин.

Самостоятельная работа учащихся. Написание изложения. 10 мин.

Зачитывание нескольких работ. 2 мин.

  1. Итог урока. 2 мин.

Вид доски:

Лесником, убирать, казался, водой, зеленели, вылетела, рубки, березки.

Двадцатое сентября.

Изложение.

Пусть птицы выводят своих птенцов.

План:

1. На помощь леснику.

Отправились убирать, от рубки.

2. Природа оживает.

Казался прозрачным, умылся.

3. Неожиданная находка.

Что-то захлопало, зашумело, внизу.

4. Птенцы спасены.

Поправил, повел.




Дерево с различными видами птиц.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Орг. момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

1 мин

Актуализация ЗУН.







Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с Вами продолжим учиться писать изложения.

Прежде, чем объявить тему нашего изложения, я предлагаю послушать голоса. Послушайте и ответьте, кому они принадлежат? (Прослушивается фонограмма с голосами птиц).

Верно, это голоса птиц.

(Открывается часть доски с рисунком дерева и сидящими на ветках птицами).

Посмотрите на дерево, сколько у нас гостей. Ну, а как вы их узнали, я сейчас проверю. Отгадайте загадки:

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.


Мать отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду, -
Чужим сбуду.


Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит.


Летом за пахарем ходит.
А под зиму с криком уходит.


Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями,
Ну, а зовут меня….


Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.


Среди деревьев кузнецы куют.


А тема нашего изложения - "Пусть птица выводит птенцов!"

(Запись учащимися в тетради).

Это голоса птиц.


Ласточка

Кукушка

Соловей

Грач

Скворец

Жаворонок

Дятел

5 мин.

Работа над изложением.

Знакомство с текстом (чтение учителем).



Беседа по содержанию.




Работа над составлением плана.





Орфографическая подготовка (на доске).

Физкультминутка

Запоминание текста и пересказ по частям.

Чтение текста учителем последний раз.

Самостоятельная работа учащихся. Написание изложения.

Зачитывание нескольких работ.

Пусть птицы выводят птенцов.

Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.

Хорошо в эту пору в лесу! Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Ветки осин украсились длинными сережками. Зеленели молодые березки.

Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что - то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пестрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.

Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов!


  • Какой это тип текста?



  • О каком времени года говорится?



  • Что на это указывало, какие слова?

  • Объясните значения выражений: лес казался прозрачным, умылся весенней водой, украсились длинными сережками?

  • Зачем ребята отправились в лес?



  • С кем они столкнулись в лесу?



  • Как поступил лесник?



  • Какова основная мысль текста?

На сколько смысловых частей можно разделить текст?

Записали слово "план".

План

1. На помощь леснику.

Отправились убирать, от рубки.

2. Природа оживает.

Казался прозрачным, умылся.

3. Неожиданная находка.

Что-то захлопало, зашумело, внизу.

4. Птенцы спасены.

Поправил, повел.

(в каждой части работа над синонимами).

Русский язык очень богатый, и некоторые слова можно заменять близкими по значению - синонимами.

1 часть - отправились, остался.

2 часть - украсились.

3 часть - добрались, вылетела, лежали.

Объясните подчеркнутую орфограмму.

Лесником, убирать, казался, водой, зеленели, вылетела, рубки, березки.

Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.

Читает учитель.

Слушают.

Читают.



Повествовательный с элементами описания.

Говорится в этом тексте о весне.

Он остался от зимней рубки леса.

Он умылся весенней водой.

Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост.

Ребята столкнулись в лесу с большой пестрой птицей.

Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки.

Беречь птиц.

4 части

Озаглавливают вместе с учителем и находят опорные слова.




Объясняют каждую орфограмму.


Пересказывают друг другу (работа в парах), затем у доски 2-3 человека.

Слушают.

Пишут изложение.

2 человека у доски зачитывают свои работы.

2 мин.



4 мин.





4 мин.






2 мин.

1 мин.

5 мин.

2 мин.

10 мин.

2 мин.

Подведение итога работы.

Напоследок, мне бы хотелось зачитать вам такие строки:

Ни за что не в ответе
Словно самую малость,
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем
Не щадим, не жалеем.

Ребята, будьте друзьями птиц. Охраняйте гнёзда. Устраивайте кормушки. Пусть птицы своими песнями украшают наши леса и поля!

Я надеюсь, что после нашего урока, вы будете еще добрее и нежнее относиться к нашей природе, беречь ее.

2 мин.




© 2010-2022