Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
"Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»"

Задачи урока:
1. Обучающие: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья», обучать правильному чтению стихов, развивать умение читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, отличать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за ролью слов в художественном тексте.
2. Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, внимания, памяти, творческих способностей.
3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать любовь к природе.
4. Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать работу товарища и ее результат, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера.


Ход урока
I. Организационный момент

II. Актуализация знаний
- Сегодня у нас ребята необычный урок. Что вы видите перед собой? (деревья, кустарники, листья желтые и т.д.) - А какое домашнее задание у вас было? (подобрать и выучить стихи о природе, об осени любого автора) - Желает кто- нибудь рассказать стихотворение? - Почему именно это стихотворение ты выбрал? Чем оно тебе понравилось? Обсуждение выбранных стихотворений

III. Вступительная беседа. Сообщение темы, цели урока. - Сегодня мы прочитаем еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева, которое поэт назвал «Листья». - Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада облетают с деревьев листья. - Что вам напоминает их полет? - А вот какой разговор листьев «услышал» Федор Иванович. Хотите и вы послушать его?

IV. Первичное восприятие текста. Учитель выразительно наизусть читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья».

V. Анализ произведения.

1. Беседа по прочитанному. - От чего имени написано это стихотворение? - Какими вам показались листья? - О чем они мечтают? - Почему они хотят улететь вместе с ветрами? - Какие слова помогают лучше представить характер листьев? - Найдите строчки, в которых подтверждается, что листья выполняют функцию живого существа. (Мы ж, лёгкое племя, мы были в красе, мы ждать не хотим, мы с вами летим.) - Какое настроение у автора?(Радостное и грустное.) - Какие строчки передают настроение радости? ( Мы цветём и блестим, играли с лучами, купались в росе.) - Какие строчки передают настроение грусти? (Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли.) - Какие деревья любил Тютчев? (Лиственные.) - К какой группе деревьев относятся сосна и ель? (Хвойные.) - Как поэт описывал хвойные деревья? (Всю зиму торчат, их тощая зелень, как иглы ежа, ввек не желтеет, но век не свежа.) - К чему призывают листья буйный ветер? (Скорей нас сорвите с докучных ветвей.) - Какую мелодию вы слышите в стихотворении? (Спокойную, негромкую, распевную.) Далее следует упражнение в чтении стихотворения, учащиеся отмечают паузы, выделяют слова, на которые следует ставить логическое ударение. Примечание: следует объяснить детям слово «зефиры». Зефир (устар. поэт.) - легкий теплый ветерок. 2. Послушайте отрывок из одной песни

Листья жёлтые
Над городом кружатся
С тихим шорохом
Нам под ноги ложатся
И от осени не спрятаться
Не скрыться
Листья жёлтые
Скажите, что вам снится?

- О каком времени года поётся в песне? ( Об осени.)

- Кто главный герой песни? ( Осенние листья.) - Сегодня одна из наших групп приготовила сочинение - миниатюры на тему «О чем рассказал нам осенний листок» - Вы готовы их послушать?

VI. Подведение итога урока.

- Какова тема стихотворения? ( Показать осенние листья.)

- Какие чувства, настроение выразил поэт? ( Любование картинами осени.)

- Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о Ф.Тютчеве как о человеке?

( Он любил всё живое, понимал красоту природы, чувствовал её,…)

-Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой?

( Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо быть ещё и очень наблюдательными, иметь развитое воображение.)

-: Какие размышления, чувства возникли у вас после знакомства со стихотворением Ф.Тютчева? И как бы вы это передали в своих рисунках? VII. Подведение итогов. - Вам понравился наш урок? - Где вам больше нравится проводить уроки? Почему? Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение стихотворения

© 2010-2022