О ведении и использовании орфографического словаря учащимися

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О ведении и использовании орфографического словаря учащимися

Сыромятникова Октябрина Егоровна,

Учитель начальных классов



В русском языке есть много слов, в написании которых учащиеся якутской школы испытывают нередко трудности. Отсюда вытекает необходимость систематической, повседневной словарно-орфографической работы. Успешному проведению словарной работы помогает ученический словарик, который ведут сами учащиеся. Я, например, веду такой словарик в общей тетради, который состоит фактически из двух словариков: один -по русскому языку(первая половина тетради), второй - по родному языку( вторая половина тетради). Первый раздел словарика по русскому языку (6листов) отведен для записи планов грамматического разбора. Второй раздел - «Орфографический словарь» (24 листа), куда записываются трудные для написания и понимания слова, причем тематически. Есть такие темы: «Наша Родина», «Город и деревня», «Одежда и обувь», «Меры веса и длины», «Школа», «Растения», «Люди», «Животные», «Транспорт», «Военные термины», «Продукты», «Имя существительное» (сюда записываются слова, которые не подходят к названным выше темам), «Имя числительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Дежурные слова» (сюда записываются слова, которые составляют исключения из общих правил грамматики), «Волшебные слова». Третий раздел (10 листов) - «Словарь по развитию речи. Здесь также есть отдельные темы: «Синонимы», «Антонимы», «Эпитеты», «Метафоры», «Олицетворения», «Сравнения, «Гиперболы», «Пословицы и поговорки». Четвертый раздел (6 листов) отведен для учета ошибок. Здесь учащиеся столбиком (каждая страница разделена на 3 части) записывают слова, в которых контрольных и тренировочных работах допустили ошибки, и подчеркивают соответствующие орфограммы. Словарь по родному языку (16 листов, вторая половина тетради) состоит точно из таких же разделов и тем, как и по русскому языку. На предпоследнем листе тетради дано содержание словаря и указаны страницы, что позволяет ученику быстро находить необходимый раздел на тему. На последней странице отведено место для отметок за ведение словаря, которые ставлю как в дневники учащихся, так и в классный журнал. Вот таков по содержанию и по форме этот словарик, и ценность его в том, что им учащиеся могут эффективно пользоваться при выполнении различных упражнений. Словарик ценен еще и тем, что учитель начальных классов видит, на какое правило допускают учащиеся ошибки по родному языку и наоборот. Основное в организации словарно - орфографической работы в начальной школе заключается не столько в ведении учащимися словариков вообще, сколько в целенаправленных тренировочных упражнениях с использованием словариков и выработке навыка постоянного обращения к этому учебному пособию. Какие же упражнения можно и нужно проводить по словарю? Это прежде всего обучающие диктанты, которые проводятся так: учащиеся просматривают слова на соответствующую тему, а затем пишут под диктовку. Можно проводить самопроверочные диктанты. Предлагается выписать из раздела «Учет ошибок» слова на определенное правило грамматики или с орфограммами, повторяющимися несколько раз и.т.п. Практикуем также составление рассказов по опорным словам, которыми могут служить слова какой - либо из тем. Опыт показывает, что все дополнительные усилия учителя, связанные со словарно - орфографической работой, окупаются сторицей.



© 2010-2022